Тема: Проблемы образования
Наталья Иванова-Гладильщикова:Закон "Об образовании" не менее страшен, чем закон "Димы Яковлева"
Есть в новом законе и статьи, прямо нарушающие Конституцию РФ. Изучение религиозной культуры становится обязательным. Как это увязать с тем, что образование в РФ по Конституции носит светский характер?
Александр Блинков:Конкурс, где не надо плясать, а надо решать задачи
Математическое образование может спасти только одно: если его оставят в покое. Энтузиастов-учителей полно. Мы уникальная страна: сколько нас не душат, все равно что-то остается.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Как спасти физматинтернат имени Колмогорова
На фоне глобального возмущения общественности происходят и локальные взрывы. Это, например, история со странным назначением в марте 2012 года директором знаменитого физико-математического интерната имени А.Н.Колмогорова некоего А.В. Андриянова.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Компьютерный ЕГЭ – это неизбежное благо, или неизбежное зло?
Сторонники идеи сочинения на компьютере считают, что это уменьшит долю технической орфографии и даст возможность выпускнику больше следить за стилем, за содержанием. А проверять орфографию нужно раньше, до 10-го класса. Для школьников звучит заманчиво!
Наталья Иванова-Гладильщикова:Преподаватели невысокого уровня… доходов
Преподаватели возмущены высказыванием Дмитрия Ливанова: «Учитывая, что 90 процентов вузов "не дотягивают", профессию лучше сменить министру».
Наталья Иванова-Гладильщикова:Чем Консерватория хуже Бауманки, или как у нас выбирают неэффективные вузы
Результатом министерского мониторинга может стать слияние условно неэффективных вузов с условно эффективными. При этом уж точно будет разрушена структура присоединяемого вуза, а качество образования едва ли улучшится. Зато – какая экономия бюджетных средств!
Александр Абрамов:"Минобр - это Министерство народного недоверия"
Я убежден в том, что пришло время проверить все министерства по поводу признаков неэффективности. Министерство образования теперь превратилось в Министерство народного недоверия. Одна бумага за другой, и – полный провал.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Как в МИФИ насаждают "православие, самодержавие, народность"
На своем Студенческом портале мифисты массово возмущены созданием кафедры. Никто их мнения не спрашивал, Ученый Совет просто претворяет в жизнь решение весьма узкого круга лиц.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Образование едва сводит концы с концами
Председатель думского Комитета по образованию Александр Дегтярев признал, что "образование едва сводит концы с концами". Но на всякий случай добавил, что обязательства государства будут выполнены.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Каким будет наше образование в 2020-м году, или Программа в стиле сopy-paste
Если говорить о школе, то она начинается с учителя. Но как раз фигуру учителя Программа и обходит стороной. Все остальное – пустые слова, каждое третье из которых – "эффективность", за которым просматривается другое слово - "экономия".
Наталья Иванова-Гладильщикова:Страна Советов, или как нам реорганизовать образование
Деятельность школы и работа учителей оцениваются только исходя из формальных показателей. Видимо, чиновникам так проще. Доходит до полного абсурда.
Дмитрий Песков:Сага о форсайтах на теплоходе "Ленин"
Строгость законов компенсируется у нас необязательностью их исполнения. Образование все равно будет прорастать сквозь препоны, вне зависимости того, что есть в законах. Настоящее образование у нас – вне регламентов.
Илья Матвеев:Так что там с Карфагеном?
Министерство как таковое просто не может решить проблем высшей школы, сколько бы самоуверенных заявлений о "радикальных изменениях" не сделал очередной новый министр. На это способны только преподаватели и студенты. Нам брошен вызов. Мы должны объединиться и отвоевать то, что принадлежит нам по праву.
Максим Кронгауз:"Как решить задачу на языке дирбал, умбу-унгу и теоп, если вы их не знаете"
Талант к языкам может и не иметь такой логической основы. Язык можно познавать через логику, через систему, грамматику, а можно учить его, как это теперь принято во всем мире, через коммуникацию (если он нужен на бытовом уровне). И полиглоты тоже бывают разные.
Мария Веденяпина, Светлана Мицул:Детская библиотека сегодня – это путь от вампиров к Гоголю
Дети экономически невыгодны. Они – удовольствие дорогое. Ведь неизвестно, кто вырастет. Поэтому в них надо вкладывать и вкладывать – душу, свои знания, средства. И мы знаем, что легко с детьми не бывает.
Авраам Шмулевич:Кавказский школьный беспредел
Надо сказать, что практика с фальсификациями ЕГЭ и раньше была широко распространена на Кавказе. Только использовалась она в сугубо личных целях, для коррупционного обогащения чиновников от образования, и без дискриминации детей по национальному признаку, только по имущественному.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Сто книг после детства, или о съезде учителей литературы
Идея 100 книг странная и мало осуществимая. Так, знаменитый учитель литературы Лев Айзерман, на вопрос о том, как он относится к такому "канону", ответил: "Основа – это программа. О каких 100 книгах можно говорить, когда школьники не читают даже те 20 книг, которые есть в программе!"
Александр Ковальджи:Александр Ковальджи: “Одаренными детьми смогут торговать, как футболистами”
Ребенок что-то хорошо нарисовал. Все! Его теперь заставят быть художником. Это кормушка: ты за свои художества приносишь деньги семье и учителю. Значит, тебе уже не дадут заняться биологией или математикой.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Рейтинг вузов поставил диагноз реформе образования
Этот рейтинг дает интересный материал для анализа того, помогает ли так называемая, "модернизация образования" росту его качества. Стали ли лучше студенты? Вывод однозначен: ситуация изменилась к худшему.
Наталья Иванова-Гладильщикова:В вузы надо принимать не по ЕГЭ, а по среднему баллу аттестата и портфолио
Варианта два. Либо возвращаться к старой системе – выпускным и вступительным экзаменам, либо, в корне переосмыслив ЕГЭ, сделать так, чтобы от его результатов не зависела ни зарплата учителя, ни финансирование школы, ни репутация губернатора.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Стандарт без содержания и смысла
В Стандарте вообще ничего не говорится о том, что должен знать выпускник. Примерные программы должна составлять сама школа, и никакого единого образовательного пространства больше не будет.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Дети говорят: ЕГЭ убивает нас как личностей
Cамое главное заключается в том, что ЕГЭ начисто убивает в детях желание учиться. Заставляет приспосабливаться к сомнительным требованиям и критериям. То есть, учит врать с юности.
Наталья Иванова-Гладильщикова:"Фурсенко, где наше бесплатное образование?"
Учителя начали постепенно "оживать". Сейчас их все больше волнует, как добиваться пусть маленьких, но реальных перемен. У людей появилась надежда, что и от них что-то зависит.
Сергей Бебчук:"Если закон «Об образовании» примут в нынешнем виде, школа превратится в казарму"
Беззаконие дошло до предела. А сейчас готовится новый, интегрированный закон "Об образовании", из которого уже вымыто все, что было в законе 1992-го года. Если его примут в нынешнем виде, школа превратится в казарму. А образования не будет совсем.
Роман Ганжа:Педагогический Gesamtkunstwerk
Я был делегирован на некий "межвузовский семинар", посвященный трудностям "внедрения" новейших образовательных стандартов в образовательный же процесс. Принимающей стороной оказалась разношерстная шайка педагогов — так они называли себя, и у них для этого были даже некоторые институциональные основания.
Владимир Линков:"Половина выпускников школы не имеет ни малейшего представления о русской классике"
Дети остаются один на один со своими проблемами. Им кажется, что об этом никто не говорил и не думал. А то, что пишут Толстой или Достоевский – это что-то заумное и к ним не имеющее отношения.
Наталья Иванова-Гладильщикова:История о том, как у нас имитируют работу с одаренными детьми
История о том, во что вылилась идея работы с одаренными детьми, наглядно демонстрирует: в стране рухнула система принятия решений. Во всех сферах торжествует непрофессиональный, сугубо бюрократический подход. Попросту - имитация деятельности.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Почему "православие" в школе проиграло "светской этике"
Нейтральная "история религий" не устраивала РПЦ. Церковь продавила предмет с чудесной аббревиатурой, хотя бы в виде шести модулей, надеясь, что большинство родителей страны выберет православие. И церковная идеология (за неимением другой) заполнит зияющие пустоты.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Кто станет новым министром образования, или как высшая математика убивает креативность
Помимо фраз и афоризмов этот министр войдет в историю как человек, в годы правления которого принято множество непопулярных решений. Это и закон о ЕГЭ, и введение подушевого финансирования в школах, переход на новую систему оплаты труда школьных учителей и вузовских преподавателей.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Что круче: МГУ или Гарвард?
Наши чиновники решительно не согласны признавать объективность западных рейтингов. Говорят, что рейтинг «Times» подстроен под англо-американскую систему образования, и потому нам не подходит. Что российская система традиционно ориентирована на образование, а зарубежные рейтинги - на оценку вузов по научно-исследовательской составляющей (тут возникает вопрос: а для чего еще нужно образование, для получения диплома)?
Спекуляции на проблемах образования
В «Русский журнал» пришло открытое письмо, подписанное сотрудниками кафедры философии и культурологии РНИМУ им.Н.И.Пирогова. Письмо является реакцией на не так давно опубликованную в РЖ статью Евдокии Шереметьевой «Учить “мертвые души”», посвященную проблеме современного российского ВУЗовского образования на примере 2-го меда.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Куда пропал Колмогоровский проект?
Напрашивается простая мысль: а не отменить ли принятые за последнее десятилетие "образовательные" законы? Это позволило бы хотя бы не разрушать то хорошее, что есть. Но возвращение старых законов – факт беспрецедентный. Должна быть политическая воля.
Ольга Розенблюм:Обучение детей мигрантов: эффективность в паре с этикой
Десять лет назад было больше проблем культурного свойства, чем сейчас: например, девочки-чеченки не понимали, как может девушка сама писать мужчине, а мальчикам точно так же было дико, что можно столь пренебрежительно думать о старшем в роду, тяжело заболевшем, – и это затрудняло разговор о «Евгении Онегине». Сейчас таких проблем нет.
Евдокия Шереметьева:Учить “мертвые души”. Продолжение
Все очень живо интересуются, что же именно было в разговоре с проректором? В течение всей беседы мне монотонно говорили, что в статье нет ничего, что она пустая, что там ни слова правды, и что это сплошная клевета, за которую можно подать в суд.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Школа – для того, чтобы дети получали знания в обстановке счастья
Помогают ли рейтинги школ в выборе учебного заведения для ребенка? Здравый смысл подсказывает: скорее, нет. Тем не менее, появляются все новые и новые рейтинги, объективность которых вызывает серьезные сомнения. На прошлой неделе, на конференции под названием "Тенденции развития образования: разные, но равные" презентовали "Рейтинг школ повышенного уровня восьми регионов России".
Александр Абрамов:В нашем образовании сегодня не только Рос-Пил, но и Рос-Разруха
Многие сейчас говорят: есть "план Путина". Но из этих статей следует: в применении к образованию его нет. Есть бессистемное собрание благих намерений, не подкрепленных ни программой действий, ни ресурсами.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Почему ставка учителя в Москве – 38 тысяч, а в Ногинске - 16
По мнению "Учителя года-2006" Андрея Успенского из Череповца, новая система оплаты труда была придумана для того, чтобы поощрить тех, кто хорошо работает. А получилось так, что важно, не как кто работает, а где.
Евдокия Шереметьева:Учить “мертвые души”
По большому счету все преподаватели, да и остальные догадывались, что большинство учащихся попадают в университет нелегальным путем. Для этого не надо никаких видеозаписей, официальных заявлений, данных и прочего. Для этого достаточно просто вести занятия у первокурсников.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Почему в России есть образовательный драйв, но нет образования
В массе своей "образовательный драйв" - это лишь неукротимое стремление нынешней молодежи любой ценой получить диплом. Для чего? Во-первых, для откоса от армии. Во-вторых – на денежную работу с высшим образованием устроиться проще. А уж какое это образование – вопрос десятый.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Что убьет работу с одаренными детьми
Нельзя отдельно заниматься одаренными детьми, а заниматься нужно перестройкой образования в целом, чтобы все мотивированные способные дети могли полноценно развиваться. И это будут не затраты, как говорят нынешние чиновники, а самые эффективные инвестиции в наше будущее.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Уроки “про это”
Преподавать половое воспитание как обычный школьный предмет неправильно. Учительница ивановского Лицея №21 задала подросткам вопрос, нужен ли им такой урок. И получила ответ: "Конечно, нужен: поржем! И лучше, чтобы уроки были с практическими занятиями".
Денис Яцутко:Опыт практического евразийства
Безусловно, дети мигрантов – не самая большая проблема современного российского и даже московского образования, но она есть. И никакого системного её решения пока не существует. Школы русского языка – не решение.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Студент! Проголосуй за ЕДРО: будет тебе общежитие
Cегодня в социальных сетях появилось обращение студента МФТИ. Поражают три вещи: во-первых, шантаж студентов со стороны ректора. Во-вторых, шантаж ректора со стороны правящей партии. А в третьих, проснувшееся самосознание прежде равнодушных к политике российских студентов.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Манифест "OFF"
Нужен пересмотр образовательной политики. Если все решения будут приниматься сверху, без совета с экспертами, с обществом, все повторится сначала.
Анна Очкина:Затратный пшик - 2
В основу реализуемой в России концепции развития социальной сферы положено абсолютно неверное представление о ней как о нагрузке на экономику. И неверное стремление выжать из нее результаты, признанные рынком.
Анна Очкина:Затратный пшик
Реформаторы стремятся ограничить поддержку социальной сферы. Но рыночный натиск оборачивается триумфом бюрократических инициатив, на которые и уходят в большинстве своем увеличивающиеся финансовые потоки.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Чем мы хуже Сингапура
У нового и.о. декана Вячеслава Никонова есть собственная программа действий, в шутку названная им "мартовскими тезисами". Ее можно рассматривать как концепцию реформы образования для будущих управленцев.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Карантин так карантин
У всех московских младших школьников – внеочередные каникулы. Вызвано это всплеском заболевания гриппом. Готовы ли школы столицы обучать детей дистанционно? И что делать родителям, которым не с кем оставить детей?
Наталья Иванова-Гладильщикова:Шаг вперед - шаг назад
2010 объявлен Годом учителя. Но вопреки парадным рапортам о том, что 200 тысяч педагогов приняли участие во Всероссийском конкурсе "Учитель года России-2010", именно на эту цифру Министр образования и предложил сократить число учителей.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Юристов и филологов в одну кучу
В чем проявились недостатки приемной компании- 2010? Почему все места в топовых университетах заполнены олимпиадниками и льготниками? Правомерен ли перекос бюджетных мест на инженерных факультетах в ущерб гуманитарным?
Наталья Иванова-Гладильщикова:16 тысяч выпускников не получили аттестатов
В прошлом году всех волновало, что будет с теми, кто не получил аттестата зрелости. Оказывается, за них можно не волноваться. Все они – на контроле у субъектов РФ.
Любовь Духанина:ЕГЭ нужно сдавать с апреля по июнь
Из реальных проблем, с которыми сталкивались дети на ЕГЭ, это – сбои в списках, нехватка бланков, удаленность пунктов проведения апелляции. Те вопросы, которые находятся в компетенции местных департаментов образования.
Олег Смолин:Будет ли Россия модернизироваться
Принятие в России новых законов – это не борьба по большому счету социалистов и либералов, а вопрос о том, будет ли страна действительно модернизироваться.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Гуманитарии никому не нужны
Началась вступительная кампания в вузы – 2010. Она радикально отличается от кампаний прошлых лет. Причины: кризис, демографический провал и экономия в сфере образования.
Надежда Шайденко:Физику в педвузе надо преподавать иначе, чем в Бауманке
Как я поставлю человеку "двойку" и скажу, что он не пригоден, если он прекрасно отвечает по предмету? Если он сдаст по баллам лучше, чем другие, кто угодно меня засудит, если я не возьму такого абитуриента.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Россиянам закон об образовании не писан
В сентябре должны рассмотреть новый закон "Об образовании в РФ". Новый закон ухудшает ситуацию, возможности выхода России на конкурентоспособные позиции, узаконивая продуцирование российской системой образования неконкурентоспособной рабочей силы.
Иэн Шапиро:Теория хороша, если она может быть полезной
Академики же могли бы поучиться у политиков решению реальных проблем. Большинство академиков интересуется скорее тем, что происходит в их собственных головах, а не в реальном мире. Теория хороша, если она может быть полезной.
Ричард Волин:Интеллектуальная жизнь оторвана от политики
Одно из отличий нашей системы заключается в том, что у нас, в отличие от Европы, большое распространение получили частные университеты – Гарвард, Йель, Принстон.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Экономим на суворовцах
Разговоры о переориентации суворовских и нахимовских училищ из военных заведений в штатские идут давно. Сейчас появился повод обсудить проблему снова: Минобороны приняло решение, что суворовцы и нахимовцы впервые не будут участвовать в параде 9 мая.
Наталья Иванова-Гладильщикова:В Год учителя педагогам станет хуже
Статус учителя упал ниже плинтуса, школа приравнена к сфере услуг, на образовании хотят сэкономить, а «реформаторские» законы лишь ухудшают ситуацию.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Без туалета, но с интернетом
На переход к новым стандартам обучения всех полутора тысяч учебных заведений столицы понадобится порядка 2 миллиардов рублей. У регионов таких средств просто нет.
Василий Ванчугов:Идеологические университеты России
Готова ли сегодня российская власть к тому, что часть российской высшей школы в ближайшем будущем будет работать на государство, а часть - на гражданское общество? Если она ориентирована на модернизацию, то должна быть заинтересована и в такой модели эволюции.
Харви Мэнсфилд:Университеты препятствуют прогрессу
В настоящий момент университеты – движущая сила в негуманитарных науках и препятствие – в гуманитарных и социальных. В этих областях университеты уже утратили ощущение цели и предназначения.
Даниил Александров:Будущее российских вузов пессимистично
Я пессимистически смотрю на будущее российских университетов. Вырвавшись на свободу, они оказались слишком увлечены деньгами.
Сергей Гуриев:Качественных вузов в России мало
Не совсем понятно, насколько выпускники российских вузов востребованы экономикой. У нас, например, много инженерных вузов, для выпускников которых нет достаточного числа рабочих мест в России.
Алексей Любжин:Контуры реформы образования
Мы так долго и упорно убеждали друг друга и самих себя в том, что образование не есть процесс передачи знаний, что действительно в это поверили. Но "образованного человека" без определенной суммы знаний мы представить себе пока еще не способны.
Евгения Абелюк, Мария Большакова:Примитивно о сложном
Мониторинг по литературе, проведенный в школах Москвы, еще раз показал искусственность ЕГЭ по литературе, а главное – невозможность при помощи такого экзамена выявить и оценить читательскую культуру.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Нет никаких педвузов
Учителем младших классов должен быть вовсе не невезучий троечник, поневоле попавший в школу, и даже не бакалавр (как происходит сейчас), а современный магистр педагогики.
Василий Ванчугов:Химера нашего времени
При той девальвации ценностей, размытости критериев, с чем многие свыклись за переходный период, в скором времени половина населения будет состоять сплошь из кандидатов наук, а вторая из "воров в законе".
Наталья Иванова-Гладильщикова:"Белая книга" ЕГЭ
Далеко не только ЕГЭ виновен в глубоком кризисе отечественной системы образования. Но с введением данной системы ситуация обострилась: решаются не подлинные, а мнимые, надуманные проблемы.
Алексей Любжин:Опыт о развращающем обучении
Настоящего воспитательного воздействия общеобразовательная школа оказать не в состоянии. Потому она поступит разумно, если сузит поле своей деятельности.
Алексей Руткевич:Не потерять поколение 30-летних
Мы слушаем речи о модернизации, об инновациях, только кто станет готовить кадры для такой модернизации? Получившие высшее образование молодые люди не желают жить долгие годы в нищете и дружными рядами пополняют бюрократию и "офисный планктон".
Наталья Иванова-Гладильщикова:"Зачетная книжка без взяток" как борьба с коррупцией
Для того чтобы была настоящая борьба с коррупцией, нужна политическая воля: необходимо принять закон "О преодолении коррупции на верхних этажах власти". Мы же бичуем маленьких воришек, а больших не трогаем.
Александр Абрамов:Вся власть – профессионалам
Проблемы образования в ситуации, когда ставятся амбициозные задачи по развитию страны, являются ключевыми. Любые задачи можно решить только в тех случаях, если есть люди, которые умеют и хотят их решать.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Когда коррупция равна бюджету
Взятки в системе образования составляют 5,5 миллиардов долларов в год. Это сопоставимо с бюджетом государства. Система образования пронизана коррупционными схемами.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Реформируйте детский сад
Однозначного ответа на вопрос "кто виноват?" в том, что происходит в сфере отечественного образования – нет. Нельзя сказать, что виноваты только чиновники и законодатели. Все намного сложнее.
Виктор Садовничий:ЕГЭ - это всерьез и надолго
Школьное образование должно давать школьникам фундаментальные знания. Однако, современные школьники, покидающие стены школы, все менее этими знаниями обладают.
Юлий Халфин:Педагог и педагогика
Не может быть единых методов педагогической культуры. Мне представляется, что педагогика подобна браку. Он удачен, когда естественно сопрягаются две нашедшие друг друга половинки.
Крейг Калхун:Более образованная Россия желательна для всего мира
В России сейчас намного больше квалифицированных обществоведов, чем учреждений, которые могли бы принять их и найти применение их способностям. В большинстве университетов институциональная поддержка новым начинаниям довольно слаба.
Наталья Иванова-Гладильщикова:С таким ЕГЭ у нас не останется педагогов, инженеров и рабочих
Два месяца назад президент Медведев поддержал идею создать отдельную комиссию, которая проанализирует все плюсы и минусы ЕГЭ. Между тем нет никаких сведений о том, что подобная комиссия создана и работает.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Школа не для богачей, но для элиты
Учредители Сколково очень высоко оценивают свое учебное заведение на рынке российских и даже мировых бизнес-школ. Но стоимость обучения – 50 тысяч евро – вызывает опасение, что учиться в ней смогут только новые русские.
Владимир Зернов:Негосударственные вузы должны получить доступ к госресурсам
Если практически во всех странах мира растут вложения в негосударственный сектор образования, то у нас все наоборот. Негосударственные вузы были выброшены из нацпроекта «Образование».
Иван Ященко:Слава Богу, что по олимпиадам теперь можно поступить в вуз
Олимпиада, в отличие от ЕГЭ, который оценивается огромной массой учителей, часто не умеющих эти задачи решать, проверяется на базе ведущих вузов и научных институтов. Квалификация людей очень высокая.
Ярослав Кузьминов:ЕГЭ и ГИФО – братья навек
Идет демографический спад. За счет кого сокращаться? Система нормативного финансирования снимает ответственность с чиновника за это. Решать должны абитуриенты: куда они решат поступать, туда и пойдут деньги.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Как усовершенствовать ЕГЭ
Для того, чтобы ЕГЭ заработал в полной мере, его нужно рассматривать в «комплекте» с нормативно-подушевым финансированием: чем выше балл по ЕГЭ, тем больше денег последуют в вуз за студентом.
Геннадий Бордовский:"Самый большой конкурс – не в театральные вузы, а в экономические и авиакосмические..."
В этом году нарушилось традиционное лидерство творческих вузов по числу поданных заявлений. Сегодня лидируют вузы экономические и авиакосмические.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Почему в крупнейших вузах – недобор студентов?
Только что прошла вторая волна зачисления абитуриентов в вузы по результатам ЕГЭ. Приемные комиссии в ужасе от хаоса и неразберихи, возникшей благодаря трехслойному зачислению (4-го, 13-го и 21 августа): такая схема явно не работает.
Дмитрий Бак:Зачем физикам учиться у гуманитариев
Сегодня в самой что ни на есть практической сфере жизни без гуманитарных предметов не обойтись. Речь идет о гуманитарном измерении высоких технологий. Это реалии ХХI века, давно осмысленные наиболее "продвинутыми" учеными и экспертами.
Наталья Иванова-Гладильщикова:ЕГЭ одобряют лишь 24% населения
Рособрнадзор считает, что бороться с нарушениями при проведении ЕГЭ должен не Федеральный центр, а субъекты РФ. Кому нужен "мониторинг" со стороны Федеральной власти, если она ничего не решает? Причем, принципиально.
Евгения Абелюк:Почему победители олимпиад по литературе на ЕГЭ получили "тройки"
Когда сильный ученик получает баллов меньше, чем слабый, ясно, что у проверяющих были определенные заготовки, которым надо было соответствовать.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Буйство коррупции
В нынешнем году единый экзамен провалился не менее оглушительно, чем в прошлом, не выполнив ни одной из предписанных ему задач. Почему?
Наталья Иванова-Гладильщикова:Что делать, когда денег нет, а школы строить нужно
Никто не знает, какими будут выпускники школ через 30-40 лет; какие требования будут предъявлять к ним на выходе. Но школы, которые строятся сегодня, в идеале должны простоять лет 50, а значит, их архитектурные проекты обязаны учитывать неизбежные изменения.
Сергей Черняховский:Негосударственные ВУЗы - защита от коммерциализации
Опасность деградации возникает тогда, когда ВУЗу становится невыгодно обеспечивать а) нормальную оплату работы преподавателя и б) высокую требовательность к уровню знаний студента.
Наталья Иванова-Гладильщикова:В истории нельзя все свести к датам
Можно ли компенсировать ущерб, который способен нанести ЕГЭ историческому образованию? Как это сделать? Об этом на «круглом столе» в Государственном историческом музее говорили преподаватели вузов, учителя и сами музейщики.
Олег Смолин:Жертва коммерческого подхода
Реформа военного образования в России, быть может, еще в большей степени, чем реформа образования вообще, оказалась жертвой коммерческого подхода.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Военное образование как жертва коммерческого подхода
Реформа военного образования связана с сокращением численности вооруженных сил. Как представляют себе эту реформу военные начальники, и как - преподаватели военных вузов?
Наталья Иванова-Гладильщикова:ФАС и его образовательная программа
На очередном заседании Российского общественного совета по развитию образования говорили об антимонопольной политике в сфере образования. Собравшиеся рассуждали о том, как можно решить проблему некачественного юридического образования. Но не только об этом…
Наталья Иванова-Гладильщикова:Эксперимент растет, зарплаты – нет
В российском образовании продолжается реформа оплаты труда преподавателей. Участники круглого стола "Новая система оплаты труда в образовательных учреждениях" разгромили новую систему в пух и прах. Однако Минобр стоит на своем.
О реформе исторического образования в России. Итоги
На семинаре был обсужден проект такой реформы, разработанный при поддержке фонда сотрудниками Смольного института свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Нужна ли в кризис реформа образования?
В период кризиса произойдет неравномерное ухудшение положения регионов. А значит, ухудшение состояния дошкольного, школьного и частично профессионального образования, которые финансируются не из федерального, а региональных бюджетов.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Олимпиадное движение под угрозой
Есть опасение, что слово на три буквы может разрушить не только систему школьного образования в целом, но и олимпиадное движение, до сих пор считавшееся самым чистым и бескорыстным.
Елена Иванова:Университет без издательства – не университет!
В 2008 году Европейская ассоциация университетов объявила о проведении конкурса лучших университетских издательств мира. Из русских успешно пройти его удалось только одному – Издательскому дому ГУ-ВШЭ. Рассказывает его директор.
Алексей Любжин:Образовательные предрассудки
Рассмотрим несколько предрассудков, которые серьезно влияют и на принятие решений, и на общественное мнение в области образования. Мы, конечно, не надеемся, что их удастся одолеть, но вдруг кого-то заставим задуматься?
Наталья Иванова-Гладильщикова:Не так страшен кризис в образовании, как антикризисные меры
Закончился ХI съезд Российского Союза ректоров, посвященный перспективам развития высшей школы. Но так как Минфин в числе других статей предложил сократить расходы и на высшее образование, об особом развитии говорить не приходится.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Лучше строить школы, чем тюрьмы
Можно либо согласиться с неизбежной гибелью множества вузов, оказывая господдержку только лучшим, либо помогать многим, превращая вузы в камеру хранения молодежи.
Александр Чаусов:Ударим религиозной культурой по разгильдяйству и бескультурью
Проблема преподавания любой из религиозно-культурологических программ как всегда одна - кадровая. Есть ли сейчас в России достаточное количество профессиональных педагогов-религиоведов?
Александр Абрамов:Кризис и образование: гибель или спасение?
Нынешний кризис не экономический, а цивилизационный. Рухнули идеалы общества потребления, концепция «золотого миллиарда». Если меняется парадигма, нужно срочно менять систему идеалов и псевдоценностей, которую пропагандирует телевидение.
Алексей Руткевич:Аргументы противников ЕГЭ иногда просто поражают
Система высшего образования может быстро измениться вместе с закрытием сотни-другой вузов. Только что делать с десятками тысяч студентов этих контор по выдаче дипломов? Так как в условиях кризиса власть предержащим вряд ли нужны студенческие волнения, меняться все будет медленно.
Ефим Пивовар:Главная задача – все рассматривать с точки зрения интересов студентов
Сейчас – кризис. А где программы подготовки кадров, которые могли бы способствовать гуманитарной адаптации человека в условиях кризиса? Это не работа психологов, когда катастрофа уже произошла и человека нужно возродить к жизни. Речь идет о путях преодоления трудностей, о поиске другого жизненного пути.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Правда и ложь российских рейтингов
Почему мы проигрываем в западных рейтингах? Дело в том, что в них крен сделан в научно-исследовательскую деятельность университетов. Отечественный же рейтинг сделал ставку на достижения вуза в образовательной и социальной сфере.
Елена Пенская:Академическое гастарбайтерство
Нечасто научные зарубежные вакации заканчиваются благополучно: нынешняя российская реальность мстительна, и долгое отсутствие (не год, а даже месяц) грозит серьезными потерями.
Дмитрий Бак:Будущее за эффективными формами общения
В последние годы контакты зарубежных ученых и российских студентов становятся все более обычным делом.
Александр Ф. Филиппов:Надо радоваться тому, что есть
Сама по себе возможность приглашать иностранцев ничего не гарантирует, это шанс, которым надо уметь воспользоваться.
Алексей Руткевич:"Требуется инициатива государства"
Если в США многие крупные Institutes of Advanced Studies принадлежат крупным негосударственным университетам, то в Европе основная роль принадлежит государствам. Мы вряд ли дождемся таких расходов от бизнеса, да еще в нынешней ситуации.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Капканы для ректоров
Недавно Андрей Фурсенко провел совещание с ректорами вузов РФ, ответив на множество вопросов, связанных с новыми правилами приема в вузы по ЕГЭ, а также объяснив, как выжить высшей школе в условиях кризиса.
Алексей Любжин:Станет ли хозяйственный кризис образовательным?
Русскую образовательную систему можно сравнить с тяжелым больным, который нуждается в срочной операции, но может ее не перенести. Колоссальная инерция – главное, что держит ее на плаву.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Образование без рынка?
Разразившийся экономический кризис привел к тому, что широкие слои населения России едва ли смогут заплатить за высшее образование.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Кризис спасет образование?
Что может произойти с российским образованием в связи с мировым финансовым кризисом? Что его ждет – крах? Или преодоление трудностей усилит позиции образования? Смогут ли устроиться на работу выпускники 2009 года?
Виктор Рябов:Реформы нужно было начинать с педагогического образования
Модернизация педагогического образования должна происходить постоянно.
Наталья Иванова-Гладильщикова:На пути к Году учителя
2010 год объявлен в России Годом учителя. И в стране наконец заговорили о педагогическом образовании.
Давид Константиновский:В тяжелые времена образование спасает его инертность
В результате кризиса многие молодые люди, которые стремились получить образование, не смогут продолжить учебу. Мы получим неприкаянную молодежь.
Кирилл Титаев :Опасность коррупции в образовании
Ректор, не умеющий работать с нелегальными деньгами, не мог быть руководителем в 1990-е годы.
Николай Копосов:Нужна ли история неисторикам?
Мы сегодня не в полной мере отдаем себе отчет, сколь тяжела историческая наследственность, оставшаяся после советского периода в России, и до какой степени в сознании большинства постсоветских людей сохраняются советские стандарты поведения и мысли.
Наталья Иванова-Гладильщикова:ЕГЭзация России
2009 год - год Единого государственного экзамена. Что произойдет после 2009-го года, когда закон о ЕГЭ вступит в силу?
Петр Сафронов:Хочу быть мелом
Отечественная система образования готовила и продолжает готовить специалистов, только специалистов и никого кроме специалистов. Ни о каком производстве "элит" или "интеллигенции" речи быть не может.
Роман Потапенко:Шестеро друзей Грызлова
Политический вес Бориса Грызлова понадобился части "раскольничей" профессуры философского факультета для образования на базе отделения политологии самоcтоятельной образовательной единицы.
Вячеслав Данилов:Борис Грызлов - добро пожаловать в МГУ!
Единственное, чем вошел спикер Госдумы в историю русской политической мысли, - это ставшее знаменитым высказывание "Парламент не место для дискуссии".
Сергей Переслегин:Прощание образованца
Они спились, уехали на Запад, заболели, умерли, деградировали. Каждый выбрал веру и житье в демократической реальности.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Как студентов РГГУ приобщили к тайным знаниям и секретным артефактам
На этой неделе в РГГУ вручили сертификаты по специальности "Политическое проектирование и региональные стратегии" первому выпуску студентов, обучавшихся по совместной программе Фонда эффективной политики и университета.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Нормальный профессор у него меньше 50 тыщ не получает
Нужны строители, медсестры, энергетики, менеджеры по продажам, милиционеры... Одна из самых востребованных профессий - сварщик.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Кто победит на выборах в РАО
Сегодня средний возраст членкоров и действительных членов РАО, а также сотрудников академических институтов - 75 лет. Редкий мужчина в России доживает до этого возраста. Не то мыслители от педагогики.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Экзамен для потребителей
ЕГЭ - это инструмент, при помощи которого будет осуществляться политика перевода всей системы образования на прикладные рельсы.
Анастасия Каримова:Только небо, только ветер...
"Когда в конце 80-х к нам приехали по культурному обмену французы, дети клянчили у них жевательную резинку", "Леша всегда был хулиганом - в 90-м году он в знак протеста нацепил пионерский галстук на колено".
Михаил Делягин:Система образования не должна воспитывать самовлюбленных рабов
Эйнштейн, Моцарт и Черчилль, попав в "обычную" западную школу, никогда не смогли бы развить своих способностей, ибо ее программа целевым образом направлена на то, чтобы лишать человека самостоятельности, превращая его в идеальный объект управления.
Дмитрий Ульянов:Люди индиго
Встроенный в общество интеллектуал не склонен к протесту и революционным действиям. Его деятельность направлена на развитие системы, а не на "несогласие" с ней.
Эндрю Дельбанко:Скандалы в высшем образовании
Сегодня американский университет описывают как последний бастион либерализма. Но насколько убедительны заверения в приверженности равенству и демократии, исходящие от институтов, где учатся только дети богатых? Этот вопрос поднимается в ряде недавно вышедших книг об университетах.