Политический злоключенный

Пресс-портрет по запросу "Грабовой" (по Яндексу):
* Григорий Петрович Грабовой, академик.
* Григорий Петрович Грабовой, новый чудотворец

Место. "Космос" как модель России

Григория Грабового взяли в гостинице "Космос", и только этот отдельно взятый факт уже рождает массу разноцветных смысловых ассоциаций. Прежде всего, само название гостиницы очень удачно сочетается с экстрасенсорным, "неземным" родом занятий г-на Грабового. Конечно же, нельзя тут не вспомнить и то, что в "Космосе" собирались злые дяденьки из "Дневного дозора", фильма, в актуальной политической терминологии, локомотива новой национальной идеи, "догнать и перегнать Голливуд".
А еще в "Космосе" часто проводятся съезды и собрания. Тут можно вспомнить и предсмертный съезд "Либеральной России", на котором перед товарищами делегатами выступал сам неуловимый Борис Абрамович ? с телеэкрана и посредством спутниковой связи. Можно вспомнить и гражданский конгресс "Россия за демократию, против диктатуры", на котором пресловутые демократы так по-хамски освистали представителя КПРФ, что Людмиле Алексеевой пришлось за коммуниста вступиться. Но было бы дешевым приемом вот так вот даже, в мягкой форме, эдаким интеллигентским, так и не высказанным полунамеком, создать у читателя незамысловатую ассоциативную связь: в "Космосе" "тусили" киношные "темные" и реальные "оппозиционеры". Совсем не так. В "Космосе" "тусили" все подряд. Вплоть до "единороссов", которые именно тут избрали Грызлова председателем своей партии.

Просто здесь устраивали заседания многие политические силы, потому что в Москве в принципе дефицит хороших площадок для проведения съездов. В "Космосе" же проводились съезды партии "ДРУГГ" ("Добровольцы, распространяющие учение Григория Грабового"). А в этот злосчастный день, когда милиционеры пришли за патентованным спасителем человечества, он в "Космосе" проводил очередной семинар.

Время. Человек из прошлого

Грабовой ? это наше ретро. Раньше был Аллан Чумак, он заряжал воду и шампуни своим оздоровительным биополем. Был Анатолий Кашпировский, он лечил по телевизору от многих психосоматических недугов. Был Сёко Асахара, толстый японский дядька с бородой. Про него рассказывали, что он на дружеской ноге с крупными представителями российского бизнеса и даже властных структур. И вообще, было огромное количество разномастных и колоритных деятелей рынка сектантства и экстрасенсорики. О них снимали передачи, писали разоблачительные заметки и делали зарисовочные репортажи.

Потом прошла широкая мода как на саму экстрасенсорику, так и на рассказы о разрушительной сущности сект и экстрасенсов. Вот и Алан Чумак в 1999-м году не смог победить на выборах в Госдуму. После инцидента в токийском метро г-на Асахару посадили, и "Аум синрикё" стало не до развития российского филиала. Про Кашпировского время от времени пишут в журналах в рубриках вроде "Забытые имена. Где они теперь". В общем, паранормальные герои "первой волны" как-то потихоньку сошли со сцены.

А новых такого же масштаба как-то не появлялось. Вот Павел Глоба скромно бурчал нам что-то по телевизору, с позиций авестийской астрологии. А Валерий Ледовский, царство ему небесное, в 2004-м году уверенно предсказывал победу Путина. В 2004 же году.

И тут вдруг на всю страну гремит имя Грабового. Точно так же, как "паранормалики" начала 90-х удачно спекулировали на чувствах миллионов постсоветских граждан, дезориентированных новыми реалиями жизни, г-н Грабовой сыграл на эмоциях бесланских матерей, на их страшном горе.

И это в г-не Грабовом как явлении самое главное. Все остальное - членом скольких академий наук он является, дурит ли он людей на миллион рублей или на миллион долларов в год, что он имеет ввиду по воскрешением ? все это хороший хлеб для журналистов, только и всего.

Действие. Пародия на Ходорковского
Грабовой пришелся кстати очень многим. Силовикам он помог дискредитировать "Матерей Беслана". В свою очередь для политических сил, сделавших ставку на педалирование темы "Бессовестная власть скрывает от нас по Бесланской проблеме что-то важное", именно воскрешенческая активность г-на Грабового стала последним, и решающим, аргументом в пользу тезиса о сверхцинизме Кремля.

О задержании "христоса" нашего времени живо рассказали все СМИ, вплоть до "Первого канала". С каким нездорово-пристальным вниманием будет освещаться непосредственно судебный процесс, тоже сомневаться не приходится. Но важно помнить одно. До тех пор, пока журналисты, с полного на то согласия общественности, будут на полном серьезе, как адекватно сформулированные, обсуждать такие вопросы как: жалеть или нет добровольно, в общем-то, облапошенных Грабовым обывателей, считать или нет Грабового подонком за обещания Бесланским матерям, опасна или нет его партия, - так вот до тех пор, пока будут обсуждаться такие вопросы, будет расти стоимость бренда "Грабовой".

Причем это будет бренд рынка именно всякой "бесовщины и экстрасенсорики". Те, кто говорят о Грабовом как о потенциально очень "стреляющем" бренде политическом, либо ничего не понимают в текущем политическом моменте, либо, что грустно, осознанно пугают невнятными последствиями неискушенную публику. Первые видят лишь красивую и впечатляющую картинку по телевизору, много-много делегатов на съезде партии Грабового. Вторые знают, что таких съездов и таких партий пруд пруди. Что можно вот хоть в понедельник пойти в Минюст и подать соответствующие бумаги, а потом позвать людей и провести съезд. И что между проведением съезда и регистрацией партии Минюстом лежит такая полоса препятствий, которую и менее эпатажные персонажи, чем Грабовой, не смогли преодолеть. Что, наконец, игра в политическую партию ведется совсем по другим правилам, нежели те, по которым строятся секты. Не по более сложным или простым, не по более честным или грязным, а просто по другим. Просто, продолжая выражаться менеджерской феней, это два совершенно разных бизнеса, к которым нужны совсем разные подходы.

Нет, наверное, человека, который понимал это лучше, чем Грабовой. Его могут выпустить за недоказанностью, и он, зарубив еще много бабла, в конце концов отойдет от дел, приблизительно как умершие понарошку воры из пелевинской "Краткой истории пэйнтбола в Москве". Или посидит немного, вольно и невольно став пародией на Ходорковского. Возможно, даже удостоится чести быть под прицелом фотокорров газеты "Жизнь". В любом случае, рано или поздно место ему будет где-то между Марией Дэви-Христос и Кашпировским, все в той же журнальной рубрике "где они теперь".

Мы смотрим телевизор, и нам в отведенное законом время показывают много рекламы. Мы смотрим "Прекрасную няню", и прекрасная няня вдруг оборачивается к камере и начинает вещать о преимуществах одной марки косметики над всеми остальными. Мы ездим в троллейбусах, метро, и даже на джипах, и на всем пути следования видим рекламные растяжки, плакаты и стикеры. Мы открываем почтовый ящик, а там ? под сотню единиц спама.

Но это еще мелочи, ведь, например, за "Прекрасную няню" мы не платим. Но мы идем в кино, где, заплатив за билет, сначала смотрим рекламный блок перед фильмом, а потом наблюдаем, как киногерой упорно в кадре пользуется телефоном Nokia.

Спросите себя, зачем, живя в бурном и отнюдь не всегда живительном потоке рекламы мы добровольно пытаемся, влить в этот поток еще какие-то ручейки. Не читайте про жизнь Грабового статей, переключайте при упоминании о нем телеканал и не кликайте, не кликайте по зазывающим баннерам. Пусть рекламная кампания Грабового пройдет мимо нас.

       
Print version Распечатать