Ролевая недвижимость

18 марта завершился подмосковный конвент фантастики и ролевых игр - Комкон-2007, проводившийся усилиями организации "Игры Будущего", которая ставит своей задачей налаживание диалога между ролевым движением и обществом. Что такое общество, более-менее понятно. А вот что такое ролевое движение и о чем будет диалог - не совсем.

А есть ли в России ролевое движение?

На седьмом ежегодном конвенте ролевых игр (РИ) и ролевого моделирования "ВолКон-2007", проходившем 2-4 февраля на территории пансионата "Мечта" под Нижним Новгородом, по традиции состоялось несколько семинаров, посвященных теме взаимодействия "ролевого движения" и общества. Говорилось много слов о том, как полезны ролевые игры - и в педагогике, и в политике, и в менеджменте. Насколько здорово, что ролевики изучают старинные ремесла, перенимают высокие моральные идеалы прошлых веков и вымышленных миров. Какие интересные и яркие постановки делают клубы исторического фехтования на городские праздники... Но, пожалуй, наиболее интересным мероприятием на "ВолКоне" был доклад-тост Игоря Голышева (известного в ролевой среде под именем Гном Хули). Он предложил поднять пластиковый стаканчик настойки за? смерть понятия "ролевое движение". И вовсе не из пессимистических соображений - мол, "рок-н-ролл мертв", суши весла. А ровно наоборот. И.Голышев в своем докладе выдвинул следующий тезис: термин "ролевое движение" является опасным недоразумением, вводящим в заблуждение как широкую общественность, так и самих ролевиков. Более того, термин абсолютно не соответствует реальности того, что происходит на конвентах и в обществе. Попробуем разобраться с тем, что же происходит с "ролевым движением" в России и почему Гном Хули предложил выпить за то, чтобы этот термин был забыт.

Ролевики в цифрах

Ролевиков в России, по разным подсчетам, от 40 до 150 тысяч. Историю свою ролевые игры ведут с 70-х годов, когда стали появляться первые клубы организаторов ролевых игр. Тогда игра могла собрать немногим более 100 человек. На сегодняшний день действуют проекты, рассчитанные на 1000, а то и 3000 участников. Клубы ролевых игр есть почти в каждом российском городе, ежегодно проводится свыше 100 полевых игр по всей территории страны, количество павильонных игр вообще не поддается исчислению. 22 конвента , на которых проводятся семинары, презентации игр и другие мероприятия, каждый год собирают наиболее активных участников движения.

Раскрытие понятия

Под термином "ролевое движение" объединяется слишком много разных направлений. И зачастую не всегда ролевых. На конвентах уже давно существует секция настольных карточных игр (Table Card Games, TCG) вроде "Magic: The Gathering" или отечественного "Берсерка". С недавних пор начали появляться секции "техногенщиков", основным увлечением которых являются даже не игры по научной фантастике или Fallout'у, а страйкбол. Историческая реконструкция, хоть и плотнее, чем "техногенщики", связана с РИ (например, созданием антуражных костюмов и предметов быта), но все же является далеко отстоящим явлением. Историческое фехтование также с боку припека. Как и этнические танцы, и уж тем более анимэ. Но тем не менее все это объединяется на ролевых конвентах и зачастую воспринимается как некий единый конгломерат. И возникает вопрос: а так ли много общего у тихого юноши, в свободное время штудирующего колоды победителей международных турниров по "Magic: The Gathering", со здоровым мужиком, который любит на досуге потренироваться с двуручным мечом образца XVI века? По сути дела, ничего, если не считать того, что их хобби - редкие и не настолько массовые, чтобы не вызывать недоумения и недоверия у широкой общественности. Стоит оговориться: вышесказанное вовсе не означает, что нет людей, совмещающих два и более подобного рода увлечений. Есть огромное количество ролевиков-реконструкторов и анимэшников, любящих TCG.

Почему не субкультура?

М.Кордонский и М.Кожаринов называют ролевиков последней выжившей молодежной субкультурой, последними "неформалами" в России. Это верно лишь отчасти, так как их анализ охватывает далеко не все ролевое сообщество, а только довольно малую часть молодых ролевиков, которые действительно представляют собой сформированную субкультуру, со своей символьной системой, мифологией, музыкой, традициями и т.д. В частности, одной из характеристик этих неформалов является то, что они ездят на игры. Но это никак не означает, что к ним принадлежат все, кто во время отпуска или каникул выбирают не дом отдыха в Сочи, а, например, Хоббитские Игрища.

Возрастные характеристики участников РИ самые разнообразные. Это и 14-летние подростки, и 40-летние, успешные в жизни люди. Как правило, именно старшее поколение делает игры, является так называемыми мастерами. Никто не проводил подобного исследования, но можно смело сказать, что среди старших ролевиков процент людей, увлекающихся этническими танцами, настольными карточными играми и тем паче "ролевым" КСП, стремится к нулю. Считать их "олдой" - непозволительное допущение. Они ни в коем случае не занимаются транслированием какой-то культуры посредством игр, которые делают или в которых участвуют.

Неоспорим тот факт, что участник ролевой игры приобретает определенные социальные и психологические навыки. Это и эмпатия, и абстрактное мышление, и толерантность, и внимательность, и артистизм, и адаптация, и работа в команде, и многое другое. Однако этот перечень не содержит ничего, что дало бы возможность называть всех ролевиков "неформалами" и тем более объединять их под понятием "ролевое движение".

РИ и общество

Общественное мнение относительно ролевых игр на удивление непоследовательно. Толкиенисты, собирающиеся на фехтовальную тренировку в Нескучном саду, - чуть ли не сектанты и сатанисты, а ребята (возможно, из того же клуба), проводящие показательное выступление в доспехах и с оружием на День города, - редкостные молодцы. Человек, который едет на игру по кубинской революции, в детстве в солдатиков не наигрался, а тренинги с применением ролевого моделирования - передовое достижение практической психологии.

В целом такое общественное мнение можно объяснить. Здорово то, что понятно. Вот показательная свалка русских богатырей и тевтонских рыцарей - это понятно. А почему какой-то Дориат падает в Подмосковье и почему для этого нужны доспехи, оружие и странные костюмы - непонятно. А следовательно, скорее всего, вредно.

При этом никакого негатива в общественном мнении не вызывает метод ролевого моделирования как таковой. Он вовсю применяется в менеджменте, психотренингах, педагогике. А ролевые игры - это, по сути дела, применение его же в целях досуга. Например, Алексей Яцына (среди ролевиков известный как Коровка) с успехом применяет опыт ролевого моделирования, полученный на играх, в своей работе - консультации руководителей и персонала крупных отечественных корпораций.

Отнюдь не ролевики придумали этот метод, хотя некоторые деятели утверждают, что задача и призвание, а также способ выстраивания отношений ролевиков и общества в том, чтобы нести метод ролевого моделирования в массы. Этот сомнительный тезис обсуждался на одном из семинаров "ВолКона-2007", однако особого энтузиазма у большинства участников не вызвал, а, скорее, навел на мысль об острой необходимости отделения мух от котлет.

К сожалению, законодательной базы для ролевых игр не существует, поскольку это и не "культурно-массовое мероприятие", и не "спортивное мероприятие", и не что-либо иное. В результате чего нередки конфликты организаторов игр с местной администрацией. Ярким примером может служить история с запрещением в 2006 году большой игры по книгам Толкиена - "Последнего Союза". Отсутствие юридического описания и неблагоприятное общественное мнение действует на чиновников как красная тряпка. Потому очень часто мастерам приходится либо давать администрации взятки, либо налаживать отношения "услуга за услугу". Скажем, клуб проводит праздничное выступление на городском празднике, а за это им дают полигон для проведения игры и наряд милиции для охраны в придачу.

Многие клубы находятся в хороших отношениях с органами местного управления, сотрудничают с ДК или школами, которые в обмен на определенные услуги (культурно-массовые мероприятия, проведение увлекательных занятий по истории и т.д.) дают им помещение для хранения инвентаря, мастерских или же проведения павильонных игр.

Подобные взаимоотношения ролевиков и общества способствуют изменению общественного мнения о РИ, однако не в глобальном масштабе. По-прежнему даже фестивали и конвенты иногда удостаиваются самых невероятных, уродливых и напрочь не соответствующих действительности описаний в прессе.

Заключение

Ролевые игры - такое же хобби, как и любое другое. Как собирание марок или сноуборды, как стрит-рейсинг или курение трубки. Хотя явно безопаснее для здоровья, чем последние два. Более того - такое же, как "Берсерк" или анимэшные фильмы, как страйкбол или кельтские танцы.

РИ не имеют ничего общего с сектантством, радикальной политикой, терроризмом и расизмом. Как не имеет ничего общего с этим домино и вязание спицами.

Много молодых людей серьезно увлекаются ездой на роликовых коньках и компьютерными играми, однако никому не приходит в голову называть их неформалами по этому признаку.

Почему-то приверженцев китайской чайной церемонии никто не называет "чайным движением". Про грибников и рыболовов вообще молчу. А история "Партии любителей пива" в этом смысле очень поучительна.

Поэтому я не мог не присоединиться к тосту Гнома Хули. "Ролевое движение" - бесполезный, если не вредный термин. Движения нет, есть довольно аморфная совокупность людей, чьим хобби в том числе являются ролевые игры. Не более того.

       
Print version Распечатать