Ритуалы в современной спортивной субкультуре

Как ни странно, спортсмены до сих пор лишь в малой степени обратили на себя внимание отечественных фольклористов, этнологов и специалистов по культурной антропологии. Так, в сборнике "Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ)" анализируется лишь одна спортивная субкультура - айкидоков, и то далеко не всесторонним образом. Даже в фундаментальном томе "Современный городской фольклор" (М., 2003) лишь несколько страниц посвящено людям спорта - туристам, альпинистам, спелеологам и парашютистам, и едва ли не единственной обобщающей работой остается малоизвестная статья К.Э.Шумова "Антропология современного спорта".

Мир спорта - при всей публичности - достаточно закрыт для "непосвященных" и обладает всеми признаками ярко выраженной субкультуры. Разумеется, есть специфические культурные особенности у представителей разных видов спорта, имеет значение также командный или индивидуальный вид спортивной деятельности, но - при всех различиях - общими остаются постоянная стрессопорождающая ситуация, момент случайности (везения-невезения) во время выступления и - как следствие - возникновение многочисленных суеверий, примет, табу, а также наличие своеобразных фетишей, амулетов и т.п. у спортсменов - как новичков, так и профессионалов.

Наиболее "мифологизируются" виды спорта, связанные с повышенным риском, с перманентными экстремальными ситуациями (например, альпинизм, спелеотуризм), хотя эта "мифология" зачастую носит игровой - юмористический или иронический (пародийный) - характер; фольклор (песни, легенды, анекдоты, паремии) в этой среде также получает наибольшее развитие.

Необходимо отметить наличие генетических связей и типологических параллелей данной субкультурной традиции с классическими фольклорными жанрами (например, быличками, сказками, поговорками) и рядом славянских народных поверий, а также с другими городскими субкультурами (студенческой, армейской, тюремной, шахтерской), что находит выражение в ряде похожих обычаев "инициационного" характера, в идентичности определенных "табу".

Остановимся подробнее на "инициационных" ритуалах - в сущности, обрядах включения в группу.

Момент испытания неизбежен для новичков, попадающих в тот или иной "сплоченный коллектив", однако в спортивной субкультуре (в отличие от армейской или тюремной) этот ритуал чаще всего носит шуточный характер. Даже если новичков заставляют маршировать с веником, мыть полы, подметать ринг или лупят по заднице - это весьма мягкие формы "дедовщины", не преследующие цель унижения человека (вспомним, кстати, обычай на второй день свадьбы заставлять невесту заметать в доме жениха - при том, что каждый гость старается помешать ей это сделать, намеренно мусорит и т.д.).

Приведем для примера несколько более-менее развернутых описаний посвятительных ритуалов. У ребят, занимающихся в секции лыжных гонок детско-юношеской спортшколы поселка Старый Салтов Волчанского района Харьковской области, есть такой обычай: когда человек уже несколько месяцев походил в секцию и видно, что бросать ее он не собирается, ему строго-настрого приказывают прийти ("не придешь - можешь вообще больше сюда не приходить") в определенное время в определенное место (в отсутствие тренера - "тренер а за это гоняли"), окружают новичка и заставляют дать "клятву":

Я, салага, брат и гусь,
Я торжественно клянусь:
Мясо, сало, всяки сласти
Виддаваты старшим!

(Это не что иное, как вариант пародийной "Клятвы молодого солдата", известной, по крайней мере, с 70-х годов:

Я - салага, бритый гусь,
Я торжественно клянусь
Мяса с маслом не рубать -
Старичкам все отдавать.

И т.д.)

После этого просят назвать любимое число. Если число оказывается маленьким, его удваивают или утраивают - и огромным лыжным ботинком бьют по заднице полученное количество раз. На другой день новичок обнаруживает, что его лыжи густо намазаны мазью, не соответствующей погодным условиям, и пару тренировок вынужден помучиться, пока мазь не сотрется.

Харьковчане, увлекающиеся дайвингом (подводным погружением) и имеющие прямое или косвенное отношение к производственному объединению "Коммунар", с 1990 года собираются в первой половине августа на пару недель на мысе Тарханкут в западной части Крыма. Вот фрагмент рассказа об очередном открытии лагеря: "Прежде чем сесть за стол и все это отпраздновать тщательнейшим способом, ведущие (пара мужчин, у которых язык - как у десяти массовиков-затейников) зазывают на торжественную часть. Они говорят: "Все, кто не погружался, выйти и встать вот здесь!" Это под флагом (флаг каждый год рисуют новый: на нем изображают животное, которое соответствует данному году, цифры года и надпись "Харьков").

Начинается посвящение. Сначала спрашивают, чем отличается левая ласта от правой, почему маска прозрачная и т.п. Потом посерьезнее: как общаться под водой, какие жесты для этого нужны, как вести себя в различных ситуациях? Потом предлагают "погрузиться". "Акваланг" представляет собой такую конструкцию: две связанные между собой полиэтиленовые бутылки емкостью два литра и трубочка, выходящая из одной из них. Получаются "баллоны". В них - вино, то есть "воздух" для "погружения". Трубочку в рот, нос зажимаешь, и - кто дольше "погрузится". Победитель потом "дышит" до утра (то есть выпивает оставшееся. - М.К.), если, конечно, сможет. После процедуры "погружения" два духа лагеря в белых простынях (ночью смотрится очень эффектно!) залазят на стол и начинают рассказывать всяческие анекдоты и веселые истории. Вдоволь насмеявшись, все переходят за стол. Звучит масса тостов "за пополнение".

О своем посвящении в альпинисты Алексей Скобликов вспоминает: "Дело было в Крыму. После первого дня на скалах все ужасно устали, а особенно новички, поэтому на первый день "согреваться" мы не стали, а после ужина сразу разошлись по палаткам. Сколько времени прошло - не знаю, но проснулись мы оттого, что почувствовали, как нас связывают. И правда, все мы были связаны одной веревкой. Через некоторое время я увидел несколько странных силуэтов, лезущих в нашу палатку. Эти "силуэты" схватили веревку и потащили нас в лес. Мы шли в полной темноте, то и дело спотыкаясь и цепляясь за кусты.

Наконец мы вышли на поляну, на которой горел костер. Нас усадили возле костра, и кто-то из "силуэтов" произнес вступительную речь к посвящению. Голос говорившего определенно был мне знаком. После этой краткой речи другой знакомый голос стал называть каждого по имени и спрашивать, хочет ли тот быть альпинистом. Отрицательных ответов не было. Тогда каждому подносили скальники и заставляли их целовать. После этой процедуры была пропета торжественная песня, и пиршество началось. Главным блюдом пиршества был "торт", приготовленный в походных условиях, основным компонентом которого, естественно, была сгущенка. Так как все было организовано наспех, о столовых приборах никто не соизволил позаботиться, поэтому есть пришлось руками, ведь отказ расценивался как предательство".

У альпинистов посвящение новичков бывает, при всей шуточности обряда, не таким уж легким: "натягивается нить (кладется жердь) между двумя деревьями на небольшом расстоянии от земли - новичку надо пролезть с полным рюкзаком под ней, не задев ее. Устраиваются также прыжки (опять же со всей амуницией!) через костер. Ну и - "посвящение казанком": тот, кто идет в первый раз, должен тащить большой котел". В некоторых группах, занимающихся спортивным туризмом, "посвящение казанком" куда более эффектное: новички целуют закопченный котел снизу, и в этот момент кто-то подходит сзади и резко прижимает голову "иницианта" к котлу, чтобы обмазать все лицо.

У спортивных туристов посвятительные ритуалы, как правило, всегда красочные и разнообразные. Так, в одной из групп харьковских туристов во время похода в горы Крыма юным участникам сказали, что у них украли руководителя, и отправили их на его поиски, в ходе которых (поздно вечером) их пугали, неожиданно обливали водой, смешанной с самогоном и т.п. В конце концов на одной из полян они "встретили Бога Гор" (руководителя в соответствующем образе), который строго спрашивал каждого, зачем он пришел в горы (причем ответы "просто так", "погулять" - не принимались), и затем неофиты должны были дать клятву Богу Гор о смиренном поведении в горах. Но это не все: далее следовало описанное выше "посвящение казанком" и ряд других действий: "на пузе рисуют зеленкой крест, дают съесть большую ложку сгущенки со специями (перец, горчица, соль и т.п.) - а за водой потом идти полтора километра..."

Ритуальные издевательства (в частности, поедание несъедобного или "условно- съедобного") - обязательный элемент всех туристических посвятительных ритуалов. У черниговских юных туристов это была всего лишь горсть кислющих ягод брусники, а вот харьковский инструктор по технике пешеходного туризма Владимир Иванов, вспоминая свое посвящение в 1987 году в лагере "Турист", отмечал: "Мне надо было съесть банку сардин, в которую добрый тренер положил грамм двести соли. Все это надо было делать с улыбкой, а потом сказать, что я турист". Двести граммов соли, возможно, в данном случае символизировали пуд соли, который предстоит съесть "иницианту" в новом коллективе. Из ближайших по времени историко-культурных параллелей можно привести такой факт: в Запорожской Сечи во время испытания "молодыкив" (после трех-, а то и семилетнего обучения) на звание козака-запорожця они должны были не поведя бровью съесть пекучий от перца борщ. Само собой, подобные испытания были во время инициаций и в архаический период. Вспомним также украинский обычай кормить мужа роженицы после родов (во время празднования народин) "бабыной кашей" (посоленной более чем щедро), что обычно рассматривается как "компенсация" за страдания супруги, однако в какой-то степени это ритуальное издевательство можно воспринимать и как элемент обряда перехода - посвящения в отцы семейства (особенно при рождении первенца).

К "инициационным" действиям относятся и всевозможные розыгрыши новичков, а также (в определенных видах спорта) "страшилки" вроде баек о Черном Альпинисте, Белом Спелеологе, Белой Даме, Черном Пилоте (Дельтапланеристе), Полуночном Воднике, родственных по характеру традиционным быличкам, а также "необыличкам" (которые строятся по сходной схеме), повествующим о встречах с представителями внеземных цивилизаций или "гостями из прошлого". Кстати, и сами информанты называют эти "вечерние сказки" посвящением страшилками: "Старшие рассказывают новичкам очень страшные истории, от которых просто будоражит все тело и мурашки на коже появляются. А после того, как все ложатся спать, старшие идут пугать новичков". Здесь явно прослеживается прямая преемственная связь с детской субкультурой и аналогичной традицией, существующей в летних лагерях школьников. Как и в такой традиции альпинистов: "обмазывают зеленкой, йодом, тушенкой или другими продуктами новичка (посвящаемого. - М.К.), и он должен так проходить некоторое время".

Заметим, что посвятительное запугивание с помощью "страшных историй" практикуется и в ряде современных неспортивных субкультур: у археологов (рассказы о Черном Археологе), у некоторых ролевиков и др. Типичным элементом посвятительного обряда не только у спортсменов-туристов, но и у всех "палаточников" является такой розыгрыш (у туристов он совершается в три часа ночи на третий день похода): вытягиваются колышки, и новичков накрывает палаткой. В целом же подшучивания и розыгрыши весьма характерны для традиционной народной культуры, а что касается детско-подростковой среды, то "элемент испытания, присущий этому типу развлечения, позволяет предположить их тесную связь с испытательно-посвятительными церемониями и обрядами, оформлявшими переход в другую социовозрастную группу".

Рассмотренные ритуалы и обычаи, в сущности, являются классическими "обрядами перехода" (по терминологии А. ван Геннепа). К ним примыкают и "обряды первого раза" (по его же терминологии), столь популярные у спортсменов, и поверья, приметы, обычаи, связанные с первым выходом на ринг, первым забитым голом, первой игрой в сезоне и т.п.

Например, у футболистов есть поверье, что "первое касание мяча в игре должно быть "рабочей" ("родной", "своей") ногой - той, которой удобней играть (одинаково хорошо играющего обеими ногами называют "двуногим"), тогда игра будет успешной". У многих спортсменов - как отечественных, так и зарубежных - есть поверье: выходить на поле нужно с той же самой ноги, что и первый раз в сезоне.

У гандболистов донецкого "Арсенала" есть примета: "когда в гостях играем и первыми забиваем, то обязательно должны выиграть". Боксер Никита Семин говорит: "У меня есть такая примета: если с первого раза не получилось что-то сделать, то получится только с третьего". Спортивные туристы верят: если первый забег (главный) выиграешь, то и в остальных будет победа. Футболисты молодежной сборной харьковского "Металлиста" заметили: "выигрывает та команда, в чью пользу был первый свисток рефери".

Известная теннисистка Елена Докич, прежде чем подать первый раз, всегда бьет мячик о землю пять раз. Вообще же у теннисистов начало игры с "эйса" (от англ. "ace" - очко, выигранное одним ударом) предвещает хорошую игру; если же на первой подаче вышла "сопля" (то есть мяч зацепил кромку сетки и изменил свою траекторию, но попал в площадку), промах или, еще хуже, double fault (промах с обеих попыток подачи), то хорошей игры можно не ожидать.

Первый номер, полученный в первой команде, многие спортсмены считают "счастливым" (если их карьера складывается успешно) и стремятся в последующих командах выступать под этим же номером.

       
Print version Распечатать