Слушатель: от статиста к заказчику

Филармония в эпоху "белых воротничков"

Сегодня у Московской филармонии две основные цели - повышение уровня концертной жизни и расширение аудитории, повышение общественного интереса к классической музыке и к филармонической сфере в целом.

В России (и особенно в Москве), в отличие от западного филармонического мира, где наблюдается ежегодный спад слушательского интереса к классической музыке на 7-10% , напротив - очевидный рост интереса к филармоническому искусству. Посещаемость концертов только в этом году выросла на 7-8%, а в 2002-2005 годах, когда мы только начинали, цифра росла на 10-12 и даже - по отдельным залам - на 20% в год. Произошла ощутимая смена аудитории, ее социального состава. К нашим постоянным слушателям добавились те, кого мы условно называем "белыми воротничками". Давнишний зарубежный термин обозначает служащих с образованием, многие из которых сейчас хорошо реализовались, неплохо зарабатывают и хотят помнить, что они учились в музыкальной школе и в институте. Это наша новая серьезная опора в обществе.

Еще десятилетие назад слушателю отводилась роль статиста. Концерты часто планировались без учета пожеланий общества: имеются в виду не только завсегдатаи концертов, но и потенциальная аудитория - те, кто хотят слушать классическую музыку, но по каким-то причинам не доходит до концертных залов. О слушателях порой вспоминали за день-два до концерта, и вопрос решался с помощью курсантов и солдат. Это не значит, что филармонические работники не понимали, что интересно публике, а что нет. Среди старых сотрудников филармонии ходила такая шутка: есть две беспроигрышных программы - три Сонаты Бетховена в исполнении Николаевой и Реквием Моцарта. Беспроигрышный аншлаг. Такой подход - другая крайность, приводящая к "популярщине", сужению репертуарной и исполнительской политики. Но о серьезном изучении потребностей публики - ее социального среза, о способах ее привлечения и, соответственно, планирования концертов - никто не задумывался.

Сегодня же мы стараемся выстраивать концертную деятельность, исходя из интересов общества. Мне как президенту Союза концертных организаций России приходится много ездить по стране, и везде я наблюдаю одну тенденцию. Из-за существенного снижения государственной поддержки в последние 15-20 лет и осознания концертными организациями роли общества как равного - наравне с государством - заказчика культурного продукта появилось новое понимание ситуации. Оно связано с необходимостью формировать и стимулировать общественное внимание к филармонической сфере, налаживать связи с обществом, со слушателями, спонсорами, меценатами и журналистами.

Возможности наши сейчас растут, в том числе благодаря поддержке государства. Бюджет филармонии, который опирается на общество, в последние годы возрос в 5-6 раз, что дало возможность работать на тех условиях, которые сегодня конкурентоспособны в мировом концертном пространстве. Если мы не предложим таких условий, то окажемся на задворках мировой музыкальной культуры, и даже ведущие российские музыканты будут выступать у нас крайне редко, не говоря уже о выдающихся зарубежных исполнителях.

По поводу зарубежных музыкантов. Для того чтобы достойно реализовать такой проект, как, например, гастроли Анжелы Хьюитт - одной из звезд европейской концертной жизни, - нужно много рассказывать о том, кто она такая. Мы живем пока в ином информационно-культурном пространстве, чем весь остальной цивилизованный мир. У нас зарубежные музыканты становятся известны слишком поздно, зачастую на закате своей артистической карьеры. Но, представляя мировую знаменитость, у нас все еще плохо известную, нельзя написать, как на старых афишах - "последний раз в Москве, уезжая вечерней лошадью в Париж...". И мы рассказываем: постоянная участница Люцернского, Зальцбургского, Берлинского фестивалей...

Мы только что закончили грандиозный проект - фестиваль к 100-летию Д.Д.Шостаковича, 21 концерт, где выступили почти все ведущие столичные коллективы и дирижеры. В рамках фестиваля удалось представить два петербургских оркестра. В день рождения композитора Госоркестром России дирижировал Мстислав Ростропович. При планировании фестиваля была известная сложность - не создавать ситуацию сравнения при исполнении одних и тех же произведений. Поэтому Ленинградскую (Седьмую) симфонию мы представили в версии "синемафонии", когда под музыку на экранах идет специально смонтированный фильм. Максим Шостакович представил этот проект в Лондоне и Петербурге, теперь его увидели москвичи. Закрыл фестиваль Валерий Гергиев, который в прошлом году осуществил невообразимую по объему работу, пропагандируя творчество Шостаковича - за рубежом его оркестр трижды исполнил цикл симфоний композитора.

С Фестивалем Шостаковича напрямую сомкнулся наш традиционный фестиваль "Русская зима", программа которого завершается 9 января. Он пройдет в 43-й раз. Именно с ним связаны наши надежды на возобновление иностранного культурного туризма в Москву. На определенном этапе интерес к нему иссяк по вполне определенной причине: все концерты ведущих оркестров планировались разными организаторами, и никто не мог взять на себя ответственность за них в целом. Раньше никто не мог гарантировать западным агентствам, которые продают путевки за год: такого-то числа выступит такой-то исполнитель с такой-то программой. Сегодня филармония представляет эти коллективы и может отвечать перед мировыми агентами за каждый билет, который продает. Поэтому, я думаю, поток культурного туризма в Москву будет постепенно восстанавливаться, хотя во многом это также зависит от появления хороших гостиниц по европейским ценам, доступным любителям музыки.

       
Print version Распечатать