Новое издание старого альянса

Редко отечественные СМИ рассказывают публике о событиях международной жизни, когда речь не идет или, что бывает чаще, на первый взгляд не идет о внешней политике России. Поэтому на прошлой неделе о визите Ангелы Меркель в США читателям подробно поведала лишь газета "Ведомости". Да и то из этого материала следовало, что лидеры двух стран в Белом Доме обсудят главным образом судьбу жриц любви, которые, к ужасу пуританского Вашингтона, соберутся летом в Германию, чтобы в перерывах между матчами ублажать многочисленных любителей футбола.

Какие же вопросы действительно обсуждались в ходе визита, выяснилось из редакционного комментария "Немецкой волны", обладающей сильным корпунктом в Вашингтоне.

Оказывается, в Белом Доме и следа не осталось от той уверенности в предопределенной эффективности односторонних действий, которая царила в руководстве США перед началом войны в Ираке. Вот и собирают Штаты широкую международную коалицию, чтобы умерить ядерные амбиции Ирана. В этой связи Вашингтону понадобилась не только поддержка Германии, чье экономическое сотрудничество с Ираном традиционно крепко, и ЕС, где Берлин играет одну из первых скрипок, но и благосклонность ... России, считающейся сегодня в мире одним из главных союзников ФРГ.

По оценкам немецких журналистов, именно о посредничестве в диалоге с Москвой просил Буш Меркель. Расклад любопытный. Предшественник главы христианских демократов на посту главы немецкого правительства прославился тем, что совсем не дружил с Бушем и очень, по оценкам многих немецких журналистов и политиков, даже чересчур дружил с Путиным.

Любопытно, что когда госпожа Меркель собиралась в Москву в первый раз, ее маршрут в Россию лежал через США, где она должна была оживить заметно испортившиеся при Шредере отношения с Америкой. В Германии не было недостатка в напутствиях, обращенных к Меркель. Некоторые наблюдатели даже предвкушали, как новая руководительница заговорит в Москве о ЮКОСе, Чечне и других вещах, которые, на взгляд из Германии, должны были чуть ли не привести в ужас Владимира Путина.

На самом деле события развивались не так, или не совсем так. В Вашингтоне Буш тогда действительно расточал комплименты уму и шарму Меркель. При этом, правда, весьма сдержанно реагируя на сомнения канцлера Германии по поводу некоторых методом борьбы Америки с международным терроризмом, не вполне лежащих в правовом поле, базирующемся на ценностях западной цивилизации.

В Москве же самой решительной акцией "немецкой Тетчер", стала встреча высокой гостьи с представителями российских общественных организаций, настроенных по отношению к Кремлю большей частью оппозиционно. Цель встречи - умерить дружеский пыл, присущий российско-немецким отношениям со времен прошлого канцлера.

Непосредственно по итогам тех переговоров с Путиным никаких сенсационных заявлений не последовало. Стало понятно, что Германия, например, не собирается не покупать российский газ до тех пор, пока налоговый аферист Михаил Ходорковский томится в застенках.

Чем дальше Меркель находится у власти, тем больше появляется доказательств того, что российско-немецкое сотрудничество, прежде всего в экономической сфере, будет развиваться. Символ этого партнерства - Североевропейский газопровод. Сооружение, надо заметить, весьма утилитарное. Его решили строить по одной простой причине - он нужен как России, так и Германии, а вместе с ней и почти всей Западной Европе.

После своего избрания главой немецкого правительства госпожа Меркель уже несколько раз встречалась с официальными лицами, включая самых высокопоставленных, прибалтийских государств, была в Польше и ни разу, оставаясь в рамках международной вежливости, не согласилась с теми "аргументами" против строительства трубы, которые были ей предложены восточноевропейскими партнерами по переговорам.

В последнее время из Польши, Прибалтики и ряда других государств Центральной и Восточной Европы, где существует устойчивое восприятие Москвы в качестве источника всяческих неприятностей, все чаще доносятся призывы выработать некий механизм, который позволит странам ЕС в случае прекращения поставок энергоносителей одному из членов союза путем взаимопомощи избежать кризиса.

Очевидно, что в качестве возможного злоумышленника, способного лишить Старый Свет энергии подразумевается Россия. Однако следует признать, что, если уж поставки прекратятся, то пострадают от этого все государства интеграционного объединения, а выделять дефицитные энергоносители для соседей вряд ли будет какое-либо из европейских государств.

Конечно, в будущем с развитием технологий получения энергии из альтернативных источников и увеличением масштабов перевозки сжиженного газа зависимость Европы от поставок из одной страны, в данном случае, России, сократится. Пока же говорить об этом просто не приходится.

Добыча газа в Северном море не очень рентабельна, да и не может обеспечить всех европейских потребностей. Алжир при всем желании обеспечить Европу пока также не способен, да и, учитывая недавние договоренности, алжирские газовики скорее предпочтут воздержаться от серьезной конкуренции с дружественным "Газпромом". Получается, что у ЕС остается один выход - развивать отношения с Россией, делать этот бизнес взаимовыгодным. В противном случае, чего доброго может выйти так, как сказал Владимир Путин на итоговой пресс-конференции после томских переговоров с Меркель.

"А мы постоянно слышим о какой-то чрезмерной зависимости от России, о том, что надо ограничить доступ российских энергоресурсов на европейский рынок. Но вы нас-то поймите тоже, встаньте на нашу позицию. Что мы-то должны делать, когда мы каждый день слышим одно и то же? Мы начинаем искать другие рынки. Это не значит, что мы собираемся что-то ограничивать в Европе, для нас Европа - естественный, самый удобный партнер. И, кстати говоря, достаточно надежный до сих пор был. Но, когда мы постоянно слышим одно и то же, мы начинаем воспринимать это как угрозу ограничения доступа на рынки. И начинаем искать другие. Не думаю, что в этом кто-то заинтересован".

Это прекрасно понимают немецкие бизнесмены. Не будем забывать, что ФРГ одной из первых начала закупки энергоносителей у Советского Союза. Немецкие бизнесмены, в отличие от журналистов и политиков, прекрасно знают, что все эти годы, даже, несмотря на самые серьезные внутриполитические трудности первой половины девяностых годов прошлого века, наша страна свои обязанности выполняла.

Государственная власть в Германии прислушивается к мнению бизнеса. Именно поэтому новое правительство страны во главе с Меркель не пошло на какое-то радикальное изменение политического курса по отношению к России. Состоявшаяся встреча в Томске стала еще одним подтверждением этого.

Сегодня мы можем стать свидетелями того, как российско-немецкой экономическое партнерство окажется залогом дальнейшего развития политического сотрудничества. Примеров того, как события развивались по схожему сценарию, в истории отношений двух стран было немало.

Не раз Россия и Германия для того, чтобы добиться важных для каждого из государств целей на международной арене работали в тесном сотрудничестве. Еще не возникло единой Германии, а канцлер Бисмарк рассматривал хорошие отношения с Россией в качестве залога успешного решения внешнеполитических задач молодой империи. Империя же российская, переживавшая благодаря реформам Александра II эпоху модернизации и отходившая от поражения в Крымской войне, также рассчитывала на германскую поддержку в деле отстаивания своих интересов на международной арене.

Прошли десятилетия и вновь два государства, Советская Россия и Веймарская Германия, тесно сотрудничая, смогли достичь глобальных целей - выйти из международной изоляции. Примечательно, что тогда это сотрудничество велось во многом вопреки взаимному неприятию партнеров. (Особенно волновались добропорядочные немецкие бюргеры, опасавшиеся излишней близости с "красными").

Есть все основания предполагать, что сегодня мы становимся свидетелями новой версии реализации этого сценария, когда две страны рассматривают сотрудничество, точнее говоря, стратегическое партнерство не только как самодостаточную цель, но и как инструмент решения глобальных внешнеполитических задач. Пока еще трудно судить с уверенностью, какие это будут задачи.

Возможно, для Берлина окажется важна помощь Москвы в деле обретения столь желанного статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, а Россия получит поддержку со стороны Германии в деле продвижения российских компаний на рынки ЕС.

Российская и Германская империи. Советская Россия и Веймарская Германия. Российская Федерация и Федеративная Республика Германия. Такие разные государства. Такие разные политические режимы. Такой разный миро-политический контекст. Однако связи развиваются. Похоже, что в их основе все-таки лежат столь любимые сторонниками реалистического подхода к анализу международных отношений национальные интересы.

Любопытно, что признают это и другие влиятельные акторы мировой политики. Одно из последних подтверждений тому состоявшийся на прошлой неделе визит Меркель в США. Ближайшее время покажет, насколько лидерам двух стран удастся развить это партнерство, и каких целей два государства смогут достичь с его помощью.

       
Print version Распечатать