Зеркальное касание

В Москве все еще можно увидеть инсталляцию Микеланджело Пистолетто и Джанны Наннини "Третий рай" - инсталляцию, появление которой организаторы и с итальянской и с российской стороны называют событием. Он - признанный в Европе и Америке художник, прославившийся еще в шестидесятых годах своими работами с использованием зеркальных поверхностей. Она - известная рок-певица, много работавшая в Германии и Франции, снискавшая на родине славу феминистки. Пистолетто, рассказывая о себе, подчеркивает, что в его опыте нет ничего общего с академическим обучением - он продукт запросов своего времени, так как пришел к современному искусству через рекламу, которая учит определять запросы сегодняшнего дня, а также заглядывать вперед, понимать, что сработает завтра, - что невозможно без поиска контакта с людьми. Желание некоторой множественности - образов, изображений, участников - уже много десятилетий назад привело к "взаимодействию" со зрителем: фигуры в натуральную величину изготовлялись на основе фотографий (что напоминает методы американского поп-арта, нечто вроде шелкографии) и аккуратно размещались на полированных стальных поверхностях, так, чтобы зрители тоже могли "войти" в произведение как его часть.

Впоследствии "зрители" в определенном отношении размножились до "социального измерения", что привело к созданию университета, студенты которого создают продукты и коммерческие и политические и художественные одновременно, "ответственно влияя на социальные изменения".

Наннини училась музыке (фортепиано и композиторское мастерство) в Турине и Милане, затем изучала литературу и философию (причем одним из ее любимых персонажей был Хайдеггер) и в заключение написала работу "Il Corpo nella voce" ("Тело в голосе"). После нескольких весьма успешных альбомов в нулевые годы она перешла к экспериментам с электронной музыкой и звуковыми эффектами (альбом "Ария", 2002). Она признается, что ей приятен факт исполнения ее песен другими в караоке, однако ей не хотелось бы "примыкать к омассиванию". Речь не идет о так называемом интерактивном участии, речь должна идти об активном обмене...

Эта инсталляция, стало быть, попытка подобный обмен развернуть, попытка "создать реакцию", "найти свидетелей".

Впервые она была показана на венецианской биеннале в 2005 году.

Путь России, точнее, ее зрителей к инсталляции оказался особым: ввиду отсутствия времени было решено не цементировать кирпичи, из которых складывается новый знак бесконечности, и не использовать множество цветных лоскутов; ввиду многодневного размещения инсталляции в пространстве музея (в котором также работают люди) было решено уменьшить силу звука и время кипения чайников. Поэтому общий эффект, в том числе резонирования набирающего силу звука, его отражения от стены к стене, по всей видимости, Москве явлен как более слабый. Этот отчасти вынужденный минимализм, однако, только заостряет проблему соотношения звукового и визуального в рамках этой инсталляции. Внутри выставочного зала поставлен кирпичный знак бесконечности, составленный из трех сфер, и зритель должен его обходить (как сам художник делает это в сопроводительном видео (в соседнем зале), снова и снова босиком обходя борозду в форме этого же знака), прислушиваясь к тихому свисту кипящих под стеклом чайников. Продвигаясь вокруг него, зрители видят свое отражение в полированных поверхностях на стенах, испещренных теми же знаками - или изображением певицы Наннини в полный рост. Внутри стеклянно-серого пространства движутся только взгляд зрителя и голос певицы (именно голос, иногда бормотание, распев - практически никаких значащих слов). Вопрос в том, что они создают.

На фотографиях, размещенных в репортажах об этой выставке, не "видно", как она работает. Парадокс состоит в том, что она должна быть услышана. Как, наверное, следовало услышать рассказ об этой инсталляции - художников, кураторов, организаторов. Не столько о том, что предшествовало ее возникновению, и даже не о том, что этой инсталляцией подразумевается - воззвание к "третьему раю", который соединит природное и культурно-техногенное; неограниченная ответственность, в зону которой входит "необъятно свободное искусство" сегодня... Скорее, речь идет об интуиции художников, создающих "произведение на двоих", произведение, множественное в разных смыслах этого слова - технически, физически, концептуально, - ощущающих необходимость в сообществе, вовлекающих других. Других свидетелей. "Сегодня чувствую необходимость создать группу, единицу, которую услышали бы другие" (М.Пистолетто). "Я благодарна Микеланджело, что он дал мне возможность увидеть мой голос" (Дж.Наннини). Услышать визуальное, увидеть голос - едва ли речь идет о неком синтетическом искусстве, в котором объединились бы все другие. Нет, инсталляция демонстрирует фактически, что синтеза не происходит, происходит лишь попытка прикосновения.

       
Print version Распечатать