Технологии инноваций

Русский Журнал: В рассуждениях о состоянии высшего образования уже стало общим местом сетование на критическое положение технических вузов. Не менее часты жалобы на то, что готовить современных специалистов отечественные технические вузы не могут - нет лабораторной базы, нет специалистов по новым технологиям. А с другой стороны - нет запроса на выпускников. Какими вам видятся все эти проблемы и как их решать?

Игорь Федоров: Что касается наших выпускников, то на них есть не только запрос. На них очень большой спрос. Они буквально нарасхват. У нас, в Бауманском университете, в шутку даже говорят, что есть человек, которому на работе делать нечего. Это начальник отдела трудоустройства молодых специалистов. Сейчас нет системы распределения, поэтому каждый устраивается в жизни так, как получается. Мы всячески помогаем им - устраиваем ярмарки вакансий, приглашаем ведущих специалистов фирм читать лекции нашим студентам. Вот, например, президент РКК "Энергия" Николай Севастьянов сам предложил прочитать лекции по перспективным проектам своей корпорации. А среди этих проектов - полеты на Луну и Марс.

По нашим подсчетам примерно 70 процентов выпускников трудятся по специальности или близко к ней. Кстати, к четвертому курсу многие из студентов уже находят свое будущее место работы. Помогает им в этом то, что университет тесно сотрудничает почти с четырьмястами крупнейшими предприятиями России и мира, в том числе такими, как Российское космическое агентство, Siemens, Bosch, Boeing.

Наши выпускники востребованы и за рубежом. Они там очень высоко ценятся. Но, главное, что необходимо отметить, - изменилось само отношение ребят к предложению работать за границей. Оно совершенно иное, чем десять лет назад. Они готовы ехать туда на время - чтобы пройти обучение, на стажировки или поработать по контракту, но не более двух-трех лет. Большинство из них планирует возвратиться в Россию. Они отлично видят возможности приложения своих сил и талантов на родине.

Учебная и лабораторная база вуза, конечно, больная тема. Финансирование по-прежнему на недостаточно высоком уровне. Многое удалось сделать в рамках подготовки 175-летнего юбилея нашего университета. Мы получили прекрасный новый учебно-лабораторный корпус. Приобрели современное научное и учебное оборудование, провели капитальный ремонт зданий университета . В результате университет получает уникальные, не имеющие аналогов в России лаборатории: Центр коллективного пользования по наноматериалам и нанотехнологиям и Лазерно-измерительный комплекс. Мы получили первоклассную типографию офсетной печати. Закуплены лицензионные программы Настран и Ансис и соответствующее оборудование. На внебюджетные средства университета создана лаборатория лекторского мастерства, оборудованная всеми необходимыми средствами обучения. Денег конечно не хватает. Да еще и прорехи в законодательстве мешают. Мы приобретаем оборудование на "свои", внебюджетные деньги. Фактически, мы тем самым увеличиваем собственность государства. Но при этом вынуждены платить налоги тому же государству. И вместо четырех приборов или компьютеров мы можем купить только три.

РЖ: В каждом вузе ведется статистика занятости выпускников. Что делают выпускники вашего вуза, те, кто покинул стены alma mater?

И.Ф.: Знаменитый актер, народный артист России Семен Фарада. Вы хорошо знаете и помните его талантливую игру. Не многие знают что он - выпускник факультета "Энергомашиностроения" нашего вуза. Как и певец Аркадий Укупник. Андрей Леонов и Антон Комолов стали популярными ведущими на телевидение. А в космосе побывали семь бауманцев. Среди них есть даже женщина-космонавт - Елена Кондакова, выпускница факультета "Специального машиностроения". Актеры, журналисты, политики, банкиры, бизнесмены - кем только не работают выпускники нашего вуза. Но, конечно, большинство из наших выпускников - это инженеры. И имена лучших из них хорошо известны.

РЖ: Сейчас много говорят о рейтинге вузов, о топ-десятке, топ-двадцатке и т.д. Выделяются критерии выявления лучших вузов - вплоть до количества мест в общежитии и рациона студенческой столовой. А что такое, на ваш взгляд, элитный вуз? Его отличительные признаки.

И.Ф.: Это, прежде всего, научные исследования, инновации. Вуз, в котором не на словах, а на практике осуществляется принцип Бауманского университета "Образование - через науку". Все научные результаты должны сразу использоваться в учебном процессе. Это вуз, который выпускает специалистов высокого уровня, способных обеспечить всю инновационную цепочку от идеи до внедрения. Выпускники такого вуза должны обладать универсальностью, умением учиться, совершенствоваться в любой области. Вуз, который позволяет решить все три основные функции образования - социальную, культурную и профессиональную.

РЖ: МГТУ, раньше МВТУ еще раньше - Московское Императорское техническое училище. Как сохраняются традиции в вашем вузе и что такое наследование в образовании, особенно если учесть, что технические науки и технологии за последние полтора века существенно, если не сказать кардинально, изменились?

И.Ф.: Да, вы правы, нам есть, чем гордиться. За годы существования университета выпущено 170 тысяч высококвалифицированных инженеров, среди которых отцы нашей авиации Николай Жуковский, Андрей Туполев, Павел Сухой, Семен Лавочкин, основатель отечественной космонавтики Сергей Королев, "российский Эдисон" Владимир Шухов, изобретатель первой советской вычислительной машины Сергей Лебедев и создатель первой атомной станции Николай Долежаль. Также в нашем вузе создан признанный во всем мире "русский метод подготовки инженеров".

РЖ: Чем же он так уникален?

И.Ф.: Сочетанием практических работ с хорошей теоретической подготовкой. А еще тем, что была применена уникальная по тем временам технология обучения. На западе в инженерных вузах многие десятилетия была принята практически-ремесленная система обучения. И минимум теории. Учили делать предмет - табакерку, колокол, пушку. Именно у нас впервые стали учить технологию как способ получения изделия. То есть не производство пушки или колокола, а технологию литья и других видов обработки, применимых для всех видов изделий. А кроме этого, профессора и учебные мастера ИМТУ разработали и освоили метод обучения "рабочим движениям" при производстве деталей. И это задолго до основоположника научной теории труда американца Тейлора. Широкая фундаментальная подготовка в сочетании с практикой, умение применить новейшие образовательные технологии - вот механизм наследования в образовании.

РЖ: Считается, что помочь российскому образованию может только отечественный бизнес. Какую помощь получает ваш вуз?

И.Ф.: Достаточно большую. У нас работает Политехническое общество, Клуб Императорского технического училища, Фонд выпускников, Попечительский совет.

Есть стипендии, назначаемые выпускниками и их организациями. На средства выпускников ремонтируются кафедры и лаборатории, покупаются компьютеры и оборудование. Так, выпускники кафедры "Радиоэлектроники" подарили родной кафедре самый современный радар. На нем можно не только обучать студентов, но и проводить научные исследования в области радиолокации. При подготовке к празднованию 175-летнего юбилея МГТУ, которое состоялось в конце прошлого года, на деньги Фонда были отремонтированы фонтан, площадка перед Слободским дворцом, проходная университета. И не только отремонтированы. В архитектурный облик университета органично вписалась новая ротонда с символов милосердия - пеликаном, работы известного скульптура академика Николая Бурганова. Вернулась на свое место - над проходной - и ранее утраченная скульптурная группа "Львы". Новых "зверей" изваял тоже академик Бурганов. Но особенно приятно, когда наши выпускники не просто помогают вузу, а вкладывают деньги в разработки наших ученых, наших НИИ, проводят совместные работы. Вот свежий пример. Недавний выпускник кафедры "Лазерные и оптико-электронные системы" Артем Юхин с друзьями-бауманцами организовал фирму А4Division. Фирма занимается разработкой устройства для трехмерного сканирования лица. Это жизненно необходимо для разработки биометрических чипов нового поколения. А в этой работе участвуют преподаватели кафедр "Лазерные и оптико-электронные системы" и "Системы автоматического проектирования". И таких примеров много.

РЖ: Основные тенденции в нашем высшем образовании - ваше видение.

И.Ф.: Главное - сохранить то лучшее, что есть. Россия обладает историческим преимуществом в области инженерного и инновационного образования. Но при этом необходимо улучшить и подготовку (для инженеров) в области экономики, лингвистики, юридической подготовки. (Это уже делается в нашем вузе). Необходимо и обучение управленческим навыкам. Вместо умения запоминать нужно умение размышлять и действовать. И все образовательные технологии должны способствовать этому. Больше всего, конечно, хочется, чтобы выпускники российских университетов, особенно технических, могли с гордостью говорить так, как выдающийся русский инженер-механик Степан Прокофьевич Тимошенко. На собственном опыте, познав достоинства и недостатки российской и американской инженерных школ, на склоне лет, живя в США, он писал в 60-е годы XX века: "Обдумывая причину наших достижений, я прихожу к заключению, что немалую роль в этом деле сыграло образование, которое дали нам русские высшие инженерные школы. Основательная подготовка в математике и в основных технических предметах давала нам преимущества перед американцами, особенно при решении новых нешаблонных задач".

РЖ: Как оценить эффективность ректора? Ваши критерии.

И.Ф.: Если эффективно работает вуз, то и ректор работает эффективно.

       
Print version Распечатать