Звук как живой организм

Сегодня в Доме музыки завершается самый громкий и смелый проект музыкального сезона - Московская биеннале современных исполнительских искусств. Открывшись в конце февраля выступлением феноменального ансамбля из Германии "Новые вокалисты Штутгарта", исполнившего a capella музыку современных западных композиторов, биеннале сразу показала высоту, на которую обязано ориентироваться современное искусство, если оно действительно считает себя таковым. Это постоянно меняющаяся оптика при взгляде на привычное: даже внутри традиционного языка можно и нужно искать инструментарий, расширяющий возможности жанра. Подход к звуку как к живому организму с богатой внутренней жизнью, продемонстрированный чародеями из Германии, превратил сложнейшую музыку в нечто прозрачное и заразительное. В искусство, уничтожающее барьеры.

Завершающий вечер биеннале снова утверждает эту идею с помощью музыки XX века. Только на этот раз утверждение пройдет нетрадиционным способом, который для биеннале принципиален, - соединение элитарного и популярного. Сочинения Дьердья Лигети, Джона Кейджа, Чарльза Айвза, Стива Райха и др. в исполнении "Лондонской синфониетты" вступят в контакт с высокими технологиями - свето- и видеопроекциями электронной студии "Warp". Так публика Светлановского зала Дома музыки станет участником мультиэксперимента, выражающего базовую идею биеннале: соединить разные культурные языки, чтобы взорвать традиционную систему ценностей. Не для того, чтобы разрушить, а для того, чтобы искусство и мы вместе с ним двигались вперед.

Откуда

Московская биеннале исполнительских искусств - первый опыт, собирающий новые и разные явления в один большой проект, цель которого - показать качественные изменения культурного климата. Подобно глобальному потеплению, эти сдвиги необратимы, даже если мы пока видим в новом исключение из правил, а не закономерность. Суть в том, что традиционная система ценностей, когда главным является сочинение в чистом жанре, а его исполнение - производственной необходимостью, постепенно начинает уступать место другой модели: главное - исполнение, смешивающее разные произведения, разные жанры и разные языки искусства. Музыкальный авангард 20-го века, существующий уже в статусе классики, до сих пор является элитарным искусством даже на Западе, где он все-таки вошел в концертный репертуар. У нас же он до сих пор олицетворяет нечто запредельное и никак не может стать частью современного музыкального обихода, остановившегося где-то на Шостаковиче. Исправить эту опасную для нашего развития ситуацию можно, изменив форму и суть концертного ритуала, представив музыку частью светомузыкального целого. По словам куратора биеннале Оксаны Левко, она испытала шок, увидев выступление "Лондонской синфониетты" на Фестивале современного искусства в Вильнюсе. Другим потрясением стала Первая биеннале современного искусства в Москве, совершившая прорыв в художественном сознании многих. Оба события оказались толчком для проведения исполнительской биеннале - трудоемкого, затратного, рискового, но перспективного проекта Дома музыки. Его чистое, лишенное культурной памяти пространство оказалось идеальным для создания новой художественной ауры, где современному искусству и публике станет комфортно.

Что

Организатор биеннале Оксана Левко и ее коллега итальянский куратор Пьер Паоло Косс отбирали проекты, ориентируясь на их уникальность и тенденциозность, чтобы показать в Москве не только срез новаций, но принципиальные шаги в современном исполнительстве. Их стержнем стала мультимедийность - форма, способ и суть современного мышления. Мультимедиа - это когда много всего сразу. Однако должно не загромождать восприятие, а упрощать, делая сложное элементарным. Одним из доказательств идеи стал проект "In croce" органистки Людмилы Голуб и художницы Ольги Кумегер, где к исполнению музыки Мессиана, Пярта, Губайдулиной, Шнитке и Лигети добавлена электронная сценография. По замыслу авторов проекта, обе части должны слиться в нерасторжимое целое, существующее именно в пространстве Светлановского зала. Музыка Мессиана из цикла "Тела нетленные" и текст из Библии, который в виде светопроекции ложится на орган, двигаясь в графике креста. То, что в данном случае визуальная часть имеет прикладную функцию, очевидно: существовать на уровне Мессиана невозможно. Однако, даже понимая невыполнимость задачи - сделать музыку и свет равновеликими, можно сказать: что-то новое все равно возникло. Во-первых, когда по органу и стенам зала скользит текст, рассыпаясь на слова и буквы, это забавно и похоже на детскую игру. Вот свежий способ посмотреть на звуковой мир - даже такой сложный и сосредоточенный в себе - глазами ребенка, который увидит здесь не тайну, а простой набор элементов. Во-вторых, слушать музыку, где душа обращена к небу, таким способом - самое то: темнота помогает войти в состояние медитации, что почти невозможно при свете. Ну и наконец, всегда увлекательно, когда люди хотят нечто большее, чем просто исполнить музыку. Проект "In croce" важен как жест, претендующий на внимание. И ради такого замаха можно забыть о несбывшихся ожиданиях. Не исключено, что они были слишком высоки.

Зачем

На самом деле цель, ради которой затевалась исполнительская биеннале, проста и прекрасна - пробуя новое, двигаться вперед. Для чего заказываются спецпроекты - кроме "In croce" еще "Night streets", где виолончель соединяется с синтезаторами и прочими атрибутами современного мира. Ценность мультимедийного шоу академического музыканта Дениса Шаповалова уже в намерении: смешать то, что всегда существовало отдельно, - академическую классику и сегодняшний трэш. Возникшее нечто, независимо от его художественной ценности, расширяет границы искусства, упрощая его контакт с молодым и даже юным поколением, которое выросло в современной звуковой среде, где музыка воспринимается как шум. И, возможно, если убедить этого нового зрителя, что виолончель тоже часть такой среды, когда-нибудь в будущем он захочет услышать ее голос отдельно от сора. Если инструмент, являющийся символом элитарного, мигрирует в сознании нового потребителя искусства в понятные ему сферы, значение биеннале оказывается не только оздоровительным для искусства, но еще и просветительским. Что уже по-настоящему мультимедийно.

Куратор биеннале Оксана Левко зафиксировала эту высоту.

Оксана Левко: Мультимедийность - это то, что скрепляет различные исполнительские жанры. Искусство становится более наглядным и привлекательным для молодого поколения, язык элитарной инструментальной музыки - доступным. Только биеннале могла стимулировать создание таких проектов, как "In croce" и "Night streets".

РЖ: Что двигает человеком, когда он соединяет виолончель и, например, свет?

О.Л.: Желание вписать академический инструмент в контекст современного языка. Законы академического искусства предполагают чистоту жанра. Но иногда этого бывает мало, современному человеку тесен только такой мир. Возможно, результат сиюминутен и все это никогда больше не повторится. Но чтобы стимулировать новую мысль, движение необходимо.

РЖ: Как вы считаете, публика отзывчива? Она это понимает?

О.Л.: Это достаточно сложный процесс. Современное искусство во всем мире не собирает огромных залов. Но я абсолютно уверена, что современное искусство очень понятно. Для людей среднего возраста балет - это Большой театр. Но для молодых людей увидеть, например, "Механический балет" из Штутгарта - восстановленный спектакль Баухауса (1923), когда человеческое тело, подобно механизму, раскладывается на элементы, - возможность задуматься о том, что вообще происходит в мире. Молодежь реагирует, она "подсаживается" на это. Такие спектакли сегодня источник свежих творческих идей. Наша принципиальная установка - этому нужно учить, к этому нужно привыкать. Все это дело времени.

Двадцать лет назад государство контролировало всю идеологическую подоплеку искусства и определенная квота на современное искусство существовала. В последние годы мы отданы на откуп рынку и современное искусство практически ушло из программы. Несколько поколений не имеет к нему привычки. Бьеннале призвана эту пропасть убрать. У Москвы большие перспективы: современный рынок изобразительного искусства уже перемещается сюда. Первая биеннале современного изобразительного искусства повернула человеческое сознание в сторону реальности, произошел некий взрыв. На Москву обратили внимание в мире как на источник творческих идей. Мне кажется, биеннале в Доме музыки - попытка сделать аналогичный ход в исполнительских искусствах. Он должен поднять статус композитора и исполнителя как общественно важных фигур. Задач очень много, но для их выполнения нужно время. Все происходит не сразу, а шаг за шагом. И конечно, не обойтись без государственной поддержки. Если государство будет представлять себя не только через ансамбль Моисеева или балет Большого театра, то мы увидим, что у нас - огромное количество талантливых людей.

       
Print version Распечатать