Мы - сами себе худшие враги

От редакции. Все авторы, которые пишут о месте вампиров в современной поп-культуре, отмечают значительную популярность этого образа в особенности в последние 3-4 года. Интересно, откуда взялась эта популярность? Не является ли образ вампира метафорой чего-то важного – религии, политики, сексуальных отношений?

Редакция Русского Журнала обратилась к одному из западных экспертов, Уэйну Йену, преподавателю прикладной этики, опубликовавшему ряд работ о философском смысле вампиров в современной культуре, с просьбой разъяснить, по каким причинам эта тема стала вдруг столь популярна.

* * *

Думаю, у популярности вампиров есть несколько причин. Одна из самых важных состоит в том, что люди стремятся заново сочинить миф о вампирах. Например, сага «Сумерки» вносит новое в традиционные правила и границы возможного для вампиров.

Но, говоря в общем, я думаю, что миф о вампирах очень богат метафорами. Они очень похожи на людей, ведь они однажды были людьми, которым достались невероятные возможности, но дорогой ценой. Многие считают, что технологии дают нам сверхчеловеческие возможности, но мы платим за это высокую цену, причиняя ущерб окружающей среде или человечеству в целом, трансформируя нас в новый вид "человека делающего".

У нас есть и еще одна общая черта, которая роднит нас с вампирами, а именно необходимость питаться, чтобы жить. В этом смысле мы – все вампиры. Таким образом, изучение вампиров может помочь нам понять свое собственное поведение, и тот факт, что вампиры не являются людьми, позволяет нам с большей легкостью делать этические заключения о них, и в свою очередь делать этические заключения о собственном поведении.

Повторное сочинение мифа о вампирах позволяет нам также рассматривать их не только как воплощение зла. В сериале «Баффи – истребительница вампиров» есть герой Ангел – протагонист вампира, а также имеется антагонист вампира, который превратился в протагониста – Спайк. Полагаю, что это современная трактовка непостоянной человеческой природы, в отличие от исходного христианского положения о грехе. Это отражение все возрастающей важности, которую для нас имеют поступки индивидуума, и независимости.

Необходимо что-то сказать о вампирах и культурном империализме. Соединенные Штаты часто критикуют за экспорт культуры в другие страны. В современных историях о вампирах, когда люди превращаются в вампиров, они так или иначе становятся частью новой культуры. Я думал, что фильм «Воины света» затрагивает эту тему, хотя возможно она больше раскрыта в фильмах о зомби…

Наконец, я считаю, что есть нечто особенно ужасающее в том, что монстры могут выглядеть совершенно как люди. Фильм "Let the Right One In" (американский ремейк шведского хита «Впусти меня») показывает, что вампира можно запросто перепутать с человеком. После трагедии 9/11 монструозные персонажи могут быть где угодно и кем угодно. Мы – сами себе худшие враги, но только те из нас, кто был заражен укусом радикальной идеологии. Возможно, что растущая популярность вампиров является реакцией общества на боязнь тех, кто выглядит как мы, но хочет причинить нам вред.

       
Print version Распечатать