Выбор как принцип обучения

В то время как в большинстве западных университетов система обучения основывается на максимально индивидуальном подходе к студенту, в России высшее образование остается линейным и массовым. Про наши ведущие вузы чаще всего говорят: "хорошее базовое образование". Но почему тогда огромная масса выпускников российских университетов ищет варианты получения дополнительного образования по своей специальности?

Не хочешь учиться - заставят

Одна из основных проблем современного высшего образования в РФ - его отставание от рынка труда. Известные эксперты, к примеру экономист Делягин, сетуют, что даже выпускники МГУ порой абсолютно неграмотны в пользовании компьютером и не умеют пользоваться Интернетом. И это беда не отдельных ленивых консерваторов-студентов, это недостаток системы. Действительно, базовое образование в России - на уровне. Но что такое "базовое образование"? Это ряд общих дисциплин, направленных в первую очередь на формирование общего интеллектуального багажа студента, а не на его профориентацию. Как правило, эти общие дисциплины на первом курсе составляют около 90 процентов. На старших курсах ситуация иная. Там специализированных предметов в достатке. Но вот что это за предметы? К примеру, на факультете журналистики разделяют "телевизионщиков" и "газетчиков". Но вот того, что они могут делиться еще и по тематике (политика, культура, спорт), представить в университетах уже не могут.

И это только одна сторона проблемы. Другая - недостаток студенческой свободы. Большая часть российских вузов работает по принципу "надо заставить студента учиться". Поэтому учебные планы загружают кучей нужных и ненужных дисциплин, практически не оставляя учащемуся выбора - что ему действительно хочется узнать. Понятий "предмет по выбору", "факультатив", "образовательная программа" в некоторых известных вузах не используют вовсе.

Нелинейная школа

Немногие примеры нелинейной системы обучения и индивидуального подхода к студенту встречаются в молодых вузах, активно интегрирующихся в международную образовательную систему.

Рассмотрим нелинейную систему обучения на примере одного из таких университетов - ГУ "Высшая школа экономики". Там проблема решается четырьмя способами. Во-первых, есть обозначенная выше практика "дисциплины по выбору". Как правило, предметы, включенные в этот сектор, узкоспециальные, а потому студентам самим предлагают выбрать, что для них важнее. Скажем, если студент юрфака твердо решил стать новым Резником, то он сможет выбрать для себя курс ораторского мастерства или психологии общения. А мечтающий о месте юриста в крупной компании выберет курс истории финансового права. Это добровольно-принудительный метод, то есть дисциплина является обязательной, но право выбора - за студентом.

Другой вариант решения проблемы - факультативы. Их в ГУ-ВШЭ десятки - как общеуниверситетских, так и специальных. Тут уж все зависит от желания студента. Но дабы поощрить стремящегося узнать больше за факультатив, студенту ставится балл, который учитывается в рейтинге, а потому дает преимущество перед ленивым и нелюбознательным, одновременно не урезая в правах отказавшихся от факультативов.

Но помимо предметов, включаемых в учебные планы, есть и то, что остается "за кадром". Например, всевозможные программы, разработанные совместно с европейскими вузами (Париж-1 Пантеон-Сорбона, голландский Эразмус, Гумбольдтский университет и другие). Большинство программ связано с изучением языка. Есть еще Центр языковой подготовки, в котором можно пройти выбранный курс и получить международный сертификат.

Наконец, есть и студенческие организации, занимающиеся предоставлением студентам возможности получить дополнительные навыки и знания. Aiesec проводит международные семинары и практические лекции по иностранным языкам, в том числе по языковым сферам - бизнес, культура. Экономико-менеджериальная школа проводит образовательные проекты, организуемые студентами для старшеклассников, а также конференции и тренинги. Таким образом, было бы желание... И это не говоря о разовых лекциях известных менеджеров, экономистов, политиков...

"Недоукомплектованные" и конкурентоспособные

Как следствие, студент ГУ-ВШЭ оказывается весьма конкурентоспособен, в том числе на западном рынке. А это для современного выпускника, пожалуй, важнее, чем вечное "хорошее базовое образование". Учебные планы, не меняющиеся по несколько лет и напичканные всевозможными общегуманитарными или общематематическими дисциплинами, не способствуют повышению качества образования. Поэтому выпускники прогрессивных вузов редко идут за дополнительным образованием, они и так выходят максимально развитыми в той области, которую для себя выбрали. А вот выпускникам вузов-консерваторов приходится идти в университеты вроде Высшей школы экономики за дополнительным образованием - они ведь "недоукомплектованы" с точки зрения рынка труда. Причем за второе высшее приходится платить, в то время как получить качественное образование можно бесплатно и с меньшими затратами по времени, без перегрузок учебных планов и с максимальной свободой выбора для студентов. И выбор здесь - ключевое слово.

       
Print version Распечатать