Учить “мертвые души”

От редакции. «Русский журнал» публикует статью о ситуации, сложившейся в одном из ведущих медицинских ВУЗов России – Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова, который этим летом прогремел на всю страну историей с «мертвыми душами», когда вскрылись факты вопиющих махинаций при зачислении в ВУЗ. Текст написан преподавателем этого ВУЗа.

Евдокия Шереметьева преподаватель Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова.

* * *

На сегодняшний момент удручает ситуация, сложившаяся вокруг преподавания в ВУЗах. Про бедственное положение школы, врачей – постоянно пишут. Но почему-то мало где пишут про преподавателей высшей школы. А зря.

Конечно, ряд столичных ВУЗов может похвалиться не самыми низкими зарплатами для своих сотрудников. Таких единицы, и мой ВУЗ к таковым не относится.

Я работаю на самой младшей должности профессорско-преподавательского состава – обычным преподавателем. Работаю в так называемом Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова, до этого лета называвшемся РГМУ им. Пирогова. В народе он известен как 2-й Медицинский. Стоит отметить, что это один из ведущих медицинских ВУЗов страны.

Работаю там относительно недолго – всего лишь третий год, и, возможно, дорабатываю последние дни. Хочу также отметить, что то, что я здесь написала, многие преподаватели вслух никогда не скажут – только в кулуарах. Поэтому пишу от себя лично.

Мертвые души

Этим летом ВУЗ прославился громким скандалом, связанным с поступлением. Я всегда подозревала, что большинство студентов, которые проходили лично через меня – люди, абсолютно не способные ни к какому обучению. Многие мне говорили, что, мол, мой предмет непрофильный, поэтому им знать его не обязательно. Но хочу сказать, что эти студенты имели те же проблемы и по другим предметам. Типичный разговор преподавателей разных кафедр в профессорской столовой:

N: Ну, это же невозможно, они элементарных вещей не знают!

M: На меня все время давят, что я слишком строг, но я не могу спрашивать ниже! Ниже некуда!

И преподаватель получается загнан в рамки, в которые его ставит система. Ну, не может же ВУЗ отчислить две трети студентов?! Почему их тогда брали, на каком основании?

И тут стоит вспомнить ту самую историю с поступлением. Все началось с того, что летом в июле некий программист Виктор Симак по просьбе одного из абитуриентов проанализировал списки зачисленных студентов, и увидел, что большая части из них... мертвые души! По разным данным обнаружилось, что более двух третей поступивших – несуществующие люди, или люди, которые даже документы не подавали. А потом на их места должны были, видимо, по уже отработанной схеме поставить «нужных» студентов.

Скандал невиданный. Ректора отстраняют от работы. Гремело даже за границей.

К слову сказать, в университете обучается много студентов из-за рубежа (не считая стран СНГ) – из стран Юго-Восточной Азии, а также из Африки. Более того, организовано специальное обучение на английском языке – в основном для малазийцев. Так вот, по неизвестным причинам набор студентов на это спецобучение в этом году сократился в 2 раза, и приехали они не в положенное время, а СИЛЬНО позже – почти к концу семестра. Называют сотни разных причин. Но от себя могу добавить (я, в частности, преподаю таким студентам) – об этом скандале Малайзия была хорошо осведомлена, и авторитет ВУЗа очень пострадал в глазах иностранцев. Но это от себя – официально назывались другие причины.

В это время я находилась не в Москве и не имела возможности наблюдать весь скандал. По приезду в РГМУ была мертвая тишина. Никто и ничего на эту тему не говорил. По большому счету все преподаватели, да и остальные догадывались, что большинство учащихся попадают в университет нелегальным путем. Для этого не надо никаких видеозаписей, официальных заявлений, данных и прочего. Для этого достаточно просто вести занятия у первокурсников.

На первом занятии я частенько из любопытства в конце пары давала студентам эссе на творческую тему «Почему я хочу стать врачом». Для начала – большинство из них просто не способно написать текст без миллиарда ошибок, выразить мысль хоть как-то. Вы скажете, они врачи – им это не нужно? Наверное, но, чтобы поступить, им необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку. А чтобы его сдать честно, нужно писать грамотно, пусть и литературно коряво. Но не с миллиардом ошибок в каждом слове! Кроме того, поражает цинизм некоторых и это при том, что эссе было не анонимное:

«Я хочу стать врачем, потому что у меня будет своя личная молоденькая медсестра =)»,

«Потому что так папа захотел», «Потому что это престижно и богато».

Оказывается, быть врачом – богато и престижно. Интересно, это он о врачах скорой помощи? О ком писал студент?

Наконец, к моему горькому сожалению, студенты в перерыве, совершенно не стесняясь преподавателя, открыто обсуждали вопрос покупки ЕГЭ, при этом надо было видеть удивление дороговизны каких-то регионов.

N: Чего так дорого? У нас в Дегестане в 2 раза дешевле!

Ладно, речь здесь не о ЕГЭ. Речь о том, что произошло в результате скандала.

В итоге, были назначены комиссии по расследованию этого инцидента. И по большому счету должны были полететь головы. Они и полетели. Точнее полетела. Одна голова – ректор Н.Н. Володин. И все.

Я попыталась выяснить состав приемной комиссии по поступлению, чтобы узнать, что стало с остальными. Ведь, по хорошему, весь состав комиссии должен был быть наказан, уволен. Ну, ведь не ректор, в конце концов, все это подделывал лично. Состав комиссии я так и не нашла. Но зато мне рассказали очень много интересных подробностей.

Например, нынешняя и.о. ректора Н.В. Полунина – входила в состав этой комиссии. А, например, Г.С. Ковтюх, заведующая кафедрой истории, экономики и права, стала сейчас проректором по учебно-воспитательной работе. На сайте она значится как председатель конкурсной комиссии на лечебном факультете РГМУ – факультете, на который сложнее всего попасть. Или вот, например, А.Е. Богданов до летнего скандала занимал должность проректора по международным связям, обучению иностранных граждан и учебно-методической работе. Его, конечно, сняли с этой должности (хотя на сайте ВУЗа он до сих пор значится как проректор). Но! Его поставили начальником нового департамента – опять же по международным связям. Интересная ситуация складывается. Это еще при том, что у меня нет на руках полного списка, чтобы отследить движение и ротацию остальных людей, ответственных за прием абитуриентов. Вышеперечисленные фамилии на слуху. Все знали, что они имели отношение к поступающим. И получается, что некоторые из них после скандала поднялись. А отвечал за все Н.Н. Володин.

Бывший ректор

Про Н.Н. Володина нужно сказать отдельно. Этот ректор был в РГМУ поставлен сверху – из Минздравсоцразвития относительно недавно, чем, видимо, многих и не устраивал. Не буду оценивать его работу положительно или отрицательно. Могу лишь сказать, что людей, поддерживающих его, было много. Любопытно почитать на студенческом сайте РГМУ ветку обсуждения про него – хороший он или плохой. Многие оценивали его неплохо, а многие наоборот. Одно можно сказать точно – руководитель он был жесткий. Я лично с ним не сталкивалась, только косвенно.

Прошлой осенью в университет приезжал тогда еще действующий Председатель Совета Федерации С.М. Миронов. От каждой кафедры на встрече должно было присутствовать 2 человека – завкафедры и еще кто-то. Я попала на встречу случайно – у меня было окно между парами, и меня позвал заведующий. По-моему, он об этом потом пожалел. Аудитория была набита профессорами, доцентами и студентами. Начали задавать вопросы – стандартные: а как быть с обучением, что делать выпускнику медвуза и т.д. Меня волновал один вопрос – когда поднимут зарплату преподавателям. К слову, зарплата с прошлого года изменилась на 200 рублей и на данный момент составляет 4600 рублей на полставки. Это конечные деньги, которые я получаю. Еще бывают подачки на Новый год и иногда на 8 марта в виде двойной зарплаты. Я очень переживала по этому вопросу, и тут все ждала, когда зададут вопрос на данную тему. Но его никто не задал, тогда я решила это сделать сама. Встала и спросила – когда же, наконец, поднимут зарплаты молодым преподавателям? Эмоционально, на подъеме, с обидой в голосе.

Несчастный С.М. Миронов начал говорить, что это от него не зависит и так далее. Я знала, что это действительно от него лично не зависит, и он всегда как раз выступал за приравнивание учителей, преподавателей к госслужащим – а у них хорошие зарплаты. Когда я села, пошла волна по залу – «Да, да, и доцентам, и профессорам!!!!!» Мне начали с места кричать – «озвучьте сумму, они же не знают». Я замялась и не стала – неловко было.

Так вот, после этого совещания, как сейчас помню – ко мне подошли несколько человек и сказали, что я герой! А ведь я ничего не сказала против ВУЗ, а могла бы – у меня много личных претензий накопилось. Я об этом промолчала и задала вопрос власти – вопрос был общим и беззубым. Ко мне подошла одна завкафедры, пожала руку и сказала, что я большой молодец. А на следующий день мне рассказали, что ректор рвал и метал, он требовал узнать, кто это и с какой кафедры посмел выступать? Ректор неоднократно говорил официально: у нас средняя зарплата по ВУЗу 30 тыс. рублей и чего вы жалуетесь? И действительно – весь обслуживающий персонал получает больше чем мы. Огромная бухгалтерия, отделы по кадрам и прочие – у них и правда хорошие зарплаты. И премии у них не в пример нашим. Ага, средняя температура по больнице.

Тогда я была уверена, что меня уволят – пронесло. Но это витало в воздухе. Особенно после слухов о том, как одна профессор уволилась после того, как на приеме у ректора она попросила, чтобы ей и коллегам заплатили копейки, которые положены за преподавание на английском для малазийцев. Раньше оно оплачивалось специально, а после прихода Володина – нет. Уволилась она не из-за того, что попросила. А из-за того, что ректор вынул мелочь из кармана, и бросил в нее – мол, держите полагающиеся вам копейки!

Так что было и много таких, кто его просто ненавидел.

Так вот, после скандальной истории с поступлением пошел слух, будто бы таким образом решили подставить ректора, избавиться от него. Я не думаю, что это так. Точнее я этого не знаю. Но я знаю одно – в результате скандала никто кроме ректора за всплывшие нарушения не ответил. Многие даже продвинулись по служебной лестнице. А все осталось, как и было.

Что дальше?

Я не верю, что в следующем году на занятиях меня посетят более умные студенты. Думаю, система настолько прогнила изнутри, что придется как-то с этим жить и дальше. Единственное, что я могу сделать лично – это рассказать об этом.

Также еще на последнем заседании кафедры, которое состоялось в конце января этого года, заведующий рассказал нам много интересного, касающегося всей системы образования в целом. Об этом говорилось и раньше – но это были проекты, обсуждения, слухи. Теперь это становится реальностью.

В частности, дальше финансирование ВУЗов будет – подушевое, то есть деньги будут выделяться на каждую «душу». Также сказано, что теперь приоритетным станет сохранение количества студентов и повышение качества их образования, которое измеряется в оценках. ВУЗ естественно не заинтересован в отчислении студентов – финансирование будет уменьшаться. «Работайте лучше!» – отвечают нам, когда мы пытаемся отстоять право на то, чтобы ставить двойки совсем глупым. Отныне критерием оценки качества нашей работы станет количество положительных оценок. И ничего ИМ не объяснишь. Лучше преподаешь, лучше учатся. Лучше учатся – хорошие оценки получают. Из своего студенчества припоминаю, что самые дельные преподаватели – те, которые ставили больше всего двоек. Они действительно учили. А вот от отметок будет зависеть зарплата. Но это уже вопрос не к ВУЗу, а ко всей системе. У меня такое подозрение, что люди, работающие в этой системе, сами не учились, поэтому им сложно понять корреляцию между качеством преподавания и качеством оценок.

Напоследок хотелось бы добавить – среди студентов есть умные и замечательные ребята. Они мне рассказали, что этим летом были на поздравлении выпускников в Кремле и когда на сцену вышел Фурсенко – его все освистали. Может быть, господин Фурсенко скажет, что это был крик поддержки? Что ж, ему виднее…

P.S. Уже после того как данный текст был написан, вокруг ВУЗа разразился новый скандал: во время январской сессии на взяточничестве был пойман преподаватель латыни. На сегодняшний момент этим делом занимается прокуратура и ведется расследование. Как говорят, планируется даже снять передачу, посвященную этому разбирательству. Многострадальный ВУЗ в очередной раз влип в историю. Хотя по большому счету все эти скандалы лишь выплывшее наружу проблемы всей системы образования в целом. Подобные истории могут произойти почти с любым ВУЗом.

       
Print version Распечатать