Последняя орда

Штрихи к портрету иркутского объединительного референдума

Бурятский дозор
На избирательную кампанию в рамках референдума по объединению Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО) и Иркутской области в общем было выделено порядка 70 млн. рублей. Но мерить эффективность иркутского референдума, исходя из этой суммы так же бессмысленно, как рассуждать о финансовых показателях "Ночного дозора", опираясь исключительно на данные о бюджете этого доморощенного российского блокбастера.

Сколько стоит время байкальских чиновников и общественных деятелей - оценить очень сложно, но то, с каким рвением они подошли к референдуму, иначе как объединительным угаром не назовешь. В России уже прошло три аналогичных референдума: Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким автономным округом, Красноярский край с Эвенкией и Таймыром, и Камчатка с Корякией. Поскольку укрупнение регионов - фактически один из главных административных проектов Кремля, в вышеупомянутых регионах агитационные кампании тоже проходили с определенным размахом. Особенно это касается Красноярского края, где даже зачем-то запустили в космос на спутнике послание, ратующее за объединение. Но все-таки напористость иркутских пиарщиков-объединителей можно назвать более, что ли, всеохватывающей.

42 группы сторонников объединения призывали, каждая на свой лад, сознательных граждан прийти и отдать свой голос за объединение. Все основные политические партии - от "Единой России" и до ЛДПР, от КПРФ и до "Яблока" официально поддержали объединение. Топ-менеджерский состав обоих субъектов, как политический так и экономический, регулярно через СМИ агитировал за слияние области и округа.

Агитировали спортсмены. Агитировали актеры, чиновники и представители разных традиционных российских конфессий. В рамках агитации завезли даже короля рингтонов "Крейзи Фрога", у нас в стране затмившего своей популярностью другую звезду виртуальной поп-сцены, Глюкозу.

Агитировали доярок и механизаторов, агитировали городскую интеллигенцию, агитировали бурятов и русских. Даже школьников агитировали, призывая их, в свою очередь, агитировать родителей. Рисовались агитационные мультики, расклеивались плакаты, на куриных яйцах ставили "призывные" штампики. Разумеется, в день голосования на избирательных участках проводились лотереи (что, в принципе, противоречит российскому законодательству, но ЦИК к такому отступлению от "избирательных канонов" традиционно относится снисходительно), молодежи выдавались билеты в ночные клубы. Более того - и навскидку я не могу вспомнить другого такого случая в российской электоральной практике - на избирательных участках устраивались бесплатные медицинские консультации.

Вложили, одним словом, массу административных ресурсов и получили на выходе успешный политический блокбастер, "Объединение регионов - IV". Довольные результатом режиссеры и продюсеры обещают сделать продолжение, но в политике смысловая нагрузка действий все-таки важнее, чем в искусстве. А вот с толкованиями смыслов у политического истеблишмента наблюдается определенный дефицит.

Вместе весело шагать
В самом объединении субъектов или изменении их границ нет ничего криминального, и это, кстати, не отрицают даже самые радикально настроенные оппозиционеры, которые изначально любые масштабные начинания Кремля принимают в штыки. В самом деле, число субъектов Федерации - это ведь, в конце концов, не нечто сакральное. За время существования Российской империи/CCCР как только не делилась в административном смысле наша страна. Дадим на откуп историкам вопрос, была ли та или иная "перекройка" страны целесообразной и актуальной. Вопрос же о том, нужна ли нынешняя "перекройка", не надо даже искать, кому задать. Охотников ответить на него и так находится порядочно.

Некоторые варианты ответов откровенно вводят в ступор. Есть такой, кстати, очень распространенный в среде бюрократ-"единороссовского" среднего управленческого звена: в мире вообще сейчас тенденция к глобализации, и Россия, чтобы не отстать от мировых тенденций, тоже должна как бы укрупняться. Это - не нарочито упрощенная и утрированная формулировка, а практически буквальный пересказ слов некоторых "випов". Вот сибирский полпред Анатолий Квашнин приводит в качестве примера такой глобализации Европейский союз, где общая валюта и вообще стираются границы, что приводит к экономическому росту. Маститый политолог Андраник Мигранян, размышляя вслух об иркутском референдуме, призывает "посмотреть на Европу", у дверей которых выстроились десятки стран, после чего делает вывод: "карликовые субъекты" должны слиться с более экономически успешными регионами.

Тезис о глобализации есть чистейшей воды софистика. Жалко тратить экранные пиксели и читательское время на разжевывание очевидного. Российская Федерация - не Европейский союз. Тут речь идет о сугубо структурной, технической стороне дела, а не о каком-то "славянофильском" видении "инакости" России. РФ - не ЕС, а субъекты Российской федерации - это совсем не страны члены ЕС. Сравнивать в таком контексте эти две политические системы попросту некорректно. Уж рассказали бы лучше "глобалисты" об объединении двух-трех американских, бразильских, индийских или немецких штатов (федеральных земель) и о последовавшем вслед за этим экономическим бумом. Но что-то не рассказывают.

Близкий к рассказам о глобализации, но более тонкий прием - сравнение РФ с другими федерациями. В Бразилии например, объясняют "объединители", 26 штатов, 1 федеральный округ, а населения миллионов на 10 больше, чем в России. В США 50 штатов, а населения почти в два раза больше. И живут, и неплохо живут. Особо продвинутые используют еще и любимое разными гуру менеджмента словосочетание "синергетический эффект". Вот есть два банка, и если они объединятся, то новый банк может быть и больше, чем в 2 раза мощней своих родителей. Вот так и регионы. Объединим три региона, а эффект получится - как будто бы добрых пять объединили.

Экономика чуда
Тут мы подходим к главному, базисному тезису объединителей: если слить регионы, это оживит экономику региона и выведет его в лидеры. Это тоже буквальный пересказ официозных чаяний объединителей. "Объединенный регион повысит свою конкурентоспособность в сравнении с другими субъектами Российской Федерации, инвестиционную привлекательность, увеличится его политический вес на федеральном уровне", - сказал иркутский мэр. "Референдум - это начало тех преобразований, которых ждет регион, главного красивого пути.", - выразил уверенность иркутский губернатор. "Безусловно, это событие повлияет не только на нынешних жителей двух субъектов, но и на наших потомков, детей, внуков, повлияет так, как мы хотим. А мы хотим жить лучше, чем живем сегодня.", - пояснил глава УОБАО. Точно такой же пафосной риторики придерживались во всех "сливаемых" регионах.

Различными аналогиями и светлыми образами можно жонглировать долго, однако вряд ли такая эквилибристика будет продуктивной. Почему бы, в самом деле, красного словца ради рассказать не о ЕС и "синергетическом эффекте", а о спирте и воде. Если смешать литр воды и литр спирта, получится меньше двух литров - молекулы спирта располагаются компактно среди молекул воды.

Мало ли есть красивых сравнений, но даже самые красивые из них - ничто против прозаической конкретики фактов и цифр. А цифры и факты как раз мало сообразуются с велеречивыми сентенциями о спасении России путем укрупнения ее административного деления.

Жители Пермского края тоже грезили радужными перспективами, но перспективы эти вдруг оказались неопределенно далекими. Судя по данным Федеральной службы государственной статистики за 2005 года, Пермский край оказался в Приволжском федеральном округе экономическим аутсайдером. Долгожданного прорыва в инвестиционной сфере не произошло. А в Красноярском крае, как сообщил губернатор Хлопонин, после объединения выросли зарплаты, номинально на 20%, реально - на 7%. Хорошо? Нормально. Экономический бум? Определенно, нет. Можно ли предположить, что в Красноярском крае при грамотном подходе зарплаты бы повысились на 7% и без слияний? Вполне.

Так к чему же конкретно апеллируют "объединители", когда говорят об экономических выгодах?

Федерация рубенсовского телосложения
На самом деле, в тоннах словесной руды приходится буквально по крупицам выискивать конкретику. Вот, например, очень приземленный, но вполне наглядный пример: иркутские туроператоры жаловались, что туристические конные маршруты шли в обход УОБАО, потому что в округе своя ветслужба, с которой лишний раз нужно согласовывать определенные документы. Или еще один пример: сложные схемы покрытия медицинской страховки в тех случаях, когда больных из УОБАО приходилось лечить в Иркутской области.

В общем, логика ясна. Есть несколько ведомств, само согласование действий между которыми отнимает время, что, разумеется плохо. Давайте изымем из обращения лишние бюрократические заслоны. Пусть будет меньше управленцев звена А. Да, ясно, что управленцев звена Б от этого все равно меньше не станет (а более чем вероятно, что станет и больше), но зато таким звеном Б управлять в рамках одного региона проще.

Вполне, кстати, вменяемые рассуждения. Единственно, можно задаться вопросом, а не бьем ли мы пушками по воробьям? Ведь если весь вопрос в несогласованности действий различных ведомств субъектов, то, может, стоит колоссальные финансовые вливания, выделенные на объединение, потратить на отработку современных механизмов стандартизации бюрократических процедур? И тогда не нужно никакого пафосного объединения.

Ведь федерация - это в первую очередь союз, а уж во вторую - союз суверенных (о наполнении этого термина можно спорить) субъектов. И если вся загвоздка в том, что ветеринарные службы (органы внутренних дел, прокуратуры и т.д.) не могут работать достаточно слаженно на федеративном уровне, то не значит ли это, что в кризисе находится сам институт федеративных отношений? И тогда никакое укрупнение само по себе не панацея.

План по сливу
Пока все "сливы" шли по похожей схеме. Малонаселенный "матрешечный" субъект, очень неблагополучный в экономическом и социальном плане, сливался с субъектом крупным и - относительно "матрешечного" - более успешным. Тот факт, что "матрешечные" субъекты еще и национальные пока рано как-то трактовать. Просто все "матрешечные" субъекты национальные, и у всех них, кроме, разве что, нефтегазоносных Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, экономико-социальные показатели ниже среднего. В принципе депрессивных русских регионов в стране тоже хватает. Вот то, как пойдет дальше "слив" (будет ли, скажем, Тверская область объединяться с Московской, или же Коми - с Архангельской) и покажет нам, взят ли Кремлем курс на объединение ради объединения или все же на объединение ради демонтажа национальных субъектов. Хотя бы части национальных субъектов.

Пока, повторюсь, рассуждать об этом рано. Даже пример Адыгеи, которую Кремль хотел присоединить к Краснодарскому краю, но "обжегся" о резкое недовольство адыгов, не показателен. Адыгея - крохотный и очень депрессивный субъект, который в данном случае очень похож что на ту же Усть-Орду.

Так что о дальнейших перспективах укрупнения регионов стоит поразмыслить уже после того, как "матрешки" кончатся и настанет пора второй очереди "сливов".

Российская диалектика
Председатель ЦИК Александр Вешняков после красноярского референдума сказал: "Мы все время ищем национальную идею в России. Так вот, в этих регионах своего рода такую национальную идею нашли". Александр Альбертович порой очень тонко чувствует текущий политический момент. Объединение регионов действительно становится национальной идеей. Со своими денежными ресурсами, идеологией и мифологией. Если даже взять сверхрезвый темп и сливать по 2-3 субъекта в год, этого хватит лет на 15. Сколько россиянам понадобится времени, чтобы окончательно убедится, что после укрупнения мы не превратились в США, неизвестно. Зато в общих чертах понятно, что после этого будет делать власть. Она примется объяснять, почему не бывает эффективной экономики в слишком "крупно-сочлененных" политических системах. Умные политологи, политики из "партии власти" и сочувствующие им общественные деятели будут на наглядных примерах, живо и со вкусом разъяснять, почему с таким "неуклюжим" административным делением жить больше нельзя.

       
Print version Распечатать