Россия-ЕС: саммит с осадком

Юбилейный, двадцатый по счету. Практически совпавший с 10-летием с момента вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) Россия-Евросоюз (а совсем не с момента заключения СПС, как ошибочно заявил спецпредставитель российского президента по вопросам отношений с Европейским союзом - оно состоялось в 1994 году). Соответственно совпавший с истечением первоначального срока действия СПС. С подачи высокопоставленных сотрудников администрации президента и МИДа, "проснувшихся", как всегда, всего за несколько дней до встречи на высшем уровне, вышеперечисленные юбилейные темы составили основу сообщений российских СМИ о саммите Россия-ЕС, состоявшемся в португальском местечке Мафра 26 октября.

Еще наш главный (по должности) представитель по делам ЕС, восхитительно совмещающий колоссальную нагрузку первого охотника страны и тонкого ценителя лошадей с обязанностями координатора сотрудничества с основным торгово-экономическим партнером России, сообщил ряд цифр, свидетельствующих, по его мнению, об "историческом" (а каком же еще!) значении саммита.

Так, двусторонний товарооборот практически удвоился за последние четыре года, достигнув отметки 230 млрд долларов. Скажем спасибо стремительному росту мировых цен на сырье (а почти ничего другого мы в ЕС не экспортируем) и не менее резкому падению курса американской валюты. Благодаря этим двум факторам Россия вышла на статистическое третье место среди внешнеторговых партнеров Евросоюза. О том, что львиная доля торговли стран - членов Евросоюза приходится друг на друга, что США экспортируют в ЕС услуги и наукоемкую продукцию на сумму, в несколько раз превышающую нефтегазовый поток из России, что Китай поставляет в "Единую Европу" хотя бы текстиль, отравленные игрушки и, как выяснилось, лампочки - обо всем этом мы промолчим. Зачем портить праздничное настроение российским участникам встречи на высшем уровне?

Еще называлась цифра 75% - такова теперь доля ЕС в общем объеме прямых иностранных инвестиций в экономику России. Здесь тоже надо заставить себя промолчать о том, что европейские инвестиции могли бы быть по крайней мере вдвое больше, если бы не закрытость отечественного добывающего сектора. Как и о том, что, в отличие от японцев, корейцев и даже китайцев, ни в какую другую отрасль российской экономики европейцы по-крупному вкладываться не хотят, поскольку ничем, кроме своего сырьевого придатка, нашу страну не видят. И о том, что отечественные инвестиции в экономику ЕС (от энергетики до футбола) встречаются в штыки и всячески саботируются, тоже не будем говорить громко. Юбилей все-таки.

Все в Португалии прошло по накатанной схеме. Накануне саммита состоялось очередное заседание "круглого стола" промышленников и предпринимателей Россия-ЕС - "тусовки" столь же громкой по составу участников (с российской стороны ее бессменно возглавляет А.Чубайс), сколь и незначительной по своей отдаче. Рекомендации капитанов бизнеса России и Евросоюза, адресованные политическим лидерам, полежав два часа на столе саммита, отправляются прямиком в корзину.

Накануне саммита состоялось первое заседание Постоянного совета партнерства Россия-ЕС в области культуры. Ура. Будем надеяться, что в этой сравнительно неконфликтной сфере дело пойдет лучше, чем в рамках аналогичных "диалогов" в области энергетики, транспорта, инвестиций.

Как всегда, российский президент прибыл накануне для проведения протокольной встречи с руководством страны, председательствующей в ЕС. Такие переговоры прошли в Лиссабоне 25 октября и - опять-таки традиционно - стали теплым, благожелательным и беспроблемным приложением к основной встрече на высшем уровне. Поговорили об "исторически сложившихся и неуклонно развивающихся" двусторонних связях и культурных обменах.

Не изменилась в этот раз и устоявшаяся организационная схема саммита. "Семейное фото" лидеров России и ЕС, два с половиной часа (а зачем больше?) за столом переговоров, полтора часа за рабочим завтраком и примерно час на итоговую пресс-конференцию. То же можно сказать и о формальной повестке дня. В ходе собственно переговоров обсуждались: положение в России (на этот раз - выборы), положение в ЕС (Еврореформоконституция), вопросы двустороннего сотрудничества (разумеется, энергетика, а также уступки, на которые должна пойти наша страна для того, чтобы Евросоюз позволил ей вступить в ВТО). Параллельно же с приемом пищи обменивались мнениями по актуальным международным проблемам (Косово, Иран, Афганистан, Ближний Восток).

А на самом деле в ходе переговоров обсуждались - как всегда - преимущественно вопросы, инициированные Евросоюзом: дефицит демократии в России ("исчезающая" свобода СМИ, озабоченность чистотой предстоящих парламентских и президентских выборов, "дело Политковской"), надежность поставок (заметьте - не транзита) энергоносителей в Европу. В контексте ВТО особый упор был сделан на требованиях полностью открыть российское воздушное пространство, снять барьеры на пути поставок некачественной животноводческой и растениеводческой продукции, вернуться к криминальной и бесконтрольной схеме вывоза леса и т.д. Со своей стороны, еэсовцы с удовольствием и многозначительностью рассказали об успешном согласовании "Договора о реформе", которое выводит блок из институционального кризиса и обещает вновь поставить его на путь консолидации и укрепления.

Следуя сложившейся практике, при обсуждении международных вопросов за завтраком "запевала", наоборот, Россия - по той простой причине, что она является куда более активным игроком на мировой арене, чем в целом Евросоюз, у которого общей внешней политики по-прежнему нет. Остались, как всегда, "при своих", хотя степень расхождения взглядов на проблемы международной политики у нас с европейцами все-таки меньше, чем с США.

По традиции лидеры России, ЕС и КЕС начали итоговую пресс-конференцию с заготовленных заявлений об успехе саммита и "поступательно развивающихся" двусторонних связях. Остальное время было уделено их ответам на вопросы, из которых следовало, что проблем на самом деле больше, чем достижений, и что ко многим вопросам как взаимоотношений между собой, так и мировой политики стороны подходят практически с противоположных позиций.

В сухом остатке встречи на высшем уровне мы имеем небольшой "джентльменский набор" договоренностей, призванных парировать неизбежные журналистские предположения о провале.

Так, подписано соглашение о расширении торговли сталью и металлопрокатом (иными словами, об увеличении европейских квот на российский стальной экспорт, предусмотренных соглашением, заключенным несколько лет назад). Особое значение этому документу придает то обстоятельство, что согласие по нему было достигнуто, невзирая на общее ухудшение торгово-экономического климата между Россией и Евросоюзом.

Решено создать "механизм раннего предупреждения" о возможных проблемах с поставками энергоносителей в Европу. Как и следовало ожидать, лидеры ЕС подают эту договоренность в качестве своего успеха в деле "повышения надежности и предсказуемости российских партнеров" и усиления энергетической безопасности Евросоюза в условиях, когда его поиски альтернативных источников и маршрутов транспортировки газа пока не дали результата. Имея всех тузов на руках и справедливость на своей стороне, Россия опять проиграла эту PR-партию.

Среди других результатов саммита российские участники (в первую очередь - упомянутый спецпредставитель президента) с особой гордостью выделяли договоренность о переводе приграничного сотрудничества с модели "донор-реципиент" на равноправную основу. В практическом плане это означает, что российская сторона будет вкладывать в проекты на границах с Финляндией, странами Балтии и Польшей как минимум столько же средств, сколько и ЕС, и соответственно получит - наконец! - реальное право голоса при выборе самих проектов.

Все бы хорошо, да только это приграничное сотрудничество будет по-прежнему строиться на все тех же гнилых механизмах Евросоюза под названием "Северное измерение" и "широкая Европа-соседство". Отделаться от этих инструментов ЕС, суть которых сводится к формуле "мы с вами посоветовались, а потом в Брюсселе решили", российской стороне не удалось. А жаль. Да и приоритет будет отдаваться проектам по наведению порядка и повышению пропускной способности пограничных таможенных пунктов контроля на стороне России. Задача важная и, безусловно, отвечающая интересам как ЕС, так и Российской Федерации. Вот только население Калининградской, Ленинградской, Псковской областей и Карелии больше приветствовало бы строительство дорог, улучшение экологии и развитие малого (но "белого") бизнеса.

Поговорили в Португалии и о визах. С момента вступления в силу (1 июня) широко разрекламированного соглашения Россия-ЕС об упрощении визовых процедур для определенных категорий граждан прошло почти пять месяцев. Практика (в особенности в отпускной сезон) показала, что, за исключением сравнительно ограниченного круга сотрудников российских ведомств (кто бы сомневался), россияне перемен к лучшему не увидели. Более того, на некоторых популярных направлениях (Франция, Германия, Испания, Нидерланды, Бельгия) ситуация даже ухудшилась: в нарушение Венских конвенций о дипломатических (1961 г.) и консульских (1963 г.) сношениях консульства соответствующих стран в Москве перепоручили свою прямую обязанность выдавать визы так называемым "визовым центрам". Последние являются не чем иным, как посредническими структурами, получившими право осуществлять государственную деятельность на коммерческих условиях. Список документов, необходимых для получения визы в ЕС, увеличился, общая стоимость виз (с учетом посреднической "накрутки") возросла. На таком фоне разговоры о движении к светлому (и далекому, как не устает повторять Брюссель) будущему, в котором визы будут отменены вообще, можно воспринимать, скорее, с опаской - как бы не стало еще хуже.

Подписан меморандум о сотрудничестве между Европейским центром мониторинга за оборотом наркотиков и наркоманией и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков. В условиях, когда проблема распространения наркотиков практически одинаково остро стоит перед Европейским союзом и Российской Федерацией и когда через нашу страну перевозится треть афганского опиума, продающегося в "Единой Европе", это, безусловно, полезный документ, но все-таки слишком "технический" для встречи с участием высшего руководства России и ЕС.

На саммите принято также решение продлить срок действия базового двустороннего документа - Соглашения о партнерстве и сотрудничестве - на один год. Никакой помпы или прорыва тут нет. Само СПС предусматривает возможность такого продления, и даже более того - Соглашение продлевается автоматически, если ни одна из сторон за полгода не объявит о выходе из него. Так что решение можно было бы и не принимать - юридическая "точка невозвращения" уже была пройдена 1 июня.

Что же касается выработки нового международно-правового документа об основах и принципах отношений Россия-ЕС на замену СПС, то со времени майского саммита в Самаре дело не сдвинулось с мертвой точки. Началу переговоров по-прежнему препятствует вето Польши (из-за отказа российской стороны импортировать с ее территории опасное для здоровья мясо - см. Любимый трюк Брюсселя). Варшаву вполголоса поддерживают Литва (из-за сокращения нефтяного транзита через ее территорию), а также Швеция и Финляндия (из-за прекращения "серого" вывоза леса из России).

Все это время - уже год - российская сторона публично занимала абсолютно правильную позицию, заявляя о своей готовности терпеливо ждать, пока Евросоюз сам не разберется со своими внутренними проблемами, препятствующими началу переговоров. Вызывает сожаление только то, что накануне саммита высокопоставленные российские представители начали делать неудачные заявления, которые были немедленно растиражированы СМИ, о том, что Россия-де "обеспокоена отсутствием прогресса на переговорах по новому базовому соглашению". На самом же деле в данный момент новое соглашение больше нужно Евросоюзу, мы к переговорам не готовы и печалиться по поводу их задержки совсем не должны.

А теперь об общем впечатлении. Не буду ручаться за всю десятилетнюю историю подобных встреч на высшем уровне (начиная с Бирмингема в 1998 году), но уж в XXI веке саммит Россия-ЕС в Португалии стал, наверное, самым скучным и "пустым". К тому моменту, когда эти строки будут опубликованы, о нем уже забудут не только общественность и СМИ, но и сами участники.

Одно объяснение лежит на поверхности. Евросоюз всецело поглощен решением внутренних проблем, скорейшим выходом из трудной ситуации, в которой он оказался после провала проекта Евроконституции в 2004 году. На его повестке дня стоят новые этапы интеграции "новичков", принятых в ЕС в 2004 и 2007 годах, а также масштабные инициативы в области либерализации внутреннего энергетического рынка, иммиграции и др.

Что же касается России, то она уже несколько месяцев живет только выборами и сменой (перетасовкой) "команды у руля", и даже такие темы, как отношения с Европейским союзом, Грузией, Украиной или, например, американская ПРО в Европе, имеют на этом фоне второстепенное и где-то даже вспомогательное значение.

Есть, однако, еще одно объяснение "проходному" характеру состоявшегося саммита - более глубокое и еще более серьезное. Дело в том, что Российская Федерация и Европейский союз вот уже как минимум четыре года находятся в состоянии абсолютной неспособности и даже нежелания сформулировать конечную цель (или цели) своих взаимоотношений на перспективу.

Несколько лет назад ЕС предложил строить двусторонние связи сначала на концептуальной основе "Северного измерения" (инициатива Финляндии), а затем на принципах "широкой Европы-соседства" (с подачи КЕС). Москва невнятно и не сразу, но все же отвергла обе инициативы, справедливо полагая, что они не соответствуют ее реальному месту и статусу в Европе и отводят России роль "приграничной территории" Европейского союза, по аналогии, скажем, с Алжиром. Не будем здесь отвлекаться на то, что, как показал саммит в Португалии, Брюссель все-таки сумел застолбить "соседство" в качестве организационно-финансовой основы своего сотрудничества с Москвой. Проблема в том, что, сказав "нет" политике, низводящей ее до роли ведомого партнера, российская сторона не только не предотвратила ее реализацию де-факто Евросоюзом, но и не смогла ничего предложить в качестве альтернативы.

Апофеозом этой безыдейности и потери ориентации обеими сторонами стало формирование четырех "общих пространств", которое было предложено Францией, подхвачено и извращено Еврокомиссией и закончилось принятием непонятных по статусу совместных "рабочих планов". Эти планы представляют собой хаотичный набор деклараций, благих пожеланий и мелких "домашних заданий", обращенных в основном к России. На какое-то время данная затея заполнила паузу в отношениях между Москвой и Брюсселем, создала иллюзию движения куда-то вперед - хотя никто эту иллюзию все равно не ждал и не заметил. Главное же состоит в том, что для использования в качестве субстантивной основы для будущих отношений Россия-ЕС эти планы не годятся, и только идиоты или законченные циники, не стесняющиеся врать прямо в глаза, могут утверждать обратное.

На протяжении последних нескольких лет отсутствие свежих идей и даже желания сформулировать долгосрочные цели двустороннего сотрудничества сказывалось не только на общей атмосфере диалога между Москвой и Брюсселем, но и на содержательности саммитов. На таком фоне российские чиновники, вынужденные по долгу службы каждые полгода готовить "исторические" встречи на высшем уровне, уже стали поговаривать о целесообразности проведения подобных саммитов не два, а один раз в год. Резон очевиден: толку от них все меньше, а сил и средств они отнимают немало. Ан нет - продолжаем штамповать эти пустые и бесполезные встречи с неослабевающей частотой.

Находясь уже год на пороге переговоров об основах и принципах отношений между собой на обозримую перспективу, ни Россия, ни ЕС не имеют сколько-нибудь четкого представления относительно места друг друга в своей системе координат. Москва и Брюссель по-прежнему не знают, чего хотят друг от друга, и состоявшийся саммит ничего не изменил в этой печальной картине. Юбилей прошел, а вот осадок, как в известном анекдоте, остался.

       
Print version Распечатать