Женщина в играх мужчин

Уж позабыты времена, когда игры в стиле экшен были исключительно о мужчинах и для мужчин. Эмансипация затронула адвентуры, шутеры и даже военные стратегии. Насколько неверно представление о геймере как о субтильном подростке, навечно покинувшем реальность, настолько далек от истины и типичный образ героя игр. Зачастую его видят брутальным мясником, увешанным оружием семи видов. Персонажи игр 2000-х куда разнообразнее и грациознее. Причем не только в области дизайна и проработки характеров. Став женщинами, герои обрели изящность в прямом смысле слова.

Cамая популярная героиня приключенческих игр - Лара Крофт из серии "Tomb Raider" (Core Design, Crystal Dynamics, 1996-2006). Эмансипированная красавица с пухлыми губами и большой грудью стала настоящей знаменитостью. Лару обсуждают в прессе, о ней снимают фильмы. Ей посвящают сайты, фан-артовские рисунки и рассказы. Хакеры разрабатывают патчи, позволяющие увидеть Лару обнаженной. Фанаты используют эти патчи, а на Рождество отправляют письма ей, а не Санте...

У Лары модельная внешность: рост 175 см, вес 57 кг, параметры 75D-61-89. Несмотря на полную опасностей жизнь, мисс Крофт не забывает о внешнем виде. Она охотно использует косметику и носит откровенные наряды к радости игроков. По их признанию, на популярность "Tomb Raider" не в последнюю очередь повлияла возможность наблюдать за Ларой со стороны. Вид от третьего лица позволяет лицезреть прекрасные формы героини, а захватывающий сюжет способствует проявлению ее уникальных способностей.

Авантюристка, презревшая высший свет и посвятившая себя поиску артефактов, уже десять лет восхищает геймеров-мужчин и даже некоторых женщин. Живой нелинейный характер, незаурядные физические возможности, компетентность в науках и вдобавок - красивое сексуальное тело. Все это выделило мисс Крофт из массы героев компьютерных игр. И хотя в 1996-м персонажи экшенов не были штампованными "мясниками", появление женщины (и какой!) сломало стереотипы. С тех пор многие представители "сильного" пола предпочитают мочить монстров руками пола "слабого", заодно поглядывая на героинь в соблазнительно облегающей одежде. Успех подобных игр подтверждается высоким рейтингом "Tomb Raider" и ее клонов.

Героини некоторых игр не являются сексуальным объектом, но тем не менее полюбились геймерам. Пожалуй, наиболее яркие представительницы эмансипированных унисекс-образов встречаются в "Half-Life 2" (Valve Corporation, 2004). Игра получила более 35 наград от множества изданий по всему миру. События разворачиваются в Сити-17, городе, контролируемом Альянсом инопланетян и землян-коллаборационистов. Противостоят им повстанцы, лидером которых становится человек с говорящей фамилией Фримен. Жительницы Сити-17 наравне с мужчинами борются с режимом: убивают врагов, помогают соратникам, погибают. Интересно, что традиционно женская (и в реальности, и в играх) роль медсестры исполняется в "Half-Life 2" персонажами обоих полов. Тела героинь предельно реалистичны, у них нет осиной талии и непропорционально большого бюста.

Персонажи "Half-Life 2" нетривиальны. Это не вполне относится к главному спасателю человечества Гордону Фримену (он хоть и физик, но близок к суперменству) и к хрестоматийному злодею Уолласу Брину. Остальные персонажи, среди которых есть женщины, получились неожиданнее и живее. Главная героиня игры - Аликс, дочь Элая Вэнса, коллеги Фримена. Аликс - красивая темнокожая девушка, умная и волевая. Она сочетает качества, традиционно приписываемые каждому из полов.

С одной стороны, Аликс сильна, энергична, идет на риск и не страшится трудностей. Девушка метко стреляет и с легкостью запрыгивает на высокие препятствия, недоступные другим персонажам. В одних эпизодах Аликс спасает Гордона, в других - он ее. Назвать Фримена ведущим в этой паре нельзя, они с Аликс равные партнеры и союзники. При этом героиня проявляет и типично женские черты. Она очень привязана к отцу, о котором всегда говорит с нежностью. Иногда Аликс кокетничает с Фрименом и ребячливо играет с роботом по кличке Пес.

Аликс настолько полюбилась игрокам, что в сиквеле "Half-Life 2: Episode One" (2006) она становится постоянной спутницей Гордона. Больше внимания уделяется теперь эмоциям героини. Например, в одной из сцен она плачет над судьбой "уже не людей" сталкеров. В общении с Фрименом Аликс позволяет себе больше трепетных взглядов и нежных слов. На обложке диска с игрой - портрет Аликс, а не Гордона.

Другой персонаж "Half-Life 2" - логичная и холодная доктор Джудит Моссман. Это типичная сотрудница НИИ с заумными монологами. Внешность соответствует характеру: доктор не блещет красотой и одета неброско. В дальнейшем оказывается, что Моссман, которую недолюбливает Аликс, сотрудничает с Брином. Доктор задумала переправить к нему Элая Вэнса, одного из руководителей повстанцев. Джудит влюблена в доктора Вэнса и пойдет на все, чтобы спасти его и быть вместе с ним. Правда, спасение воспринимается ею своеобразно.

Проявив смекалку и обхитрив бывших союзников, Моссман оказывается с Элаем у Брина. Узнав, что тот думает избавиться от Вэнса, Джудит прозревает. Она освобождает попавших в плен Элая, Аликс и Гордона. Последний эпизод "Half-Life 2", в котором появляется доктор Моссман, весьма красноречив. В нем Джудит обнимает растроганного Элая. Видно, что и его чувства к спасительнице не ограничиваются благодарностью. Несмотря на эту сентиментальную картинку, нельзя сказать, что Джудит живет лишь мечтами о женском счастье. Она уже состоялась как ученый, а в сиквеле отправится спасать человечество, отложив любовные отношения до мирных времен.

Отрадно, что полновесные женские персонажи стали появляться в отечественных шутерах и экшенах. В "Метро-2: Смерть вождя" (Orion, 2006) со злыми коммунистами сражается Лена Лапина, дама волевая и решительная. Ей предстоит выжить и спасти мужа от козней серьезного врага, в роли которого сам Лаврентий Палыч Берия. В "Инстинкте" (Newtonic Studio, Digital Spray Studios, 2007) геймер играет поочередно за троих героев-спецназовцев, среди которых есть женщина - Ирина "Стрела". Она, как и Лена Лапина, эмансипе. Стрела самостоятельно принимает решения, даже если они идут вразрез с приказом командира и заплатить за них придется собственной жизнью.

В большинстве военных стратегий женщины остаются статистами. Они встречаются в основном среди мирных жителей - жертв противоборствующих сторон. Или в качестве голоса за кадром, объявляющего цель миссии, состояние боевого состава и вооружений. Существуют исключения - военные стратегии с участием женщин. В "Command & Conquer Generals: Zero Hour" (Los Angeles, 2003) дамы оказались на руководящих постах (двое из десяти генералов). Американка Александер - грозная блондинка, тяготеющая к высоким технологиям. Она иронична и не упускает возможности подколоть оппонента. Единственная фраза Александер указывает на ее половую принадлежность - шутливое предложение вражескому главкому станцевать вместе танго.

Потягаться с Александер в остроумии под силу лишь генералу Линг. Китаянка окопалась в Тибете и воюет с каждым из противников на бонусном уровне игры. Линг - сильнейшая из десятки, ей подвластны все виды вооружений. Отрадно, что немногочисленных женщин, преодолевших армейский "стеклянный потолок", не дискриминируют по половому признаку. Соперники объясняют их победы и поражения тактикой, удачной или нет. Наблюдения за генеральшами не позволили выявить сколько-либо существенных отличий от их коллег. Все десять похожи друг на друга - это военачальники, а не женщины или мужчины. Выделяются только темпераментные террористы.

Женщины наступают на всех фронтах: шутеры все чаще включают опцию выбора геймером пола героя. На сюжете это, как правило, не сказывается. Персонажи различаются качествами, и мужчины не всегда быстрее/выше/сильнее женщин. Прямо как в жизни.

Анализ компьютерных игр показал, что женские образы в них разнообразны. До середины 1990-х годов преобладало традиционное разделение гендерных ролей: мужчины сражались, женщины отсутствовали или были объектами - жертвами и наградой для победителя. С появлением Лары Крофт в экшены привносится эгалитарный дискурс. Женщины вырастают до субъектов и во многом превосходят мужчин-персонажей. Но дизайн героинь, их откровенная сексуальная привлекательность делают их объектами для мужчин-геймеров. Им нравятся тем не менее и персонажи без сексапила - такие, как Аликс Вэнс. Популярность образов обоих типов показывает, что игрокам не столь принципиально, эксплуатируется сексуальность экранных героинь или нет. Гораздо важнее, чтобы женщину наделили ярким характером, доверили ей активную роль, не используя в качестве декорации.

Виртуальный мир, к которому наряду с интернетом относятся и компьютерные игры, пока рано считать территорией победившего феминизма. В киберпространстве сосуществуют две гендерных тенденции: унисекс и подчеркнутая сексуализация женщин. Говорить о доминировании какой-либо из них пока рано. Унисекс основывается на изначальной внетелесности киборга. Обилие эротики и порнографии в интернет-ресурсах и компьютерных играх обусловлено не только "основным инстинктом", но и возможностью пользователя сохранить анонимность.

Несмотря на соседство эгалитарного и традиционного дискурсов, на сегодняшний день равноправие женщин и мужчин достижимее в виртуале, нежели в реальности. В киберпространстве можно экспериментировать с собственными полом, сексуальностью и гендерными практиками. Современный человек имеет уникальный шанс творить в "God mode", режиме Бога. Пользователь конструирует свою виртуальную жизнь, свободную от условностей реала и потому более полно отражающую желаемое и область бессознательного.

       
Print version Распечатать