Стабiльнiсть i добробут

...я заговорил обоих, т.е. перекрыл каналы информации и замкнул на себя вводно-выводные устройства. Демоны не отреагировали, им было не до того. Один выигрывал, а другой, соответственно, проигрывал, и это их беспокоило, потому что нарушало статистическое равновесие.

А. и Б. Стругацкие. "Понедельник начинается в субботу"

Делить и разделять

За три недели до выборов в Верховную раду (досрочных, инициированных президентом Ющенко), казалось бы, уже хорошо налаженная электоральная машина буксует и выходит из-под контроля, становясь почти непредсказуемой.

Причина банальна: при западной системе выборов по партийным спискам это отсутствие партий в традиционном западном понимании.

В семантической основе слова "партии", видимо, латинский глагол partior - делить на естественные части. Авторитарные политики не только испокон веков "путали" его с другим латинским глаголом - divido (разделять искусственно), но и умело пользовались им в построении политики divide et impera - "разделяй и властвуй". Штука в том, что разделять искусственно можно и на естественные части - и такое разделение неокрепшим умам кажется наиболее естественным.

В Киеве есть две старые окраины (теперь они уже почти в самом центре) - Нивки и Сырец. Помню, в детстве мы, нивковские пацаны, не любили сырецких, а они, соответственно, нас, причем не только "дружеские" встречи на спорной территории у ресторана "Дубки", но и простая поездка на 23-м троллейбусе, соединявшем два микрорайона, вызывала приток адреналина, столь необходимый подростку. Взрослые дяди, не любящие "донецких" (то есть лидера распущенной Верховной рады - "Партию регионов"), как некогда мы сырецких, в сущности, так подростками и остались. Их еще много среди людей, достигших возраста избирателей, а "кому надо", тот этим и пользуется.

Каким же должно быть естественное разделение демократического общества на части, поддерживающие на демократических выборах те или иные партии в их притязании по-своему строить государство? Здесь мы порох не изобретем: основных идей построения государства всего две.

Что такое государство? Это всего лишь совокупность тех отчислений из наших семейных бюджетов, которые мы позволяем себе выделять на совместное решение наших проблем. Соответственно можно скинуться по-крупному и возложить на государство всю или почти всю ответственность за наши проблемы. Это социальная идея. А можно решить иначе: лечиться, учиться и т.п. мы будем на свои кровные - так надежней. Так что скинемся помалу (на армию, дипломатию, суд, милицию и т.п.). Регулировать свои взаимоотношения и решать свои проблемы будем в основном без посредника-государства, количество чиновников сведем к необходимому минимуму. Это либеральная идея.

Разумеется, обе основные идеи существуют не в чистом виде, а в различных комбинациях и вариантах. Но в развитых демократических странах они выражены достаточно четко, и они-то представлены партиями, и между ними-то происходит основной выбор, когда приходит срок: например, между либералом Саркози и социалисткой Руаяль. У нас на Украине тоже есть своя мадам Руаяль - небезызвестная Юлия Тимошенко, которая в разгар французской президентской кампании вдруг решила сообщить своему электорату, что болеет "за своего единомышленника Саркози". И вот после победы единомышленника (видать, ее молитвами) другой ее единомышленник, некто Иосиф Винский (перебежчик как раз из социалистов, ныне правая рука леди Ю), заявляет о намерении ключевой партии Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) "Батькивщина" ("Родина") вступить в Социнтерн. То есть примкнуть именно к тем, кого победил Саркози.

Наследники Володи Ульянова

Последний пример лишний раз показывает, что украинским "политикам" все едино и все "единомышленники", лишь бы регулярно звали в Париж. Им и в голову не приходит, что электорат может и не послать их в Париж, а послать куда подальше, ведь это на наши денежки они шикуют!

Из наших только коммунисты говорят откровенно: да, мы за то, чтобы все проблемы решало государство, поэтому нужно взять как можно больше с богатых, да и со всех прочих, в общий котел. Остальные этого не говорят, потому что иного себе и не представляют, а проблемы, судя по предвыборным лозунгам (о них речь пойдет далее), решают только свои, уж никак не наши. Свою партийно-государственную школу они прошли в комсомольском активе. В Париже у них есть дела поважнее, чем присматриваться к чужому опыту да на ус мотать.

Все дело в том, что на Украине не было даже такого короткого "послепутчевого" периода, как в России, когда там к власти если не пришли, то хотя бы приблизились люди без партийно-комсомольского прошлого. На Украине, наоборот, август 1991 года поспешили увязать с независимостью и поскорее забыть, что в те дни за независимостью именно партийно-коммунистическая номенклатура путем голосования в Верховной раде укрылась от ельцинской антикоммунистической расправы.

Сам факт назначения Дня независимости на 24 августа весьма симптоматичен. Дело здесь не только в том, что лишний выходной позарез нужен нашим гражданам именно в конце августа. Они, видите ли, в это время - не столько от голода, сколько по национальной традиции - бросаются на дачи выкапывать картошку (ее дачники чуть ли не в багажниках "мерседесов" перевозят в город, утверждая, что своя, потом политая, вкуснее базарной). Но если за неистребимой (к счастью) украинской самоиронией поискать более веские причины к определению праздничной даты, то обратиться следует к сознанию, а скорее - к подсознанию правящей элиты. Назначить День независимости на 1 декабря и увязать не с позорным для Украины августом, а со славным для нее декабрем 1991 года, когда мы, доселе просто обыватели, выразили на референдуме свое выстраданное решение стать гражданами независимого государства, - значит взять на себя неотменимые обязательства перед нами же, гражданами. Каждый декабрь должен был бы напоминать народу о том, чем ему обязана партийно-комсомольская номенклатура. Разделившаяся на "клубы" по экономическим интересам (по недоразумению поименованные партиями). Не знающая иных способов решения проблем, кроме как "сажать врагов" (да руки коротки) и "прошибать стены" - по любимому выражению Володи Ульянова: "Стена - да гнилая, ткни пальцем - развалится". И еще одно, из его же репертуара: "Главное - ввязаться в драку, а там поглядим".

Именно на этом полублатном-полуреволюционном языке общался и продолжает общаться современный "политикум" с "электоратом". Не говоря с избирателем всерьез (ибо всерьез говорить ему не о чем), он вместо этого продуцирует некие минималистски-примитивистские тексты, позволяющие хотя бы косвенно судить о намерениях. Слова на бигбордах всем надоевших, но, увы, пока что главных и несменяемых политических игроков можно назвать какими угодно, но только уж никак не случайными для нынешнего положения в стране.

Уловимые мстители

Первыми обрели свой голос пропрезидентские мегаблоковцы "Наша Украина - Народная самооборона" (НУНС). То был робкий голос мести...

Почему я, филолог и литературный критик, для характеристики первого и основного мессиджа НУНСа уверенно выбираю эпитет "робкий"? Да потому, что есть в их "посыле" некая недоговоренность. "Скасуемо (1) депутатську недоторкан?сть" ("Ликвидируем депутатскую неприкосновенность"). И что?.. Вот если б добавить по-нашему, по-жегловски: "...и вор будет сидеть в тюрьме!!!" Ведь именно это имеется в виду? А если не это - то что?.. Обывателю не ясно. "Товарищ не понимает". Недаром сказано: будь проще, и люди к тебе потянутся.

А хочется, чтоб потянулись? Еще бы!.. И вот уже к середине августа оранжевые бигборды несколько проясняются: "Закон один для всех". Значит, если я вижу, что мой сосед ворует, а не сидит, это потому, что только президент у нас от НУНСа, а премьер не от него, вот моему соседу и закон не писан... Голосуя за оранжевых, я проголосую за справедливость в их понимании. Их правительство посадит всех, кто, по их мнению, должен сидеть в тюрьме.

Словом, про закон уже понятнее, чем про "неприкосновенность". Но слово - не воробей, тем более такое длинное, запоминающееся и многоассоциативное. Беда с ним, да и только.

Первую ассоциацию - с царевной Недотрогой из москальской сказки - ненароком озвучил наш русско-культурный премьер Янукович. "Да трогайте сколько угодно!" - стал он приставать к девушкам-журналисткам. Некуда деться - потрогали...

Однако с филологической точки зрения гораздо любопытнее ассоциации, вызываемые украинским вариантом. Именно с этими украинско-культурными ассоциациями филологу надлежит поработать в первую очередь, ибо и сами авторы слогана позиционируют себя как "проукраинскую партию". Стало быть, напрашиваются на таковые ассоциации - подсознательно.

Или даже вполне сознательно, если говорить о лидере блока Луценко. Он в передаче "Свобода слова" (17 августа, ICTV) с видом заправского филолога объяснял, что все дело в ударении и что при определенном ударении слово "недоторканiсть" обозначает некий предмет девичьей гордости (по-русски "девственность").

И тут поистине открывается филологический Клондайк. Ибо, отстаивая "недоторканiсть" девушек и отказывая в ней врагам, авторы слогана, по сути, продолжают славную традицию классической украинской литературы, оплакивавшей "покрыток" (слово, не переводимое ни на один язык, обозначает жертв не вполне насильственной, но и не вполне добровольной "любви", связанной с социальной несправедливостью) и обещавшей торжество законности пусть не для нынешних, но для будущих жертв и их супостатов. И если мы твердо уверуем, что вот наконец пробил тот час, когда "не будет супостата", и что именно об этом историческом повороте некогда мечтал национальный Кобзарь - Тарас Шевченко, мы обязательно проголосуем за НУНС.

Донецкие консерваторы

Следующий вопрос: есть ли такое же или подобное ему волшебное слово (кроме пресловутой "Недотроги"), которое, вызвав приятные нам ассоциации, заставит нас голосовать за прежних любимчиков электората (как свидетельствует неумолимая статистика, далеко не только донецкого)?

Их политтехнологи уверены, что есть, и даже два: "Стабiльнiсть i добробут". Как "добробут" по-русски, в последнее время стал забывать и сам первый вице-премьер Азаров. Он обычно говорит по-русски, а по-украински только читает по бумажке с чудовищным акцентом, но вот украинское слово "добробут" ничтоже сумняшеся вставляет в свои чисто русские пассажи. И не зря. "Благосостояние" (именно так и никак иначе должен звучать перевод) вызывает нежелательную ассоциацию с "состоятельными" людьми - и соответствующую ей первую реакцию гражданина страны, где среднемесячная зарплата отнюдь не зашкаливает за двести баксов: хватать бюллетени и бежать от правящей (а точнее сказать, правительственной) "Партии регионов" к мстителям любого толка.

Вообще же заявка на стабильность может и должна прочитываться шире, глубже и, если можно так выразиться, долгосрочнее, нежели просьба к избирателям оставить при власти нынешнее правительство. Стабильность как главная ценность определенного сознания сигнализирует о консерватизме его носителя. Таким образом, мы можем себя поздравить с появлением "украинских тори".

Нет у революции конца

И таким же образом, переходя от украинских литературных ассоциаций к британским политическим, мы обращаем взор на тех, кто, не имея ныне ни своего президента, ни своего премьера, поневоле играет роль "украинских вигов", "оппозиции его (президентского?) величества".

Оставляя в стороне эпизодическую тему до- или недо"торканностi", бигборды с портретами Юлии Тимошенко и с бело-сердечной символикой, по сути, подпевают все той же старой песне о главном (регионалы поют ее со времени последних президентских выборов). Они, сердешные, все о мирной революции пекутся, об "украинском прорыве", о том, что недурно было бы "продолжить" так толком и не начатые социально-экономические реформы.

В то же время их противники, в сущности, склоняются к ассоциации с прошлой и современной Россией. Кучма - "украинский Ельцин", какие-то реформы при нем прошли, и на здоровье, а теперь открывается "путь Путина", то есть "путь стабильности". То, что Путин продает все дорожающие энергоресурсы и тем живет, а мы, наоборот, вынуждены их у него покупать, на бигбордах про "стабильность и добробут" не написано.

Об "украинском прорыве", который на бигбордах, нас призывают позвонить по телефону и написать по электронной почте (номер и адрес - на тех же бигбордах). И если произвести соответствующий филологический анализ, то красивая женщина, заявляющая о "прорыве", что нам, в сущности, сообщает? А она нам "чисто по-женски" говорит: "Знаешь, милый, мы, конечно, прорвемся, но как - я еще не придумала. Ты сам придумай и мне расскажи..."

Нужны ли ей пресловутые реформы? Это вряд ли. Но на мужчин действует. В самом деле, кто же за нас, мужиков, думать-то будет?

Примечания:

1. По техническим причинам редакция не может сохранить в этом слове украинскую букву "е".

       
Print version Распечатать