Под сенью ФАККа

Для театрального мира прошлый сезон мог стать последним - именно таким обрисовали его ведущие театральные деятели после того, как Минэкономразвития озвучило проект известной реформы. Суть реформы вкратце сводилась к тому, чтобы перевести театры (и другие культуртрегерские "социальные учреждения") на самоокупаемость, лишив их статуса государственных. Вроде как поддерживать - пожалуйста, но кормить вас мы больше не намерены. Поднялась паника. Театральные деятели принялись обивать пороги кабинетов, писать открытое письмо президенту и требовать аудиенции. В итоге президент открыл двери президентского дворца, пустил театральных деятелей к себе, погладил по голове, самым обиженным дал конфету и обещал больше не обижать. Однако история отношений театра и власти на этом не кончится, и она не завершится, пока есть театр и есть власть.

Реформа действительно, без ложного пафоса, могла бы уничтожить русский театр, который сегодня практически полностью зависит от государственного финансирования. Многие статьи расходов, такие как коммунальные услуги, аренда зала и минимальные зарплаты, в большинстве случаев берет на себя государство. Без этих дотаций за гранью выживания оказались бы все провинциальные и большая часть столичных театров. Кроме того, существует еще и проблема зрителя - по совершенно объективным причинам цены на билеты в провинции не могут быть выше определенной планки, там не получится ставить по две тысячи на билет, как это делается в МХТ им. Чехова или том же Большом. Олег Лоевский, директор фестиваля "Реальный театр" и завлит екатеринбургского ТЮЗа рассказывает, что, даже играя по 400 спектаклей в год, театр не может позволить себе "нормальные" зарплаты по 7-8 тысяч рублей. Театр - дело очень затратное. Огромные суммы требуются для создания декораций, организации нормальной работы театральных цехов, оплаты работы режиссера. Без всего этого нет театра. Когда на фестиваль "Новая драма" приезжают спектакли из-за рубежа, воздвигающие на сцене мультимедийные пространства, нашим театрам остается только облизываться.

Но если театры, вписанные в государственный бюджет и худо-бедно финансируемые местными властями, еще выживают до ближайшей театральной реформы, то с фестивальным движением дело обстоит еще хуже. Угасания отечественных фестивалей не заметит только не смотрящий. Впрочем, этот кризис отразился не только на театре, и крайне неудачный в сравнении с прошлыми годами Московский международный кинофестиваль - лишнее тому подтверждение. Все ощутимее сказывается свертывание меценатских программ, уход из России "Фонда Сороса" и нежелание бизнесменов инвестировать средства в культурную жизнь страны. После цветения 90-х годов, когда едва ли не любой инициативе была практически загодя обеспечена финансовая поддержка со стороны, крупнейшие театральные фестивали снова впали в зависимость от государства. Завершившаяся сейчас в Москве "Новая драма" - лучший тому пример.

Под сенью ФАККа

Модель "деньги ФАККа плюс один главный спонсор" остается самой действенной моделью функционирования современного фестиваля. Эту модель активно эксплуатирует создатель и бывший директор фестиваля "Золотая маска" Эдуард Бояков. По ней работает и "Золотая маска" (ФАКК и Сбербанк), и "Новая драма", и сейчас по той же модели будет существовать открывающийся 7 октября в Москве театр "Практика". На пресс-конференции, посвященной открытию "Новой драмы", Бояков сказал, что для нормальной работы фестиваля необходимо 300 тысяч долларов. Эльвира Боякова, финансовый директор "Новой драмы", называет другие цифры:

Бюджет фестиваля сегодня - 200 тысяч долларов. Причем примерно половину этих денег дает Федеральное агентство по культуре и кинематографии, а вторую половину - Сбербанк, который нам удалось убедить стать главным спонсором фестиваля. Этого, конечно, недостаточно. Помимо этого нам помогают регионы, и минимальную поддержку дают культурные центры, такие как Британский совет или Гете-институт. Но в основном нам приходится справляться своими силами.

Переход на самофинансирование или финансирование за счет спонсоров на порядок увеличит бюджет - помимо статуса культурного события ФАКК дает фестивалю минимальный набор льгот, возможность добиться скидок на проезд или на проживание, в разы сокращающую бюджетные расходы. Благодаря этим льготам зачастую и живы еще провинциальные фестивали. Есть в провинции и плюс, которого в Москве нет, - это заинтересованный зритель. На вопрос о том, как продаются билеты на "Новую драму", Эльвира Боякова только улыбается - билеты, конечно, продаются, но все-таки из дохода от продаж не составить даже отдельной статьи бюджета. И хотя фестиваль собирает полные залы, прибыли он не приносит и ближайшие лет пять приносить не будет.

Хозяин - барин

В Москве источников финансирования немало - что не даст ФАКК, дадут московские власти, а кто понаглее, тот и вовсе будет обивать пороги администрации президента. Чего-нибудь да найдется. Неплохо обстоят дела и в Петербурге - пусть денег там поменьше, зато власти города всегда готовы поддержать имидж "культурной столицы".

В провинции источник один - местные власти. Если губернатор любит футбол, театру можно сказать "до свидания". От отношений с властями во многом зависит состояние провинциального театра.

Примерно так же выглядит и проблема спонсоров. Если в Москве еще остались крупные банки и международные компании, готовые финансово поддерживать культурные инициативы, то в провинции спонсор может быть один - местные предприниматели, и отношения с ними строятся совсем по-другому. Попробуй, объясни ему, зачем городу N необходим театральный фестиваль. Не особо спасают и зарубежные культурные центры, переместившие область приложения своей деятельности с Москвы на оголодавшие регионы, но ждать от них поддержки внутренних проектов по меньшей мере бессмысленно. Остается уповать на чудо и собственные силы.

А из нашего окна площадь Красная видна

Президентские гранты, щедро розданные театрам федерального значения, скорее раззадорили, чем успокоили театральную общественность. Это как одну кость, на которую претендует много голодных дворняг, бросить ухоженной домашней и почти сытой собаке. Театров, которым остро требуется государственная помощь, сейчас в России немало, но все же меньше, чем страниц в театральном справочнике. Другое дело, что эти театры, как иронизирует Олег Лоевский, "из кремлевских окон не разглядеть".

Деятели театра при этом сходятся в главном - из всех возможных альтернатив идеальной моделью является разработанная система грантов, идущих по возможности из центра, чтобы деньги, выделяемые на культуру, не растащили на местах.

Павел Руднев, арт-директор Центра им. Мейерхольда и фестиваля "Новая драма":

Альтернативой театральной реформе должна стать система грантов - причем с постфактическим контролем результатов, с курированием их. Думаю, что это должны быть и федеральные гранты, и местные. А для того, чтобы эта система работала, необходим, прежде всего, контроль за результатами деятельности театра, контроль художественного руководства. Важно отмести безответственную ситуацию отдачи денег, пример тому - фестиваль "Открытая сцена": дали грант и забыли о спектакле.

Я думаю, что в жюри, распределяющее гранты, должны входить представители всех профессий. При этом состав жюри не должен быть постоянным. Кроме того, надо разработать коэффициенты, по которым можно оценивать театральную деятельность. Только так система грантов будет действительно работать на театр.

Олег Лоевский, директор фестиваля "Реальный театр", заведующий литературной частью екатеринбургского ТЮЗа:

Конечно, лучшее из имеющихся на сегодня решений проблемы - это система грантов. Но тут тоже возникает много проблем, и прежде всего - типичная для России проблема "откатов". Гранты ведь разные бывают. Самое главное, чтобы распределял грант человек, который действительно разбирается в театральном искусстве. В идеале это должен быть театральный деятель, заинтересованный человек. Вот я, например, недавно получил президентский грант: там сидела комиссия во главе с Евгением Мироновым, они хорошо знали, что и кому давать. Или еще был грант менеджеров культуры, там тоже был серьезный, обоснованный отбор претендентов. Что же касается грантов "под сукном", то там все одно и то же, ни лучше ни хуже от них не становится.

В России великое множество театров, но каждый знающий человек скажет вам, в каких из них действительно что-то происходит. Можно, например, составить рейтинг этих театров. Конечно, он не будет идеально объективным. Но зато сидящим в Кремле, возможно, будет видно что-то дальше Садового кольца, и с этого уже можно будет начинать разговор.

       
Print version Распечатать