Вячеслав Иванов в электронную эру

Международная научная юбилейная конференция "Поэт - Мыслитель - Ученый". К 140-летию со дня рождения Вячеслава Иванова. 1866-2006. IX Международная Ивановская конференция. Москва. 18-23 декабря 2006

Завершившаяся девятая Ивановская конференция по всем признакам - значительное событие. Это заметно и по кругу тем, затрагивавшихся на конференции, и по количеству участников, и по размаху сопутствующих мероприятий. Однако несмотря на внушительную цифру - девять, - по сути, это всего лишь вторые чтения, проходящие на родине Вячеслава Иванова, и первые - в городе, где он родился.

Нет практически ни одного значительного культурного начинания в жизни двух столиц начала XX века, в которых Вяч.Иванов не принял бы участия. И в поэзии по своей значимости он как минимум равновелик с такими гигантами, как Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Блок и Белый. А как мыслитель (и это становится понятно только в последнее время) он встает в один ряд с Вл.Соловьевым, Бердяевым, Булгаковым и Франком. Но парадокс заключается как раз в том, что, хотя масштаб его личности осознается наконец и на его родине, творчество Иванова остается пока малоизученным (несмотря на многочисленные публикации). Прошедшая конференция - один из первых шагов в этом направлении.

К сожалению, за время, прошедшее с предыдущих чтений не стало главных "идейных вдохновителей" прежних лет: Димитрия Вячеславовича Иванова, сына поэта, и Сергея Сергеевича Аверинцева - крупнейшего ученого, одного из пионеров изучения творчества Вяч.Иванова в России. Сама конференция проходила четыре дня, с 18 по 21 декабря, но мероприятия, входившие в программу, продолжались вплоть до 23 декабря. Финансовая поддержка конференции была оказана Управляющей компанией ПБЛ Холдинг.

Симпозиум собрал ученых буквально со всего света - от Америки до Японии. Открыл конференцию один из старейших участников Ивановских торжеств Денис Мицкевич, профессор американского университета, родившийся в Москве. Первый день был, как ему и следует, представительским: выступали видные, преимущественно зарубежные, ученые - обычная дань вежливости гостям. Среди них следует назвать англичанок Аврил Пайман из университета в Дареме и Памелу Дэвидсон из Лондона, Омри Ронена из американского университета в Анн Арборе, Дмитрия Сегала (Иерусалимский университет). Российскую науку представляли академик Н.Н.Казанский (Петербург), прочитавший доклад "Мифотворчество в научной парадигме Вяч.Иванова", академик Г.М.Бонгард-Левин (Москва) - "Индия и индологи в жизни и творчестве Вяч.Иванова", посвященный неизвестным переводческим опытам Иванова из древнеиндийской литературы. Член-корреспондент Российской академии наук В.Е.Багно (Петербург) познакомил собравшихся с "испанской" темой в творчестве Иванова - его соприкосновением с классиками испанской литературы Сервантесом и Кальдероном. Программу первого дня завершили доклады москвичей: искусствоведа Н.В.Злыдневой "Павел Филонов и Вяч.Иванов: К проблеме дионисийства в позднем авангарде" и литературоведа и переводчика В.Б.Микушевича "Лирическая стихия" Вяч.Иванова.

Главной базой конференции стала библиотека-фонд "Русское зарубежье", там проходили основные пленарные и секционные заседания. Один день работа конференции проходила по секциям в библиотеке истории русской философии и культуры "Дом А.Ф.Лосева" на Арбате. Всего же за четыре дня прозвучало около девяноста выступлений. Конференцию обрамляли пленарные заседания, собравшие всех присутствующих, в остальные дни работа велась по секциям: "Античный мир и философия", "Поэтика" и "Стиховедение". Тематически доклады и сообщения группировались вокруг историко-культурных моментов в биографии Вяч.Иванова (К.Лаппо-Данилевский, Е.Иванова и др.), особенностей поэтики и стихотворной техники (А.Грек, А.Белова, А.Степанов, В.Прокофьева, Л.Павлова, Д.Магомедова, О.Федотов, А.Шишкин, С.Матяш, Ю.Орлицкий, Е.Хворостьянова, О.Кузнецова), поэтических подтекстов в его произведениях (Е.Тахо-Годи, С.Доценко, Т.Игошева, Н.Прозорова), переводческого метода Иванова (С.Завьялов), генезису его поэтических и философских идей и их историческому контексту (Ф.Вестбрук, В.Полонский, С.Титаренко, В.Троицкий, В.Визгин, Б.Сабо, Г.Нефедьев и др.). Часть сообщений была посвящена ближайшему окружению Вяч.Иванова, сопоставительному анализу с творчеством других фигур Серебряного века: Л.Д.Зиновьевой-Аннибал (Н.Сегал-Рудник, М.Межиева, М.Михайлова), М.Кузмина (П.Дмитриев, И.Вишневецкий), С.Ауслендера (А.Грачева) и других (А.Кобринский, Ю.Галанина, С.Кормилов, Е.Глухова, М.Шапошников, И.Левичев). Большой блок выступлений был посвящен специально творческим взаимовлияниям Вяч.Иванова и А.Белого (О.Лекманов, Э.Свенцицкая, А.Бойчук, Дж.Джулиано). На материалах обширного эпистолярия Вяч.Иванова были основаны доклады С.Гардзонио, Ф.Лесур, А.Юдина.

Вся вторая половина второго дня в "Доме Лосева" была посвящена только одному, но необычайно значительному философско-поэтическому произведению - "мелопее" Вяч.Иванова "Человек", завершившаяся после специальных докладов круглым столом под названием "Человек" Вяч.Иванова - поэзия и философия". Всего же в обсуждении этого произведения приняли участие около десятка исследователей (А.Дудек, А.Доброхотов, С.Федотова, В.Паперный, Е.Димитров, А.Козырев, М.Цимборска-Лебода, С.Титаренко, В.Никитин и др.).

Важное место в программе конференции заняли "сопутствующие" мероприятия и первое среди них - представление новых книг и проектов, посвященных не только персонально Вяч.Иванову, но всему кругу проблем, с ним связанных. Уже во второй день представлялись новая книга Памелы Дэвидсон "Вячеслав Иванов и С.М.Баура: Переписка из двух углов гуманизма". П.Дэвидсон - одна из авторитетнейших зарубежных специалистов по Вяч.Иванову, составитель единственной до сих пор библиографии его жизни и творчества. Новая книга - результат кропотливых и упорных архивных разысканий, результатом которых явилась публикация пусть небольшой, но чрезвычайно содержательной переписки Вяч.Иванова с профессором Оксфордского университета К.Баура. Любопытно отметить тот факт, что в обсуждении книги приняла участие и Аврил Пайман, ученица этого известного в свое время ученого. Книга П.Дэвидсон - яркий образчик "культурной памяти", своим названием рождающая ассоциации с известным философским диспутом Вяч.Иванова и М.Гершензона "Переписка из двух углов", вышедшей в 1920 году отдельной брошюрой. Теперь стараниями англо-американского исследователя Роберта Берда и этот диалог переиздан. Но уже не в виде брошюры - Берд выпустил, кроме комментированной публикации самих писем "из двух углов", монографический очерк предыстории этой переписки, иллюстрированный ценными архивными документами. Книга вышла недавно в издательстве "Водолей Publishers" (совместно с "Прогресс-плеяда"). Геннадий Обатнин представил блок ивановских материалов в журнале "Русская литература" (# 3 за 2006 год). Собравшимся был представлен коллективный труд "Башня Вяч.Иванова и культура Серебряного века", выпущенный в Петербурге буквально накануне конференции.

Примета нового времени - представление электронных проектов. С двумя сообщениями на тему издания произведений Вяч.Иванова в электронной форме (как это уже сделано с некоторыми классиками русской литературы на известных любому гуманитарию сайтах ФЭБ и РВБ) выступили Игорь Пильщиков (Москва) и Владимир Литвинов (Челябинск).

В программу конференции вошло также оригинальное выступление Евгения Верещагина "Попытка устного прочтения "Повести о Светомире" Вячеслава Иванова" и показ на большом экране документов и рисунков из Римского архива.

В заключение конференции Омри Ронен, Денис Мицкевич и Андрей Шишкин в нескольких кратких словах подвели черту всему научному съезду. И хотя выступающие не были единодушны в оценках, можно было понять, что встречи, объединенные именем Вяч.Иванова продолжатся, причем в ближайшем обозримом будущем. Каковы же эти перспективные планы? Во-первых, это целостный и разносторонний подход к отдельным важнейшим для самого Иванова произведениям (и опыт с "Человеком" и "Светомиром-царевичем" наглядно показал успехи такого метода). Во-вторых, конференция высветила слабые стороны в иванововедении: отсутствие работ, анализирующих философскую и критическую прозу Иванова. И в-третьих (или как раз наоборот, быть может, это самое главное), в России до сих пор нет собрания сочинений, которое позволило бы всю эту работу осуществлять.

Важной составляющей конференции, как сказано, стали "сопроводительные" мероприятия. В первый день это был концерт в Доме литераторов, где были исполнены "Римские сонеты" Вяч.Иванова, положенные на музыку Николаем Гречаниновым, и сонет "Apollini" на музыку Д.Мицкевича, много лет посвятившего изучению этого произведения. В конце вечера В.Микушевич прочел венок сонетов Иванова "Два града" и сонет на немецком языке собственного сочинения, посвященный "Учителю".

В этот вечер Н.В.Котрелевым была также прочитана лекция "Вяч.Иванов - до "Кормчих звезд", характеризующая ранний период творчества поэта. Не можем не посетовать, что для всех, кто знаком с работами этого известного историка литературы, крупнейшего "иванововеда", досадно было наблюдать, что оба его замечательных выступления (другая лекция о Вяч.Иванове и Вл.Соловьеве была прочитана в библиотеке-музее А.Ф.Лосева) прошли вне рамок ивановских торжеств. На следующий день после завершения симпозиума в Соборе Св.Георгия на Б.Грузинской улице в присутствии участников конференции была отслужена панихида по Вяч.Иванову. В этом храме он был крещен (сам он написал об этом в поэме "Младенчество"). В тот же день Моника Спивак, заведующая Домом-музеем Андрея Белого на Арбате, провела содержательную экскурсию для участников симпозиума. А завершила программу поездка в Музей-заповедник Александра Блока в Шахматово, организованная С.С.Лесневским, главным редактором издательства "Прогресс-Плеяда". Между прочим, именно его любезности участники фестиваля были обязаны получением целого рождественского "пакета" подарков, состоящего из превосходных книг, выпущенных его издательством, - произведений поэта, мыслителя и ученого Вячеслава Ивановича Иванова.

       
Print version Распечатать