Создаем газету "с нуля": собственный медиапроект, шаг за шагом

Журналистский клуб, 17 октября 2007 года

Ведущая: Добрый вечер, вас приветствует клуб Русского института, сегодняшний вечер у нас посвящен Журналистскому клубу. У нас в гостях главный редактор приложения "Карьера" газеты "Акция" Крис Эрнандес. Многие ее, конечно, знают как главного редактора газеты "Вышка". Ну, собственно, сегодня она выступит. Кристина, тебе слово.

Кристина: Спасибо тебе большое. Речь сегодня пойдет о том, как сделать свой медиапроект с нуля. Всем известна фраза про то, что солдату обязательно нравится маршальский жезл. В общем, мне кажется, она не всегда справедлива и не всегда хороший или плохой солдат тот, кто хочет быть лидером, хочет быть руководителем. Важно, мне кажется, для человека, который занимается журналистикой, четко понимать, хочет ли он быть менеджером, лидером либо хочет заниматься творчеством. Я думаю, что сегодня в ходе беседы мы будем, конечно, говорить больше про лидеров и про тех, кто руководит издательскими проектами. И я думаю, что в ходе разговора вы сможете ответить для себя на вопрос: а можете ли вы возглавлять медиапроект, нужно ли вам вообще это либо вам интереснее совершенно другие вещи?

Мы сегодня будем говорить о том, как стать редактором, главным редактором совершенно нового издательского проекта в 18-20 лет. Если кому-то больше - прошу прощения, я думаю, что у него все впереди. Пробный шар - создание студенческой газеты или интернет-проекта для тех людей, которые сейчас еще учатся, которые не готовы брать на себя финансовые или какие-то еще риски, но горят желанием и полны энтузиазма что-то делать. И дальнейший сценарий для людей, которые попробовали свои силы и хотят заниматься медиаменеджментом всерьез. Варианты такие - либо свой бизнес, либо внутреннее предпринимательство. Что это такое - я вам скажу чуть позже.

Собственно говоря, как стать редактором в 18-20 лет, действительно ли это возможно? На собственном примере, на примере своих сокурсников могу сказать, что да, это возможно - люди, которые учатся на первом, на втором, на третьем курсе, вполне могут быть редакторами изданий. Что это за издания? Это корпоративные издания, это специализированные издания, тематические приложения про кино, образование, гольф, это могут быть супериздания, потому что рынок специализированных изданий по некоторым темам только-только начинает появляться, и его могут возглавлять, скажем так, лучшее издание про гольф, лучшее издание про образование, в силу того, что этих изданий либо мало, либо их вообще нет. Это молодежная газета, и это собственный медиапроект.

Ребята, на самом деле мне будет проще, если вы будете задавать вопросы по ходу, будете со мной в чем-то не соглашаться, соглашаться, комментировать.

Собственно говоря, возможности есть для того, чтобы найти себя. Если вы хотите стать менеджером, вы можете это сделать сейчас. Что от вас требуется? Вам нужно узнать медиарынок. Нужно понимать, кто вообще на нем есть. Очень многие начинающие журналисты, которые пытаются создать свой медиапроект либо хотят устроиться на какие-то позиции в специализированных изданиях, очень часто не знают, кто вообще на рынке есть, какие издания и что они из себя представляют. Они не знают реального. Они не знают того, как оценивается, собственно говоря, их работа, какие есть измерители, какие есть рекламодатели и т.д. и т.п. Но здесь, собственно говоря, еще очень помогает журналистское образование и чтение специализированных ресурсов, как-то: медиаатлас и т.п.

Четкое понимание своей аудитории - это вторая ошибка. Очень многие говорят - вот наша аудитория, это такие-то молодые люди умные! А что это за молодые люди, чем они живут, чем они питаются, чем они дышат - все эти люди себе четко даже не представляют. Очень абстрактное, размытое представление своей аудитории. Мы должны создать очень крутую концепцию издания, ну, тут все вытекает из первых двух пунктов. Мы должны планировать содержание, мы должны планировать свое время, мы должны планировать стратегию развития своего издания буквально с нулевой стадии. Вы должны собирать вокруг себя единомышленников, если вы хотите в 18-20 лет быть полноценным лидером, чтобы вам люди доверяли, чтобы, скажем, 25-летние, 35-летние эксперты, профессионалы говорили с вами на равных. Вы должны заражать их своей идеей. Это, наверное, очень важно. Самый важный пункт, мне кажется. Вы должны воплощать концепцию в жизнь, много-много и упорно работать. Очень многие идеи обламываются из-за того, что, как только дело доходит до того, чтобы посвящать своему гениальному проекту 12-18 часов, они ломаются и у них размываются приоритеты. Нужно быть готовым к тому, что вы - молодой человек, вы ведете проект, скорее всего, малоизвестный на рынке. И если вы работаете, к примеру, в "Ведомостях" или в "Коммерсанте", то издание продвигает ваш проект. Вы можете быть никем, вы можете писать заметки в "Коммерсант" или в "Ведомости", и это позволит вам говорить: я - журналист "Ведомостей"! Как все здорово! Здесь же не издание пиарит и продвигает вас, а вы продвигаете и пиарите издание. Вам нужно иметь стержень внутри, чтобы понимать, что вы занимаетесь любимым делом, вы имеете свободу принятия решений, но при этом вам необходимо постоянно доказывать и продвигать свое издание, рассказывать людям (вам-то кажется, что все уже знают про ваше издание), даже экспертам в отрасли, что есть такое замечательное издание, доказывать, доказывать, доказывать, что ваша идея заразительна. Ну и, собственно говоря, дружить с ньюсмейкерами, с профессиональными ассоциациями, с теми, кто является основными создателями контента и лидерами мнений в вашей сфере, вашей отрасли. Какие-то вопросы, может быть?

Вопрос: А как ты собирала вокруг себя команду, по каким критериям ты подбирала людей и как ты их мотивировала? Вообще, как ты их находила?

Кристина: Знаете, когда Билл Гейтс, будучи студентом Гарварда, сказал отличнику, своему сокурснику, что он хочет, чтобы компьютер был в каждом доме, этот отличник бросил Гарвард и пошел к непонятному тогда Биллу Гейтсу, который тоже бросил Гарвард. Собственно говоря, идея была такая. Первый проект - это была газета "Вышка", которая на тот момент существовала и которую, собственно говоря, мы полностью пересоздали, идея была сделать вузовский "Коммерсант". И так как люди из Высшей школы экономики оказались амбициозными, эта идея их заразила, понравилась. Собственно говоря, люди, которые: а) хотели и заразились идеей, б) много-много и упорно работали - они, в общем, вошли в команду, и появился костяк, вокруг которого дальше появлялись все новые люди, они и были двигателем всего проекта.

Вопрос: Скажите, а как вы понимаете свою аудиторию? Просто, когда ты только начинаешь об этом задумываться, все равно приписываешь людям свойства, которые свойственны либо тебе, либо ближайшему окружению. А это же грубая ошибка! Как можно этого избежать?

Кристина: Избежать можно исследованиями. Понятно, что на первом этапе, когда вы только-только создаете проект, вряд ли у вас есть деньги либо силы на маркетинговые исследования. Можно попробовать провести фокус-группу простую. То есть вы понимаете, что ваши читатели, например... ну, студенты, скажем, первых трех курсов московских вузов. Вы собираете фокус-группу из людей из разных вузов, разного возраста, не из вашего окружения и смотрите, что получается. Но здесь вторая крайность. Вы, когда делаете свой проект в 18-20 лет - чтобы его делать и чтобы был драйв, - вы должны заниматься тем, что вам лично интересно, что, собственно, зажигает. Нам было интересно делать "Вышку" - издание для людей, которые постоянно развиваются, работают над собой. Мы на них ориентировались. Понятно, что далеко не все студенты парятся на тему того, чтобы развиваться, ходить на семинары, лекции, расти и как-то вообще чем-то заморачиваться. Понятно, что в нашем издании не было, например, секса, не было каких-то таких тем, близких к лайфстайлу, к гламуру и т.п. Да, это упущение, и мы будем исправляться.

Вопрос: Вот вы знаете рынок. Кто вообще располагает информацией о рынке?

Кристина: Простите, вы уже закончили или еще учитесь?

Ответ: Я закончил. Я, правда, не журналистику закончил, но...

Кристина: Смотрите. Если вы являетесь студентом, скажем, лингвистического вуза или вообще являетесь студентом и у вас много свободного времени, то ничто не запрещает вам ходить в университет на лекции ведущих профессоров. Скажем, в той же "Вышке" есть цикл лекций на тему "Анализ медиарынков". Есть лекции на тему "Управление медиаактивами". Эти лекции читают практики. То есть вам нужно всего лишь посмотреть ведущие университеты, которые преподают либо журналистику, либо рекламу и т.д., - что, собственно, идет сейчас. Так как университет - это открытая организация, то ничто не запрещает вам прийти, договориться с профессором, посидеть на лекциях, послушать и задать ему свои вопросы. Если вы занятой эксперт, где вы можете искать информацию? Вы можете смотреть анализы, аналитику по рынку, которая есть. Если это газетный, медиарынок, скорее всего, на специализированных ресурсах, в медиаатласе и т.п. Вы можете смотреть исследования, которые проводятся и публикуются на сайте Министерства по делам печати. Собственно говоря, разные исследовательские конторы, которые так или иначе анализируют, что происходит на данном медиарынке.

Вопрос: А зачем тогда ты собирала все студенческие газеты?

Кристина: Хорошо. Объясню. Дело в том, что эти издания, они не мерятся ни одним измерителем в силу того, что у них очень маленькая, узкая аудитория, в силу того, что эти издания появляются и умирают, они живут волнами, приливами энтузиазма, энтузиастов, единомышленников и моментами, когда эти единомышленники уходят. И это такая аналитика подручными способами. Единственный источник информации, который вообще может быть по этому сегменту. Очень часто это касается профильных изданий, потому что, скажем, какие-то издания мелкие (про тот же самый гольф), их тоже не мерят грамотами, и по ним тоже нет данных исследований. Есть еще какие-то вопросы или мы переходим к следующему?

Реплика: Я могу задать вопрос. Я думаю, что...

Кристина:Ну, если вопрос - тогда вопрос задаю я. Можете ли вы действительно ответить на все вопросы или хотя бы на большую часть из них и хотите ли? Мне кажется, самый хороший способ проверить - это пробовать, потому что ни один учебник вас не научит. Вы можете читать тысячу учебников, что угодно, и вы не будете менеджером и не будете разбираться в продукте, потому что журналистика - ремесло, в котором надо сделать несколько раз одну и ту же ошибку, чтобы понять, как действовать правильно.

Собственно говоря, как сделать с наименьшими рисками, без опыта, если вы студент либо если для вас это первый проект и вам действительно интересно, но вы не готовы ставить на кон все? Мне кажется, что такой шанс - это создание студенческого издания либо интернет-проекта, в силу того, что по понятным причинам это требует незначительного финансирования и позволяет вам, как на тренажере, как на велодорожке, пробежать всю дистанцию. Вы можете себе поставить любые препятствия, какие хотите, - холмы, пересеченную местность, вы сами ставите себе планку, сами оцениваете свой результат, и оценивают ваш результат еще те люди, которые непосредственно вас читают. Здесь есть свобода. И, в общем, есть шанс. Собственно говоря, наша тема "шаг за шагом", поэтому на примере вот этого пробного шара я буду рассказывать, как попробовать свои силы, понять, можете вы или нет.

Первое, важное. На самом деле идея возникла из-за того, что несколько моих сокурсников, уже закончив университет, ушли работать в корпоративное издание, в профильное издание, и им как раз поручили создание проекта с нуля. И первый шаг, который люди делают, они просто набрасывают план материала: а что я могу вообще написать? Наваливают все это в кучу и думают, что это все о'кей. Я очень надеюсь, что вы так не думаете, но тем не менее. Первый шаг - мы должны определить концепцию. Главное правило все-таки (я считаю, что это главное правило) - мы должны делать это издание по своим интересам. Вы можете собирать разную аудиторию, собирать фокус-группу, но это должно быть издание, которое лично у вас вызывает восторг. Вы должны понимать, кто аудитория, зачем вообще ей ваше издание. То есть зачем студентам очередная студенческая газета? Зачем, если они читают "Men's health" и прочий гламур? Кто ваши конкуренты? Другие студенческие издания либо этот самый глянец? На кого ориентируются вообще ваши читатели? Плюсы и минусы ваших конкурентов. Здесь очень важно посмотреть рынок, прежде чем вы предложите свою - вау! - концепцию, и окажется, что она уже есть на рынке. Вы придумать должны обязательно ноу-хау, что будет отличать ваше издание, в чем фишка, чего нет, что действительно нужно и что заставит людей, грубо говоря, покупать ваше издание. Надо выбрать для себя четкую структуру и очень четко понимать, что вот такого рода текст, такого рода тема - это наше. А вот это, вот то, что нам сыпят и люди отодвигают, - в общем, это не то и не вписывается. Дальше будет разброд и шатание, и, в общем, мне кажется, издание сильно потеряет.

Второй шаг - мы собираем команду. Мы заражаем наших друзей, наших знакомых, людей совершенно незнакомых, людей, с которыми вы пьете кофе, людей, которых мы увидели, что они здорово выступают на семинаре, на мастер-классе, задают вопросы, - просто вы видите, что человек думает и действует как вы, видите, что ему хочется как-то себя реализовывать в том же направлении. Ваш шанс! Подойдите к нему, в течение тридцати секунд, минуты расскажите, кто вы, в чем ваша идея, и я думаю, что команду вы соберете. Вы должны еще раз проговорить с этими людьми ваше видение, потому что как основатели, как отцы-основатели, вы закладываете краеугольный камень, здесь не должно произойти так, что через полгода, скажем, окажется, один из единомышленников думал, что это вообще в другом ключе, и полагал, что это издание вообще должно быть порножурналом, а не изданием для развивающейся умной молодежи.

Ведущая: Но для этого они должны составить какой-то бизнес-план, где четко прописаны идеи, цели, задачи по реализации.

Кристина: Мы сейчас говорим про идею. Мы сейчас еще до финансовой части не дошли. Можно делать это параллельно, ничему не мешая. Но, как мне кажется, если мы говорим про этот старт-ап, то все начинается именно с идеи, с какого-то драйва, а потом уже умные слова вроде "бизнес-плана" приходят в голову. Дальше мы, собственно говоря, планируем первый номер, потому что бывает гениальная идея... Вот у меня знакомый делал концепцию для одного автомобильного издания, и у него была гениальная идея приводить сводки московского ГИБДД. Все замечательно, но данные получить сложно, то есть у него там были потрясающие идеи, но, как оказалось, - не всегда гениальные ноу-хау в российской реальности воплотимы. Собственно говоря, выставляется дедлайн, причем желательно очень четко понимать, что это для вас вызов и вы должны успеть, и желательно, чтобы это было не в последнюю ночь перед выпуском номера. И выпустить пилотное издание. Под пилотным изданием я понимаю не обязательно первый печатный выпуск вашего издания или что-то в этом роде, это может быть просто сверстанная версия либо интернет-проект, его первая бета-версия. То есть вы должны иметь некий продукт, с которым вы пойдете к инвестору, к спонсору, не важно - короче, к человеку, который даст денег.

Мне кажется, что вообще поиск финансирования начинается после того, как у вас есть какая-то команда, какая-то идея и вы чем-то уже заболели и хотите, чтобы вот этот инвестор тоже заразился. Можете ли вы зарабатывать на этом деньги либо это для вас образовательный проект, миссия, - ну, в общем, все это неплохо и небезоценочно. Вы определяете источник финансирования, который будет приносить вам деньги, окупать ваш проект: реклама, гранты, деньги инвесторов. Все это возможно. То издание, в котором я сейчас работаю, газета "Акция", она начиналась с двадцати тысяч, по-моему, рублей, рекламы каких-то курсов иностранных языков, в 2001 году. И такое может быть. Может быть грант, если, скажем, это издание общественно-политическое, куча всяких организаций замечательных, фондов, в которых можно эти деньги получить. Это могут быть деньги инвестора, просто человека, который так или иначе заинтересован в теме. Не знаю! Вот делайте журнал про йогов, у нас сейчас много людей интересуются ими. Или про нефтяные вышки. Я думаю, что тоже можно найти деньги. Вы заражаете этих людей так же, как вы заражаете своих единомышленников, вы, в общем, должны продать им эту свою идею, она должна быть вкусно и классно запакована. Но главное, инвестору должно быть понятно - зачем? Что нового, что классного вы привносите в эту тему?

Четвертый шаг - он самый сложный, как мне кажется, потому что раскачаться тяжело бывает. Газета "Вышка" была создана лет восемь назад, создатели придумали ее, кажется, в апреле, а первый номер вышел в декабре. Это так, для примера. Собственно говоря, нужно четко планировать. Большинство изданий подобного рода - узкоспециализированных - грешат тем, что сроки срываются напрочь. Хай-менеджмент - это, конечно, большой плюс для вашего издания, большое конкурентное преимущество. Собственно говоря, мне кажется, что такие издания должны постоянно повышать свою планку. И с каждым номером это надо делать все лучше и лучше, придумывать какие-то совместные сногсшибательные, потрясающие весь рынок проекты. Ну и вы должны гордиться, понимая, что с каждым шагом двигаетесь по лесенке вверх. Для этого нужно получать обратную связь продукта от стейк-холдеров, то есть от всех заинтересованных людей: редколлегии, читателей, рекламодателей, везучих ньюсмейкеров, профессионального сообщества. Очень классно, если у вас будет возможность и время смотреть на свое издание со стороны. Здесь потрясающе помогают конференции, мастер-классы, просто самокопание и рефлексия.

Пятое - это подтверждение завоевания лидирующей позиции на рынке. Сложность в том, что ваше издание никто не знает. И вы - тот самый двигатель, который делает ваше издание узнаваемым. Издание можно сделать узнаваемым за счет ньюсмейкеров, экспертов, за счет громких и удивительных проектов тоже с дайджест-лидерами рынка. Ну, например, недавний проект газеты "Акция", предложение акции "Карьера" с компанией МТС. Мы сделали то, что делают, в общем-то, на Западе все, но почему-то не делают наши карьерные издания. Мы запустили кейс, победитель которого пойдет ужинать в эту менеджмент-компанию, в неформальной обстановке обсудит с ними перспективы своего развития, роста и вообще возможности карьеры в компании МТС. Ну, можно сказать, что этот проект был дико успешным, потому что мне уже звонили, скажем, две конкурирующие очень крупные компании, не буду называть, которые обе хотели попасть к нам одновременно. Я, собственно говоря, придумала этот разгромный ноу-хау. Мы должны опережать рынок на несколько шагов, чтобы нас заметили, и вы должны, - еще один важный шаг, - вы должны уметь себя хвалить, уметь донести, что вы такие замечательные, такие классные. Если вы выиграли всемирный конкурс - говорите об этом, выиграли всероссийский - говорите об этом, провели всероссийскую конференцию - говорите об этом. Очень часто люди, которые делают себя сами, забывают о пиаре и самомаркетинге. В общем - что дальше вы сделали? Вот это пробный шар.

(Общий разговор.)

Кристина: Журналистика - это профессия, в которой опыт нарабатывается в процессе руководства проектом. Понятно, что будет сложнее, у вас не будет наставников, но... Почему не будет? Кто вам мешает опять же ездить на эти же самые тусовки, конференции, мастер-классы и т.д. и т.п., обмениваться опытом с этими людьми? У большинства ведущих журналистов есть блоги, всегда можно какое-то общение построить с людьми, у которых есть опыт работы и в "Ведомостях", и в "Коммерсанте". Понятно, что вы будете делать ошибки, у вас будут какие-то проколы с ньюсмейкерами, еще какие-то такие технические вещи. Но я думаю, что проколетесь пару раз - и вы все поймете, и для этого не нужно работать полгода в ежедневке и впахивать на дядю. На эту тему есть потрясающая присказка. Процитирую Дмитрия Молчанова. Это его любимая присказка. (Это ведущий лаборатории бизнес-идеи в высшей школе экономики, председатель Совета директоров в компании "Домострой".) Притча такая. Семья. Происходит в доме пожар, дома только няня, шестилетний малыш и его маленький, еще грудной брат. Двери закрыты, решетки закрыты. Но тем не менее все обошлось. Люди удивляются. Оказывается, маленький шестилетний малыш догадался взять ножку стула, выбить решетку, взять своего брата, пройти по парапету, спуститься и таким образом спасти жизнь. Все удивляются, каким образом маленький несмышленый малыш... какой у него опыт спасательной работы? Никакой! Как он умудрился? Ну, собственно говоря, все удивляются, восклицают. Один-единственный пожарник, старый, седой, ухмыляется в усы и говорит, что этот ребенок смог, потому что рядом с ним не было взрослого, который сказал бы ему: "Ты не сможешь!" Вот здесь то же самое. Люди, которые в 16, в 18, в 20 (не важно - молодые люди) говорят себе: "Я смогу!" - они это могут, они это делают. Да, могу сказать на своем примере, нескромно, но простите. За два года удалось сделать лучшую студенческую газету Москвы. Никто в это не верил. Когда я пришла к проректору, курирующему это дело, он сказал: что, вы будете делать газету? Посмотрел на меня, девушку, которая закончила первый курс, такими глазами: и что, вы будете делать газету?! И ректор в первый номер должен был дать интервью, но он от нас бегал. Он искренне от нас бегал и игнорировал, потому что было непонятно - какие-то первокурсники делают какую-то газету. Через полгода он уже сам с удовольствием дал интервью, и еще где-то через шесть месяцев мы стали лучшей московской студенческой газетой.

Вопрос: А дефицита текста не было?

Кристина: Нет. Не было. Приходилось много работать с командой, которая составляет костяк, это единомышленники. Поначалу, конечно, приходится работать много; скажем так, в первых номерах мне случалось писать три-четыре материала. А спустя два года я редко делала один.

Вопрос: А выбраковываете много? То есть позволяете ли вы авторам писать то, что они хотят? Или вы их корректируете? Или они хорошо понимают концепцию и пишут сами все прекрасно?

Кристина: Понятно, что нет. Люди могут разделять концепцию, видение, но при этом, не имея опыта, они будут вам писать в официально-деловом стиле с жуткими канцеляризмами. И понятно, что им нужно какое-то время, чтобы научиться. Могу сказать честно, что если человек с головой, думающий человек, то его можно научить за два-три материала. Поэтому лучшие мои авторы - вообще не журналисты. И вот сейчас в издании у меня работают молодые профессионалы, которые сами из сферы консалтинга, маркетинга, рекламы, предпринимательства. У них нет опыта, но они могут. А что дальше? А дальше есть вот такие, как мне кажется, два варианта. У меня есть друзья, которые делали так, например, сайт фанатов "Динамо", и потом их с удовольствием захотел купить сам клуб "Динамо", проект оказался прибыльным. И второй вариант - это работать на дядю, но в качестве редактора и на ярких и интересных медиапроектах. Можно сказать, что у меня оба варианта, потому что на дядю я работаю в газете "Акция", но над проектом, который для меня является моим ребенком, из которого я хочу сделать умного и взрослого представителя прессы. И есть, собственно, коммерческий медиапроект - это проект "Смарт-книга", победитель первого конкурса бизнес-планов, проект не совсем медийный, на грани медиа и, наверное, издательства и какого-то образовательного бизнеса по созданию бизнес-литературы, лучших деловых изданий. То есть, собственно говоря, и то и другое возможно. Я вам хотела показать кейс, чтобы вы поняли, что это все не совсем болтология и вы можете мне верить. Кейс, правда, по газете "Вышка". Вот такой была газета "Вышка", когда она начиналась восемь лет назад. Скажу, что это делали совершенно не те люди, которые... десять лет, да?.. Ну, в общем, это старая презентация, десять так десять! Вот такая она была. Собственно говоря, такой газета стала пять лет назад. На первой странице газеты экономического вуза были хоббиты и прочие существа. Вы понимаете, как она делалась. Вот так. Вот так это дело начиналось - когда мы сделали первую газету, четыре полосы, никто в это совершенно не верил. Это стоило огромных нервов, сил, но мы успели все вовремя и даже до дедлайна. Собственно говоря, здесь немножко другие цели и то, о чем мы говорили...

Вопрос: Вы продаете ее, прошу прощения?

Кристина: Вы знаете, я ею, к сожалению, больше не занимаюсь. Ею занимается девушка по имени Ольга.

Вопрос: Вы продаете "Вышку" в институте?

Кристина: Нет, она распространяется бесплатно. И, собственно говоря, какие-то такие фишки мы придумали, которые были гораздо ближе людям, учащимся на первом-втором курсе. Ну и, грубо говоря, совсем скоро оказалось, что никто лучше ничего не делает в славном городе Москва, хотя тут самые, по идее, должны быть креативы. Мы придумали историю успеха, и оказалось, что у нас есть люди, которые выигрывали даже с чеченскими делами в Европейском суде по правам человека, люди, которые действительно очень много всего достигали. Вот о чем речь: можно не иметь никакого опыта, вы студент, и перед вами белый лист, вы можете двигаться по пути улучшения. Ваши читатели наконец начнут вам писать, как-то реагировать, ваши ньюсмейкеры начнут вас уважать, и, в общем, собственно говоря, наверное, так. Что это дает людям, которые в итоге все-таки решают для себя (возвращаемся к вопросу), хотят потом как-то создавать собственные проекты, какой опыт может быть? Это позволило быстро писать качественные тексты и креативно добывать информацию. Реально любой из членов бывшей редакции может написать хороший текст за несколько часов. Например, эти люди сейчас работают в "Ведомостях", в "Огоньке", в "Известиях", в каких-то других изданиях. Получили навыки делового общения. Один из членов нашей редакции без проблем - его редакция оторопела! - звонил английской королеве и получал у нее комментарий. Вот, собственно говоря, развили организаторские способности, помимо газет проводили и были инициаторами конкурсов бизнес-планов и создания бизнес-инкубатора Высшей школы экономики. Мы смогли инвестировать в свою карьеру, наработать полезные связи, действительно полезные, включая тех людей, которые преподают в Высшей школе экономики. Мы научились общаться с успешными людьми, и строчка в резюме о том, что вы были в такой студенческой редакции или у вас был свой проект в тех компаниях, которые нацелены на лидерство на рынке, которые ценят инициативы (их не сильно много в России), действительно очень ценно. И еще один из членов нашей редколлегии встречался с Биллом Гейтсом, как раз когда с ним встречалось восемь или десять студентов технических вузов. Вот такие секреты успеха, о которых мы и говорим сегодня. Наверное, пожалуй, все.

Вопрос: Все-таки были внешние инвестиции какие-то?

Кристина: Были какие-то рекламные вещи. Сейчас скажу, что, когда мы занимались проектом, для нас главным была творческая самореализация - больше, нежели какой-то бизнес. Хотя попытки, несомненно, были, были и исследования аудитории. Нам в этом помогла организация под названием "Социологический клуб "Город", которая регулярно проводит мониторинг студенческой жизни в Высшей школе экономики, и они включили вопросы по нашему изданию в веб-мониторинг, что позволило нам получить сведения о том, сколько людей реально знают про издание, сколько его читают, как эти люди распределяются по курсам и по факультетам и т.д. Собственно вещи, не сильно удивительные для нас, понятно, что большая часть аудитории студенческих изданий - это люди, которые учатся на первых трех курсах. В силу того, что они еще учатся, а не работают, и появляются в сети чаще.

Вопрос: Можно спросить? Какие самые популярные темы в газете должны фигурировать, чтобы ее все время читали?

Кристина: Это зависит от того, кто ваша аудитория. Если речь идет о студентах РГГУ, я думаю, что это люди тоже амбициозные и что им будет интересно читать. Скажем, в одном из недавних номеров "Акции" как раз про одного вашего выпускника, который ныне зарабатывает ежемесячно восемь тысяч долларов, человеку всего 23 года. И всего через несколько месяцев у него доход увеличится где-то в два или в три раза. Собственно говоря, я думаю, что о таких людях, о людях успешных, о людях, которые реализовали себя, безумно интересно читать студентам. Причем это люди, которые совсем недавно сами были студентами. Если ставить сейчас себя на место студента, мне кажется, мне было бы интересно читать, как происходит все в первый раз - первый выход на работу, первая любовь... серьезно, безумно интересно. Но на самом деле, мне кажется, эти темы студенческие делятся примерно так - на образовательные (что я могу получить максимум от вуза), на карьерные (что мне делать дальше, и вообще дает ли мне это образование какие-то перспективы) и лайфстайл, потому что студенты - люди веселые, и им было бы интересно, как, не отходя от вуза, в багажнике собственной машины возить перевозной бар и радовать своих друзей коктейлем, например. Студенты - люди, которые любят провокации. Удивляйте, провоцируйте, задавайте сложные, неоднозначные вопросы вашему руководству, не подлизывайтесь к нему, не давайте кирпичные тексты про Болонский процесс, интервью с каким-нибудь проректором и т.д. Вот это сплошь и рядом во всех студенческих изданиях, я не знаю, кто их вообще читает.

Вопрос: Дело в том, что газета наша научная, а сейчас ее пытаются переделать, оставить две студенческие полосы, но тем не менее ставят рамки, чтобы не писать о политике, чтобы, если это студенческая полоса, она не упиралась в формат "ЖЖ" и т.д.

Кристина: Делайте свое. Зачем вам вообще в рамках научной газеты расти и развиваться, что вам мешает в эпоху, когда каждый студент имеет доступ в интернет, сделать свое студенческое издание on-line в формате блогов или еще чего-то?

Вопрос: Какие самые яркие фишки были придуманы вашей командой в "Вышке"?

Кристина: Я думаю, что их было не сильно много, сейчас я это понимаю. Но одна из ключевых - это были те самые истории успеха, которые кажутся банальными, но на самом деле я их не видела больше ни в одной студенческой газете. "Вышка" - молодой вуз, и таких выпускников, как есть в МГИМО, к примеру, президент "Роснефти", здесь нет, но есть люди молодые, которые не сильно отличаются от нас - на два, три, четыре года и которые чего-то добились в этой жизни, несмотря на то, что немножко была другая эпоха, другие сложности. Это интересно. Мне кажется, что мы поднимали темы, которые боится поднимать большинство студенческих газет в силу того, что вообще наша пресса боится что-то поднимать и о чем-то рассказывать. Что им запрещает? Потому что она просто заранее бьет себя по рукам и говорит, что нас за это поругают.

Вопрос: Но сверху-то все равно есть какая-то цензура.

Кристина: Если вы делаете две полосы в рамках газетной аудитории, у вас будет цензура. Если вы делаете, грубо говоря, студенческий блог или делаете свое собственное издание, что вам мешает? Вы определяете его политику. Понятно, что вам могут предъявить иск за клевету, если вы будете наезжать на декана и говорить, что он просто козел. А если вы дадите обоснованное мнение, вот как это сделали студенты соцфака МГУ... Они сказали, что у них в учебниках плагиат, у них то-то и то-то - доказали. При этом студенческая газета (не знаю, сейчас есть или нет, но это было года два назад) боялась поднимать вопрос столовых и говорила, что за материал, который там опубликовали, дяденька проректор повел их в профком или что-то в этом роде.

Реплика: Мы это делали полгода назад всего на соцфаке, и это была не газета, а сайт.

Кристина: Я имею в виду, что у вас есть газета, называется она "Социум". У вас же проблема со столовой не полгода назад возникла, собственно, и эта газета как раз пыталась этот вопрос поднять, но им сделали предупреждение: а мы вас поругаем. И эти ребята не нашли аргументов...

Реплика: Я не знаю, мы в этом не участвовали, а этих ребят просто заменили в редакции. А вы знаете про то, что газету "вышкинскую" закрыли в Питере?

Кристина: Да, я в курсе этой ситуации. Но здесь, я думаю, обоюдная проблема. Потому что люди, которые ее делали, сейчас занимаются другим проектом. Те студенты, которые двигали этот проект, ушли в "Репитер" и еще куда-то. Я не знаю итоговый результат - закрыли ее или она сама закрылась, не могу вам сказать.

Вопрос: То есть если нет людей, которые могли бы этим заниматься, газеты просто не существует?

Кристина: Здесь вот в чем дело: если вы работаете на дядю, надо вам это, не надо, вы приходите и с девяти до пяти, если не до шести, отсиживаете свои job-часы, вам все гарантировано, у вас все стабильно, все приятно, вы должны показывать какие-то результаты, но они минимальны. А если вы занимаетесь своим проектом, его успешность зависит на 100% от того, насколько вы вовлечены в него. Если вы решаете в какой-то момент, что вам нужна семья, например, а не проект, то, собственно говоря... ну и где вы все?.. Либо вы решаете, что вам вообще журналистика на фиг не нужна, - то же самое.

Вопрос: А как можно добиваться ответственности от ребят, которые учатся на втором курсе? Допустим, вас собралось десять человек, вы решили сделать сайтинг, а как добиться, чтобы они регулярно привозили свои материалы? Потому что - кто в клуб, кто в кафе.

Кристина: Хороший вопрос. Мне уже сложно вспомнить, как это происходило. Но сейчас это не так происходит, потому что мои авторы - профессионалы, и для них стимул не гонорары, а паблисити, и они делают таким образом себе имя какое-то в каком-то кругу. То есть люди понимают, что, если они проваливают задание, они подводят своего сокурсника и подводят меня. Для них читатели, в общем, будем откровенны, на третьем плане. То есть реально люди понимают, что если они чего-то не делают, то они подводят всех остальных, кто впахивает и кто тратит тоже какое-то количество времени помимо учебы, отрывая от личной жизни, от сна или от чего-то еще. Были люди, которые подводили. Собственно говоря, как они подводили, так они и сейчас подводят. Костяк все равно оставался, люди, которым это было действительно в кайф, оставались практически на протяжении многих лет. Потом у кого-то свои обстоятельства возникли, потому что люди, которые были на втором курсе, доросли до четвертого, и у них возник вопрос, как им зарабатывать деньги.

Вопрос: А вы только для студентов "Вышки" делали газету?

Кристина: Да, мы делали только для студентов "Вышки" газету.

Вопрос: Как вы ее распространяли?

Кристина: Мы ее распространяли с помощью нашей университетской транспортной службы. Сейчас объясню. Высшая школа экономики раскидана сейчас где-то на четырнадцати учебных площадках по всей Москве. Соответственно, чтобы развезти номер, нужна не просто курьерская сумка (хотя такое тоже было на первом этапе, когда мы охватывали всего три здания), а нужна транспортная служба самого университета. Мы договаривались, тоже с трудом, с транспортной службой, она занималась распространением изданий. Я опять же говорю: мы не стеснялись поднимать какие-то проблемные темы, связанные с общежитиями, связанные с учебным процессом, но то, что мы освещали все мнения, все стороны, мнения студентов, мнения руководства, мнения сторонних экспертов, позволило нам заслужить уважение руководства вуза и получить их поддержку. Я не уверена, что во всех вузах было так же.

Вопрос: А если, например, мы не можем рассчитывать на поддержку руководства университета и, может быть, не можем добиться симпатий в некоторых других вузах, то в таком случае как осуществлять без этой помощи распространение?

Реплика: Может быть, развозить на своем горбу?

(Общий разговор.)

Кристина: Могу сказать, что, например, газета "Акция" сейчас распространяется где-то в восьмидесяти вузах, и с очень многими приходится бодаться, потому что действительно сложно договориться с университетом как все-таки тоталитарной, закрытой для внешнего мира структурой, при всей ее либеральности внутренней, и приходится очень долго пробивать договоренности с тем, чтобы нам разрешили распространять наше издание в университете. И здесь даже не столько нежелание, допустим, самого университета это делать, сколько всякие бюрократические проволочки, связанные с тем, что некоторые вузы проверяют, и может возникнуть вопрос у проверяющей структуры: а не получает ли вуз коммерческие доходы? Хотя такой вопрос должен возникать, если вуз сдает в аренду какие-то помещения, но тем не менее. Поэтому требуются какие-то договоры, какие-то проволочки, долгие и нудные. То есть вы можете развозить на горбу, вы можете их раздавать у университета, но легально попасть в те или иные вузы будет не так просто, проще всегда начинать со своего родного, а дальше уже искать близкие по духу. Например, если у вас социологический факультет, то вы идете дальше - в школу Шанина, идете на соцфак в "Вышку", еще куда-то, еще куда-то и, таким образом, проникаете через единомышленников опять же в профессиональное сообщество.

Вопрос: А вы делали газету за счет университетского ресурса, да? То есть это была университетская газета?

Кристина: Да, мы делали газету за счет университетского ресурса. Для меня, честно, это был тренажер, беговая дорожка. Это была возможность за счет того, что никто не ограничивал, не говорил, что вы не сможете, дали полный карт-бланш, дали возможность реализовать себя. Я думаю, что если бы не было этой газеты, то был бы какой-то интернет-сайт, или была бы газета, финансируемая кем-то еще, не университетом, или гранты, или что-то еще. Понятно, что это сложнее, когда ты студент и еще не знаешь, можешь ты или не можешь, и впрягаешься в более серьезные обязательства, чем обязательства, скажем, перед проректором. Хотя на тот момент это казалось для нас серьезным.

Вопрос: А ваши материалы каким-то образом цензурировались?

Кристина: Нет, не цензурировались. У нас было даже несколько скандалов.

Вопрос: В смысле - после того, как вы выпускали газету?

Кристина: Да, даже декан одного из факультетов (не буду называть его) на одном из ученых советов сказал: знаете, на меня наехала газета. В ответ один из профессоров спросил его: простите, это "Нью-Йорк Таймс"? Ну и, собственно говоря, на этом конфликт кончился. Но при этом все университетское сообщество, которое было в курсе, цитировало и реагировало на ситуацию.

Вопрос: А как вы выбивали финансирование внутри вуза?

Кристина: Скажу так: те коллеги, которые делали проект для нас и были не сильно успешны в содержательном плане, были успешны в пробивании бюрократических барьеров. На самом деле так обычно и бывает: в команде бывает обычно креативный какой-то моторчик и бывает человек чисто прагматичный, который знает, как работает машина по зарабатыванию денег. Если такого человека в команде нет, ищите его срочно. Главное, чтобы он вас не кинул. То есть они нам помогли, несмотря на то, что газета выходила с дикой периодичностью, потому что там хоббиты были на первых полосах. Они умудрились все-таки выбить помещение для редакции и получить постоянное финансирование.

Вопрос: И это при том, что вы поднимали проблемные для университета вопросы?

Кристина: Да, это при том, что мы поднимали проблемные для университета вопросы. Я уверена, что сейчас, учитывая, что по крайней мере в ведущих вузах точно интернет доступен очень многим, интернет-проект не проблема. Потом, я могу сказать, что мы проводили в мае 2006 года или 2005-го (в общем, год или два назад) Всероссийскую конференцию для студенческих СМИ, куда приезжали люди из Белгорода, из Мордовии, еще откуда-то. И там совершенно другая система, даже менее либеральная, чем у нас на соцфаке, тем не менее они в этой ситуации умудрялись находить финансирование, издавать газеты, вполне приличные и выше по уровню, чем вся региональная пресса, которая у них есть.

Вопрос: Как вы думаете, можно найти сейчас какую-то финансовую поддержку, если издание, во-первых, образовательное, причем довольно интеллектуальное, с другой стороны, с политическим фоном, с обзором стратегических инициатив?.. С политическим не в смысле большой политики, а, скажем, вышла новая редакция устава такого-то университета, она отличается тем-то и пр.

Кристина: Я думаю, что наверняка можно найти. Тем более можно найти частных инвесторов, в смысле бизнес. Мы же говорим сейчас про университетское образование, да? Смотрите, "Деловая Россия", РСПП и другие компании... весь бизнес вообще говорит, что все дико недовольны университетским образованием, потому что, грубо говоря, вы готовите таких людей, которых нам приходится переобучивать и вкладывать энное количество бабок просто на то, чтобы этих полуфабрикатов, которых вы, господа, выпустили, довести до ума. Наверняка какие-то такие организации, вроде "Деловой России", РСПП и т.д., могут поддержать. Могут поддержать организации-работодатели, потому что ваш проект носит образовательный характер, интеллектуальный. Может быть, действительно могут быть варианты грантов, каких-то инвестиционных и бизнес-проектов, смотря что вы хотите от этого проекта. Если это для вас бизнес - это одна тема, если для вас это самореализация, миссия какая-то, задача просветительская - то здесь, думаю, можно найти поддержку в лице общественных организаций либо грантов.

Вопрос: То есть деньги нам не нужны, просто вопрос в том, что заведомо устала аудитория студенческая. И, с другой стороны, бизнес тоже не очень подходит, потому что мы больше ориентированы не на то, чтобы для бизнеса делать много маркетологов, а на более узкий, интеллектуальный, научный круг.

Кристина: Тогда это, видимо, гранты; либо, если это узкое специализированное издание для людей, которые хотят как-то себя реализовывать, членские взносы. Это, по сути, клуб, вы делаете клуб, только бумажный. У вас, не знаю, двести читателей, собирайте с них за удовольствие, как говорится. Либо не делайте вообще бумажной версии, делайте интернет с доступом для зарегистрированных пользователей.

(Общий разговор.)

Кристина: Я думаю, что при желании можно найти. Главное, чтобы ваша идея вас заражала, если вы действительно хотите над ней работать. А не так, знаете: вроде есть какая-то идея - ну давайте реализуем.

Вопрос: А просто было людей найти или приходилось исходить из того, что есть?

Кристина: Тяжело было найти, но главное было, как говорят рекрутеры, максимально расширить поле поиска, не ограничиваться студентами журфака. По-моему, суперправильное решение. И реально оказалось, что людям, которые профессионально в другой сфере работают, действительно интересно реализовывать себя, свой творческий потенциал, и они более ответственно к этому подходят.

Вопрос: Скажите, а можно в качестве инвесторов привлекать, например, структуры, которые присоединены как-то к институту? То есть, если я хочу какую-то политическую газету выпустить студенческую, например, Фонд эффективной политики Глеба Павловского. Мы сможем их привлечь как инвестора?

(Общий разговор.)

Кристина: Что вы про них будете писать? На самом деле, когда у вас есть несколько источников финансирования, вы более независимы. А здесь, если вы выбираете между одним и другим, вы можете выбрать меньшее зло или большее. Наверное, так.

Вопрос: А почему газета "Акция" не распространяется в "Вышке"?

Кристина: Газета "Акция" распространяется частично в "Вышке", не во всех корпусах. Проблема опять же бюрократическая, у нас нет никаких препятствий со стороны вуза, но есть препятствия с точки зрения оформления договора, которое длится уже где-то полгода.

Реплика: Например, в центральном здании на Мясницкой я ни разу не видела.

Кристина: В центральном здании на Мясницкой нет, но есть в других корпусах. Собственно говоря, я думаю, мы закругляемся. Мое последнее к вам слово: здесь важно для вас самих просто понять, нужно ли это вам, хотите ли вы рисковать, готовы ли вообще пойти на этот проект. Вы сможете, но надо ли, хотите ли вы, есть ли драйв. Если есть, то, я думаю, будет как в приведенной притче с этим малышом. Все, спасибо большое.

       
Print version Распечатать