Кровососы – это не гомосексуалисты

От редакции. Очень скоро население России будет отмечать вроде бы чужой для него праздник – День всех святых (ака Хэллоуин). Для внешнего наблюдателя, это еще одна возможность для утомленных жизнью россиян лишний раз развлечься, устроить то, что долгое время они видели на экранах, но не могли сами попробовать. Впрочем, вероятно, этой очевидной внешней стороной все и исчерпывается. Россияне, празднующие Хэллоуин, обычно оставляют за скобками смысл традиций, присущих американцам. Примечательно, что в этот раз Хэллоуин приходится на воскресенье, 31 октября. В этот же день в России пройдет митинг оппозиции на Триумфальной площади. А это уже традиционный русский праздник. Что-что, а митинговать у нас любят. Любопытно, можно ли найти какие-то параллели политического действа и Хэллоуина? Это вопрос риторический. Да и не так интересно.

Однако мы на самом деле в полном праве перенять, по крайней мере, внешнюю сторону американского праздника, потому что уже давно потребляем продукты массовой культуры Запада, среди которых особое место занимает вампирская тема. Все авторы, пишущие о месте вампиров в современной поп-культуре, отмечают значительное увеличение популярности данного образа, в особенности в последние 3-4 года. К Хэллоуину «Русский Журнал» попытался представить читателям возможность познакомиться с палитрой мнений о современных вампирах. РЖ обратился к Джошуа Расту, специалисту по этике и философии сознания, с просьбой разъяснить, по каким причинам эта тема столь популярна.

* * *

Наш интерес к литературе о сверхъестественном, и в частности, о вампирах, может быть вызван нашим разочарованием. Боги были замещены холодной и глухой природной потребностью. Этот жанр, возможно, отчасти является выражением тоски.

Толковать вампиров как метафору можно, но все эти аллегории - наименее интересная черта жанра фантастики. В предисловии к «Властелину колец» Толкиен однозначно отвергает все предположения о том, что его трилогия может пониматься как аллегория Второй мировой войны: «что касается внутреннего смысла - подтекста книги, то автор его не видит вовсе. Книга не является ни аллегорической, ни злободневной. … Источники этой сказки заключены глубоко в сознании и имеют мало общего с войной, начавшейся в 1939 году, и с ее последствиями. … Реальная война не соответствует легендарной ни по ходу, ни по последствиям». Несмотря на то, что сериал «Настоящая кровь» проводит более определенные параллели между вампирами и гомосексуалистами, я считаю, что эти аналогии следует считать второстепенными. Вампиры не обозначают ничего особенного, они используются как изображение ужаса – ужаса сознательного открытия того, что, как сказал современный американский философ Роберт Ханна, мы можем быть «ничем иным как натуралистично механизированными марионетками, которые воображают себя настоящими людьми».

       
Print version Распечатать