В Мадриде было жARCO

26-я Международная ярмарка современного искусства ARCO, проходившая в Мадриде (в феврале. - РЖ), занимает первое место в мире по числу посетителей. В 2004 году оно достигло рекордной цифры - 200 тыс. человек. В 2006 году наплыв, если можно так сказать, спал до 190 тыс.

Для сравнения: Базельская ярмарка, признанная в мире высшей по статусу, привлекает от 40 до 50 тыс. посетителей; число посетителей Международной ярмарки в Париже колеблется около 85 тыс. Наплыв посетителей, как ни парадоксально, негативно отражается на деловой стороне: в этом сезоне организаторы были вынуждены выделить два дня для профессионалов (включая, конечно, коллекционеров) и повысить цену входного билета до 30 евро (для студентов - 20 евро).

Но испанцы любят искусство, и ARCO, открытие которой всегда происходит при участии короля Испании, является излюбленным местом их ежегодных встреч. Здесь соседствуют самые разные мероприятия: коммерческие сделки (259 галерей из 30 стран, Южная Корея - почетный гость ярмарки в этом году), культурные форумы, на которые для проведения дебатов по искусству ежегодно приглашается около двухсот международных экспертов. Форумы активно посещает местная студенческая молодежь, тем более что участие в них засчитывается в учебном процессе.

1238 испанских музеев в 2004 году приняли 49 727 694 посетителей, о чем говорят опубликованные статистические данные. Число побывавших в 208 музеях изобразительных искусств составило более 13 млн человек, а 86 музеев, специализирующиеся на современном искусстве, по посещаемости достигли выдающихся результатов - 4,6 млн человек.

Несмотря на децентрализацию страны, эти данные на удивление однородны: в залах андалузских и каталонских музеев побывали соответственно 6 и 8 млн туристов, с небольшим отрывом лидирует Мадрид - 8,9 млн человек (с процентным преобладанием местного населения, поскольку иностранцы составляют лишь 12,2% посетителей мадридских музеев).

Иная ситуация с Прадо. В 2006 году мадридский Лувр, по мнению многих, один из красивейших музеев мира, принял 2,1 млн человек, их число выросло на 9% по сравнению с предыдущим годом. Иностранные туристы составили 64%. Из 36% испанцев половина мадридцев, остальные - жители регионов. В отдельные дни наплыв посетителей был так велик, что дирекция, после непростых переговоров с персоналом, продлевала часы работы музея до 20 часов.

Два других больших мадридских музея - Тиссен и музей Королевы Софии - ежегодно принимают примерно 650 тыс. и 1,5 млн посетителей соответственно. Наконец, следует отметить роль частных предприятий в распространении культуры. Банки, в особенности сберегательные кассы, выделяют значительную часть своей прибыли на культурную деятельность, приобретая произведения искусства или организуя выставки международного уровня. Например, барселонский Фонд сберегательной кассы Caixa ежегодно принимает больше посетителей, нежели музей Пикассо или Фонд Миро.

Все это говорит о том, что испанцы, почти незнакомые с модернизмом во франкистские времена ("Я впервые увидел современную живопись в Париже в 1950-х годах", - недавно признался известный мадридский художник Эдуардо Арройо), теперь с избытком наверстали упущенное. Они обзавелись и своими знаменитостями (помимо Арройо к наиболее котируемым художникам относят Тапиеса и Барсело) и умеют высоко ценить зарубежных, о чем свидетельствует самый сногсшибательный на ярмарке стенд мексиканца Хиларио Гуалгуэры, полностью отведенный Дэмиену Хирсту.

Несмотря на цены (от 300 тыс. до 4 млн евро), он продал восемь работ в течение первых часов ярмарки.

Источник: "Le Monde"

Перевод Наталья Парусникова

       
Print version Распечатать