Пряничная Доска почета

Будем оптимистами: девяносто пять процентов жизни как минимум относится к области коллективного бессознательного, зато - в хорошем смысле. То есть оно (бессознательное) вовсе не вызывает фобий, напротив: обеспечивает ежедневное бытовое существование, о котором да, как-то думаешь постоянно, но - только по пустякам, скользя по поверхности данного массивного бессознательного. Почему не может быть так, что бессознательное, содержащее в себе и управляющее этой громадной частью жизни, служит делу добра, а не является источником постоянных переживаний неопределенной природы? Почему обязательно переживания? Да их мало, на самом-то деле.

Например, жизнь происходит, и не все же постоянно попадают под машины, спотыкаются и разбивают носы об тротуары. Большая часть населения даже способна себя прокормить и имеет не то чтобы идеалы, но определенные мнения о жизни, которые применяет к себе, принимая их и отстаивая. Из этого следует что? То, что у этой коллективной массы должна быть какая-то структура. Иначе бы ее не выучили и никто бы не мог научиться ездить даже в трамвае, а кормиться приходилось бы только манной небесной.

Может ли такая структура быть плоскостью, присутствующей в любом бытовом процессе, являясь для него опорой и разделочной доской? Пожалуй, что нет. Такая плоскость всегда возникает как метафора ("коммунизм - например - это молодость мира" или, скажем, "Россия поднялась с колен"), а метафоричность тут нехороша, поскольку уже задает фактуру и запах отношений, подлежащих переживанию. Выстроится ложное подобие, с которым, однако, придется жить, даже не замечая подставы. Вот "светлое будущее" - что это? Было бы "более светлое" - уже понятней: это могло бы означать увеличение количества ватт в лампочках на кухне, а просто "светлое" лишь фиксировало уровень текущей освещенности, официально утверждая, что тут - темновато. Та же ерунда с "тем светом". Эта идея настраивает как-то альтернативно, между тем ничто не мешает допустить возможность того, что ряд элементов "того света" присутствуют здесь и участвуют в функционировании уже тут. И это точно не платочки прихожанок.

Поэтому идеология традиционного, полуметафорического типа должна быть отвергнута: не следует строить жесткую плоскость объяснений. Она потребует сосредоточенного соотнесения с ней, а основные запасы общественного креатива будут тратиться на ее подновление и обхаживание, а вовсе не на распространение ее влияния, хотя именно это и предполагал замысел. Надо перейти к новому типу бытового управления коллективным бессознательным. (А что у нас им не является? Если поковыряться, то индивидуальное бессознательное непременно окажется зависимым от массовых чувств.) Поэтому следует рассматривать бессознательное наполнение жизни как бесформенную (в хорошем смысле) и даже однородную (все элементы такие небольшие, что как бы даже почти песчинки) среду. Над его (бессознательного наполнения) актуальной составляющей довлеет общая информационная муть, которая - отчего и выделена - формирует линии напряжений и драйвов вдоль хронологического времени, а это и есть структуризация текущей жизни. Как и откуда берутся эти линии напряжений?

Но, еще раз, эти мимолетные, хотя и конкретные линии не следует приклеивать к заданной плоскости. Жизнь-то ведь не троллейбус, чтобы ездить только там, где провода. Для прошлого такой концепт годится, но пафос именно в том, чтобы не закорачивать коллективное бессознательное на его же репродуцирование, а употреблять для развития жизни вперед. Тогда даже известные элементы смогут быть использованы лучше. Для движения вперед посредством употребления коллективного бессознательного в личных целях сейчас требуется немного элементов. Достаточно, в сущности, трех. Речь идет об элементах, которые посредством организации мелко измельченного хаоса данного времени в данном месте ими всеми управляют. И хаосом, и временем, и местом. Отчего все граждане получают шанс на обновление своей частной жизни, происходящей в бессознательно коллективной стране. Три элемента, всего три.

Первый: Доска почета. Главное, чтобы была какая-то Доска почета. Количество лиц на ней разнится по отрасли (размеру предприятия), но - ограничено, это главное. В принципе, тут можно бы отследить влияние таблицы Менделеева, но она вроде ни при чем, потому что хватит и рейтингов - естественно наследующих в России "доскам почета". Впрочем, как же может не влиять таблица Менделеева на процессы на ее родине? Ну а всяческие шорт-листы премий - это уже ровно то же самое, они функцию Доски почета прямо и реализуют. В них один из главных источников страстей, в совокупности которых и оформляют себя тренды, а также взаимосвязи между ними. Например, недавно была история с Бунинской премией, там ее экспертный совет заявил о самороспуске, протестуя против самоуправства каких-то инвесторов, что ли, которые подменили шорт- лист. (Или его раздули? В статье, наверное, все это объяснено - иначе бы откуда скандал и письма?) Так что процедура выставления на Доску почета - даже локальную и относительно ненадолго - имеет смысл, явно превышающий бытовую значимость (не слишком большую) данного факта: не то чтобы пространство в окрестностях Доски почета становится сакральным, но уже явно другим и не общим, а уже плацкартным или даже СВ. Тем более что факт перемещения в СВ означает куда больше, чем просто одну поездку в данном классе: это уже формат жизни.

"Советский человек" - второй элемент. Это матрица, смысл которой состоял в том, чтобы выстроить новый тип психофизической структуры, которая была бы адекватна, конгруэнтна и эффективна на территории СССР. Именно потому, что этот проект строился извне, требуемого результата не удалось достичь, зато тема осталась. Например, на последней "Документе" в Касселе г-н Осмоловский представил свои "Русские хлеба". Это такие увеличенные куски хлеба, " беспорядочные узоры на которых определенным образом структурированы, отчего они приобретают сакральный смысл", как отчитался портал "Культура". Там же отмечено и конкретное внесение в опус сакральности: эти куски еще и развешены, как иконостас. Вообще, как можно развесить на стенке несколько однородных элементов, чтобы это не показалось кому-нибудь иконостасом? В натуре же работа куда больше похожа - естественно выворачиваясь наизнанку - на пряничные доски: то есть такие штуки, которыми оттискивали пряники. В обстоятельствах "Документы", ориентирующейся по определению на документирование явлений, это уместно уже и с эстетической точки зрения. Фактически в совокупности этих досок присутствует концепт госстроительности. Разумеется, сама трансмутация хлеба в деревянные формы весьма многозначительна и без особых спекуляций открывает возможность говорить о том, что совокупность подобных досок - форм - создает многостороннюю личность, адекватную текущей окружающей среде. "Советский человек" тут взят в кавычки именно затем, что это не советский человек, который не замечал того, что формируется внешней матрицей, нет: нынешний-то как раз знает о наличии определяющих его форм. Однако, по причине их достаточного разнообразия, относится к процессу положительно, тем более что принятие им той или иной формы является для него личным выбором, отвечающим склонностям его личности. Ему приятно ощущать, как такая форма входит во взаимодействие с его психическим составом, придавая ей определенность, как занятия фитнесом - его физическому телу. Конечно, каждая из этих пряничных досок изоморфна некоторой Доске почета.

Тогда третий элемент очевиден: это неформальные обсуждения первого элемента: Доски почета. Точнее, той доски почета, которая (уже в качестве второго элемента) воздействует на обсуждающих. Практически это пряники примерно одного типа обсуждают между собой свою Доску почета: диспуты ведут конгруэнтно (по большинству проекций) отформатированные субъекты. При этом разнообразие мнений в ходе дискуссий приводит к общему знаменателю, то есть их матрица становится для них еще более общей. Такая результирующая форма будет чуть более грубой (ну, как если кованые какие-нибудь ворота покрасить несколько раз масляной краской), зато - более распространенной, менее конфликтной и тем самым расширяющей границы данного сообщества. Конечно, сам факт этих дискуссий означает согласие с подобным устройством мира.

Все три указанных элемента производят монолитный код, который структурно универсален для каждого из пряников. Эти коды внесословны и даже слабо зависят от профессии участников конкретной Доски почета. Единственная проблема в том, что процесс обнаруживает отчетливую сходимость в некоторый предел - ну, если все упрощается и упрощается, то до какого единственного иероглифа он дойдет? То есть дойдет ли или же стушуется по дороге? Все же следует полагать, что дойдет, а итогом этих итераций и аппроксимаций станет нечто изумительной красоты. Вроде Каменного цветка, который наконец-то получился: этот вариант обеспечит прочную основу развитию нынешнего массового бессознательного, сращивая его не только с идеалом, запечатленным в исторической памяти, но и с недрами как мистической основой Отечества. Но главное, что все эти разрозненные элементы могут гармонично сосуществовать лишь при наличии четвертого элемента, объединяющего их всех. Или, по крайней мере, при наличии уверенности в его непременном наличии. А это, в свою очередь, является уже мистической основой нынешнего коллективного бессознательного.

       
Print version Распечатать