Право на досуг

Все началось весной. Тогда "2х2" получил первое предупреждение и снял с эфира два сериала - "Маленькие лесные друзья" и "Приключения большого Джефа". Мультфильмы были обвинены в пропаганде жестокости, гомосексуализма, педофилии, экстремизма и во многих других "измах". Предупреждение по результатам жалоб "рядовых граждан" вынесло Россвязьохранкультуры.

Как рассказал сотрудник телеканала была развернута целая антикампания, когда "2х2" выходил на вещание в Московской области и близлежащих городах-спутниках. Например, в одной химкинской газете появилась статья, где некий гражданин призывал посылать письма в Росохранкультуры на имя определенного ответственного лица с указанием всех требуемых телефонов и конкретных формулировок, как и на что стоит жаловаться в работе канала "2х2". Такие же статьи были опубликованы и в других средствах массовой информации, явно близких "первоисточнику".

"Старшие товарищи" тогда посоветовали каналу пойти на диалог с органами и негодующими гражданами. Все спустили на тормозах, а наиболее спорные мультфильмы сняли с эфира. Да и вообще программу вещания сильно почистили, чтобы не к чему было придраться. Канал, казалось, вновь зажил счастливо и спокойно.

Но неожиданно последовали новые инциденты. Первый удар пришелся по сериалу "Южный парк": его обвинили в экстремизме, а телеканал - в экстремистской деятельности и распространении экстремистских материалов.

Вторая претензия была совсем неожиданна: нападкам прокуратуры подверглись еще двенадцать сериалов, и даже такие миролюбивые семейные комедии, как "Симпсоны" и "Грифины". Как пишет "The New Times", эксперты установили, что "содержание мультфильмов не соответствует требованиям законодательства о защите нравственного и психического развития детей, об охране их здоровья".

Упрек относительно детей в адрес канала действительно звучал часто. Это наводило на определенные мысли о том, что уж не заинтересован ли в этой акции против "2х2" тот, кому нужна частота под детский канал, - об этом уже не раз упоминалось в прессе.

Возник резонный вопрос: "А что, новости, идущие на других каналах, а также сериалы про бандитские разборки и прочую "не детскую жизнь", детям смотреть очень полезно? Почему критерии детскости вдруг стали применять именно к каналу "2х2", а не к "ОРТ" или "РТР"?

"Наша целевая аудитория - это мужчины от 25 лет с доходом выше среднего, - говорит сотрудник канала.- Российское телевидение рассчитано либо на женщин, либо на мужчин 45+. "2х2" предоставляет развлечения для прослойки молодых, активных, думающих людей с высокой эстетической планкой к телевизионному продукту. Они либо сидят в Интернете, либо занимаются каким-то хобби, либо смотрят "2х2". Треть нашей аудитории, по результатам опросов, не включает другие каналы в принципе. Им это не интересно, - объяснили нам на канале. - А дети присутствуют среди зрителей "2х2" в таких же небольших объемах, как и среди зрителей других телеканалов".

Весь скандал пришелся аккуратно на момент истечения срока лицензии на вещание у канала, что сразу вызвало много вопросов и разговоров в прессе. Как и то, что во главе всей компании стоит протестантская организация пятидесятников, имеющая, как объясняет "The New Times", весьма влиятельных покровителей.

"Сейчас для любой малоизвестной организации, политической или общественной, обвинить кого-нибудь в нарушении нравственных норм ? значит получить бесконечное количество пиар-дивидендов. Кто были вчера эти люди? А сегодня они на пике информации!" - с горечью говорят сотрудники "2х2".

Можно по-разному относиться к мультсериалам, которые идут на канале "2х2". Но тот же "Южный парк", ставший одной из главных причин внимания прокуратуры к каналу, много лет показывался на "MTV", а в какой-то момент - и на "Ren-TV". Ни у кого это не вызывало возмущения.

Про сам "Южный парк" говорить сложно. Кажется, мультфильм больше рассчитан на американского зрителя. Ему будет более понятна школа с попечительским советом, внимание к проблемам инвалидов на улицах города. Да и действующие знаменитости мультфильма, несомненно, больше персонифицированы для американца, чем для нашего соотечественника.

Но то ли глобализация берет свое, то ли создателям мультфильма удалось сотворить проект действительно мирового признания, - в России тоже любят "Южный парк".

А ведь правда, что-то глубоко смешное в нем есть, тонкий психологизм, понятный почти любому человеку с чувством юмора, сочетающийся с подчеркнутой, местами запредельной грубостью. Это, конечно, уже на любителя. Но ведь и в России различные проекты задорных матершинников и хулиганов имеют заметный успех. Да и на высшем уровне грубость вошла в язык повседневного и даже официального общения. На кого тогда жаловаться?

Что привлекает российского зрителя в "Южном парке"? То ли общечеловеческие проблемы взросления и высмеивания иногда знакомых фигур современности, то ли общий фон отношения нового поколения к тому, что происходит вокруг. И тогда уже не имеет значения, в какой стране ты живешь: смешно и грустно везде одинаково.

Можно по-разному относиться к критикуемому мультфильму. Важно одно: впервые, на демонстрацию на улицы Москвы вышли обычные люди. Не какие-то радикальные молодежные организации, заинтересованные политические или общественные силы, нет. Обычные молодые люди, отстаивающие свое право на досуг. И кажется, они его отстояли.

24 сентября Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию рекомендовала Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия пролонгировать лицензию "2х2", а каналу - "привести вещательную политику в соответствии с лицензионными условиями". И хотя борьба еще не закончена, выглядит как маленькая победа.

       
Print version Распечатать