Юбилей

Десять лет тому назад, 8 декабря 1995 года, был принят закон "О некоммерческих организациях". Десять лет спустя - сегодня - законопроектом1 статус некоммерческих организаций ставится под сомнение2. Закрывая иностранные представительства, благотворительные организации, ужесточая процедуры регистрации3 общественных организаций (фондов, церквей и проч.), государство4 делает мир социального все более и более плоским. Там, где трое или более объединяются во имя общего дела, - там, именно в этом "месте" сотрудничества, по государево-государственной мысли, и кроются опасные прохвосты-террористы5, которых и не грех подсократить.

Также не грех закрыть космополитам6 наших дней путь в общественную деятельность. Гражданином быть обязан! Призрак Маяковского "в желтой кофте"7 бродит по стране, штампуя устами полканов от регистрации декабрьские тезисы о ненужности (недужности? неблагонадежности? опасности?) лиц без гражданства в контексте укрепления шпиля власти8 до полного не могу.

Тема иного, приводящая при ее развитии в рамках приснопамятного законопроекта к запрету "немцу"9 смущать умы русские "фондами" или иными чудищами мамоны10, в контексте законпроекта может привести, прежде всего, к скандалу с Большой восьмеркой11, а post actum принятия закона - и к большим инородным волнениям европейских, скажем, диаспор на территории России.

Ужесточение контроля, приводящее НКО к статусной тождественности с "немалым"12 бизнесом, практически взятым уже в нежные гособъятья, закономерно13 приведет НКО, наконец14, к идеологически верному положению на рынке соцуслуг - можно будет "прикрыть" ненужный фонд сверху, "прикрыть" ненужные инициативы чересчур инициативных граждан.

Только вот Общественная палата, созданная для визуализации заботы государства о простом народе15, как-то не особо отражает чаяния простого народа, которые, как издавна известно, целиком и полностью совпадают с государевыми заботами. Как-то не так все. Письма какие-то пишут, протесты подают... Странные, забавные. Подобно великолепному Н.Н.Дроздову, "понаблюдаем-ка за ними!" Возможно, хоть что-то выбьется из общей "вертикальной" колеи, претендующей на статус истинной16 социальной реальности. Хотелось бы верить...

В завершение темы я позволю себе несколько пофантазировать. Что будет еще через десять лет - 8 декабря 2015 года? Рискнем и помыслим.

Отгремят прекрасно описанные Доренко в "2008" бури, чуток останется до России-2017, России-2020 и иных мегапрожектов. Население России уменьшится еще процентов на тридцать. Вузы сократят до пятидесяти-шестидесяти, образование в них в основном будет платным. Количество заброшенных деревень в России достигнет сотни тысяч, а может быть, и двух сотен тысяч. Но мы не об этом.

Никаких некоммерческих организаций не будет вообще. Не будет ни фондов, ни благотворительных организаций, ни иностранных религиозных17 организаций. Чиновники-олигархи будут скупать районы и области - благо, в них на то время почти никто не будет жить, все устремятся в города, - порождая новую наследственную аристократию. Вместе с волостями они будут скупать общественные и необщественные организации... пачками, пачками...

Терроризм как явление исчезнет. Его просто не будет, о нем не будут упоминать, потому что все СМИ тоже будут поставлены под государственный контроль. А то, о чем не упоминают, разумеется, не существует. Останется интернет - и я десять лет спустя вновь напишу о новом законе, если доживем, конечно.

Итак, остается справлять наш грустный юбилей - больше ничего не остается.

Примечания:

1 Принятым Госдумой в первом чтении 23 ноября 2005 года.

2 Следует помнить, что "вельможное сомнение", отраженное законопроектом, следует доброй традиции повышения прозрачности всех финансовых механизмов до полного их уничтожения, то есть, на наш взгляд, это первые ласточки грядущей зимы.

3 Как мы помним, с юридической точки зрения зарегистрироваться - значит существовать. Отказано в регистрации - отказано в существовании... Максимальное значение при ужесточении процедуры регистрации приобретает институт "коллежских регистраторов"; вскорости такие регистраторы станут "царями" и "богами" общественных организаций.

4 Следует помнить, что государство - это такая же, как "права человека", мифологема, за которой скрываются (а иногда и особо не скрываются) конкретные люди с конкретными - прежде всего материальными - интересами.

5 Президент регулярно подчеркивает, что этот закон нужен только для того, чтобы оградить страну от террористов.

6 То есть лицам без гражданства.

7 Страшная аллегория "Уездного города N" Майка Науменко.

8 У Уильяма нашего Голдинга в "Шпиле" "укрепление вертикали власти" закономерно завершилось потрясающей (как этически, так и эстетически) картиной крушения всего "сооружения". Метафору несложно ввести в реальность современности, куда сложнее этого не сделать. Не дай нам Бог жить в эпоху перемен - но вот же дал...

9 В контексте - "иностранец". Образно говоря, это то же "Иди на Кукуй!", которое кричали мальчишки московским немцам... "Немчура" показывает, согласно Некрасову, где рубить - но не рубит же!

10 Ведь и правда - очень подозрительно сие: ну кто, скажите на милость, поверит в то, что от иностранного, скажем, фонда может прийти что доброе? Гранты там али иные вспомоществования гуманитарные? Нет! Проникновение иностранного капитала, управляемого всемогущими спецслужбистами с той стороны, кража интеллектуального потенциала нашей самой читающей в мире страны и прочая мерзость пред Господом - не иначе!

11 Какового мы, как страна "сирая и убогая", очень боимся. Не так еще боимся, чтобы воевать, но уже близко к тому.

12 Мелким его назвать - неправда, а крупным - страшно.

13 Т.е., "формально законно".

14 Многие долго этого ждали - и вот дождались.

15 Обнаружим ли "простой народ", то есть кашевара, сталевара, плотника и проч., в составе оной Палаты - это уже другой, ничуть не менее "бессмысленный" в наличной вертикаль-парадигме вопрос.

16 В идеологическом смысле.

17 Действительно, какие могут быть иностранные религиозные организации в нашей самобытной стране? Это сейчас партии и религиозные организации пока "оставлены" в покое, но скоро и до них - поверьте! - доберутся. Из 68 строк госреестра следует, само собой, оставить традиционные для России конфессии - десять, пятнадцать максимум. Принадлежность госслужащего к господствующей конфессии (православию, конечно же) будет определять уровень его заработной платы и социальное положение.

       
Print version Распечатать