Школа пилотов

Наверняка есть немало объяснений, почему Александр Татарский дал своей студии - первой независимой киностудии в нашей стране - название "Пилот". На самом деле сейчас те давние соображения основателя не столь уж важны. Но, - пользуясь словами капитана Врунгеля "как вы лодку назовете, так она и поплывет", - именно эта студия долгие годы определяла направление развития отечественной анимации.

В последние годы различных анимационных студий появилось немало, некоторые из них вполне успешны, даже в кинотеатрах время от времени российские полнометражные мультики заставляют пусть немного, но потесниться заокеанскую продукцию. И все же именно с "Пилотом" были связаны самые амбициозные проекты, прежде всего - "Гора самоцветов", ставшая удачей не только коммерческой, но и творческой. Недаром на анимационных фестивалях последних лет пилотовские работы получали львиную долю наград...

И вот студия осиротела. Ушел из жизни ее создатель, художественный руководитель, лидер. Не стало Александра Михайловича Татарского. И эта потеря станет серьезным испытанием не только для "Пилота", но и для всей российской анимации.

С точки зрения рядового зрителя могло показаться, что Татарский перестал быть, как это сейчас называется, "актуальной фигурой". Ведь все самые знаменитые свои мультфильмы Татарский сделал в 80-е, еще даже не под маркой "Пилота", а на телевидении, на студии "Экран". Именно тогда были созданы "Крылья, ноги и хвосты", "Пластилиновая ворона" и едва ли не главный шедевр мастера - "Падал прошлогодний снег". Растасканный на цитаты, пожалуй, как ни один другой мультфильм в истории. Тогда была снята "Обратная сторона Луны", признанная лучшим мультфильмом 1984 года в мире. С тех пор живет в эфире пластилиновая заставка передачи "Спокойной ночи, малыши"... Но уже большая часть приключений братьев Пилотов - фирменных персонажей Татарского и его друга-соавтора Игоря Ковалева - получала экранное воплощение стараниями учеников Александра Михайловича...

Работы последних лет Татарского в качестве режиссера- "Унесенные ветром", "Красные ворота Расемон" - получили немало наград на фестивалях, но вот зритель их практически не видел: они созданы в годы, когда наше телевидение новым отечественным мультфильмам предпочло американские сериалы. И даже если бы их и показывали, успех ранних бестселлеров Татарского им не грозил. Вовсе не потому что они якобы хуже: просто это были фильмы уже другого рода, другого уровня, нежели те веселые и абсурдные сказки, что создали ему славу. Изменилась тема, изменилось настроение...

Но это касалось лишь его собственных, авторских работ. Его потрясающее чувство юмора, его талант придумывать гэги никуда не делись. Просто мастер предпочитал не приберегать их для себя, а щедро делился ими с учениками. Все они в один голос повторяют, как здорово было сидеть с ним и придумывать фильмы: Татарский не только сам генерировал идеи, но и заражал творческой энергией всех окружающих.

Он отдавал себя работе над фильмами, в титрах которых значился порой сценаристом, продюсером, а чаще - "художественным руководителем". Словосочетание из советского прошлого обрело на студии "Пилот" новую жизнь, лишившись негативных подтекстов. Роль эта состоит не в том, чтобы указывать более молодым режиссерам, что и как им делать, но в том, чтобы помогать им находить свой путь и предостерегать от ошибок.

Все без исключения ее фильмы студии "Пилот" - а их десятки, даже сотни - имеют отечественные и международные фестивальные награды, включая "Пальмовую ветвь" Канн и две номинации на "Оскар". Этот феномен отчасти объясняется как раз тем, что на студии существует такой вот институт "худруков" (в работе над "Горой самоцветов" в этой роли выступал не только Александр Михайлович, но и ряд других мастеров, в том числе Эдуард Назаров и Михаил Алдашин).

Другое - пожалуй, более важное - объяснение феномена успеха "Пилота" в том, что это больше чем студия. Это еще и школа. И как бы ни был замечателен Александр Татарский как режиссер, его главное призвание было быть учителем. Даже так: Учителем с большой буквы.

Когда-то Татарский говорил: "Наша популяция аниматоров настолько мала, что скоро перестанет воспроизводить саму себя... " Он сделал все, чтобы этого не случилось.

Он преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров, где всего несколькими годами ранее был даже не студентом, а вольнослушателем. А в 1988 году появилась студия "Пилот". Наверное, правильней было бы назвать ее "школой-студией".

Немало ныне известных аниматоров оказалась в профессии потому, что в 1986 году в "Юности" прочитали статью Александра Михайловича, "совратившую" их с пути истинного. Взрослые люди, уже строившие совсем иную карьеру, порой обремененные семьей, резко меняли свою жизнь и шли учиться. И многие - конкретно к Татарскому (своего рода паролем была фраза: "Это здесь снимали "Пластилиновую ворону"?").

Из учеников Татарского во многом и состоит коллектив студии "Пилот". Здесь обучают, пожалуй, всем специальностям, существующим в анимации. И возможности роста ограничены только талантом или амбициями. Кто-то оставался на студии, кто-то пошел своим путем...

В свое время курсы существовали при "Союзмультфильме" - их не стало, как не стало фактически и самой этой студии, некогда главной анимационной студии страны. Во ВГИКе обучают только художников (лишь сейчас задумались, что надо специально готовить и режиссеров-аниматоров). Кого готовят на Высших курсах сценаристов и режиссеров - явствует из их названия.

Сейчас большинство ведущих наших режиссеров-аниматоров своими учителями называют Федора Хитрука, Эдуарда Назарова, Юрия Норштейна (и Татарский, кстати, в том числе). Но вот уже вовсю заявляют о себе поколения, которые уже лишены были возможности учиться у мэтров и для которых слово "учитель" означает - Татарский. И они уже начинают определять лицо российской анимации. Большинство из них бежит философских тем, они предпочитают работать в том же направлении, в котором некогда прославился мэтр, - снимать очень качественные веселые мультфильмы для массового зрителя, а не для тех лишь, "кто понимает". Пожалуй, в условиях борьбы с заграничными сериалами за зрителя, это гораздо важней, чем появление одного шедевра "всех времен и народов". Его "Гора самоцветов" пробила современным отечественным мультфильмам путь на российское телевидение.

И если российская анимация сейчас испытывает некоторый подъем - в этом немалая заслуга Александра Михайловича.

Но вот Татарского не стало. И эта потеря очень тяжела. Если в анимационном сообществе исчезнет центр притяжения, есть шанс, что отечественная анимация откатится на позиции 90-х годов, когда фильмы снимались, но их почти никто не видел.

Конечно же, "Пилот" продолжит свой полет: ученики и друзья Татарского не позволят его детищу прекратить существование и в качестве студии, и в качестве школы. Есть немало прекрасных режиссеров, способных не уронить заданную мэтром планку качества. Но пока не видно человека, который обладал бы одновременно таким авторитетом среди коллег, даром учителя, талантом продюсера. Нет лидера, которого можно было бы назвать душой студии "Пилот", что в немалой степени значит сейчас - душой отечественной анимации.

       
Print version Распечатать