Невосполнимые утраты: что теряют тинейджеры, отказываясь от "грязной" работы в летние каникулы

Глобализация угрожает многим полюбившимся нам институтам - полуденной сиесте, французской киноиндустрии, марксистской экономике. Но есть один род деятельности, о котором, вы, наверное, даже и не вспомнили: старомодная летняя работа (преимущественно по обслуживанию) во время каникул. Помните подростков, подстригающих газоны, занимающихся бэби-ситтингом, чистящих пляжные кабинки для переодевания и черпающих половничком мороженое? Какой-никакой, а все же жизненный опыт для молодежи.

Хочу внести в этот вопрос некоторую ясность: летняя работа - не такое уж старинное установление. В конце концов, ни в каких учредительных документах не зафиксировано, что школы должны закрываться именно на июль и август. На заре американской национальной истории Джефферсон и другие неглупые люди решили, что народ нуждается в молодежи, умеющей читать, писать и пересказывать историю республиканского Рима. С другой стороны, родители нуждались в детях, которые работали бы на ферме, особенно во время весеннего сева и осеннего сбора урожая. В деревенских школах бывали в это время - а не летом - длительные каникулы.

Но к концу девятнадцатого века из-за проблем, возникавших с вентиляцией в жаркие месяцы, а также благодаря законам о детском труде и обязательном школьном образовании - не говоря уже о растущем числе семей среднего класса, которые могли себе позволить отдых в коттедже на берегу озера, - летние каникулы были введены повсеместно. Конечно, деревенским детям все еще приходилось помогать своим родителям на ферме. Но во многих частях страны свободный июль-август никак не ассоциировался с трактором в поле и коровой на лугу. Результат? Двухмесячное пребывание подростка за стойкой киоска с шипучими напитками - с перерывом на недельную поездку с родителями на озеро - и, наконец, еще один излюбленный американский институт: сентябрьское сочинение под названием "Как я провел летние каникулы".

Сегодняшнее расслабленно-мечтательное отношение к летним каникулам - и, соответственно, к сезонной работе на подхвате - в чем-то сродни ностальгии по таким фильмам, как "Бриолин" ("Grease"). В настоящее время количество подростков, подрабатывающих во время летних каникул, достигло рекордно низкого уровня за все обозримое время; ныне где-то работают во время каникул около 35 процентов тинейджеров, в то время как в 1979 году (это был пик сезонной летней подработки за послевоенные годы) их количество приближалось к 50 процентам. Это происходит потому, что для сегодняшних детей и подростков лето мало чем отличается от других времен года; всегда есть чему поучиться или, точнее, сделать для себя кое-какие выводы.

Дети из семей, принадлежащих к среднему классу, которые учатся в начальной или средней школе (кроме выпускных классов), проводят лето, укрепляя здоровье и оттачивая свое спортивное мастерство: они играют в футбол и в хоккей или отправляются в спортивные лагеря, где занимаются дайвингом или бейсболом; но многие, желая повысить успеваемость, выбирают другие лагеря, специализирующиеся на научных занятиях, компьютерах и искусстве. Подростки любят приключения, и некоторые из них выбирают экзотические маршруты: они строят хижины в Гватемале, помогают нянчить детей в Южной Африке или, воспользовавшись услугами соответствующих международных компаний, едут сажать деревья на острова Фиджи. Что касается старшеклассников, то они сегодня предпочитают не сезонный найм, а практику, связанную с их предполагаемой будущей профессией: они работают (зачастую бесплатно) в офисах солидных деловых фирм или некоммерческих организаций.

Вряд ли могут быть сомнения в том, что закат летних работ отчасти обусловлен глобализацией. Имея под рукой миллионы иммигрантов с низкой профессиональной квалификацией, работодатели из сферы обслуживания не нуждаются, как это было раньше, в использовании труда подростков. Компании по уходу за газонами и рестораны быстрого питания могут теперь нанять более постоянную рабочую силу. Согласно Нилу Хау, эксперту по проблемам детского труда, подростки используются для того, чтобы присматривать за иммигрантами, выполняющими грязную работу (связанную преимущественно с едой и чисткой), о которую нынешняя молодежь не желает "марать руки". Ирония ситуации в том, что те же подростки, чьи родители оплачивают им стоящую $4,000 поездку в Oaxaca с целью строительства жилья для бедных, не могут вообразить себя работающими за деньги бок о бок с какими-нибудь мексиканскими иммигрантами в местном ресторане "Dunkin-Donuts".

Более важный аспект проблемы состоит в том, что глобализация предполагает конкуренцию. В этом отношении подростки мало отличаются от автокомпаний: они состязаются со своими сверстниками в Азии и в Европе, равно как и у себя дома. Многие школьные реформаторы жалуются на злосчастное американское установление, предусматривающее 180 учебных дней в году, мрачно кивая на Японию, где занимаются 250 дней в году, что усиливает конкуренцию в учебе. Господин Хау рассказывает, что почти во всех школах, которые он посетил, директор ходит повсюду с экземпляром книги Томаса Фридмана "Плоский мир" ("The World Is Flat") под мышкой. По словам Хау, все задают один и тот же вопрос: "С какой стати ребята будут заворачивать гамбургеры и раскатывать тесто для маисовых лепешек, если они могут вместо этого приналечь на учебу, чтобы получить лучшие показатели по SAT [Scholastic Aptitude Test - тест на академические способности, выполняемый в специализированных учреждениях; показатели SAT, как правило, используются в сочетании со средним школьным баллом для прогнозирования успешности обучения в колледже] или заложить основу для дальнейшего фундаментального образования?"

Поэтому развитие профессиональной практики (internship) представляется наиболее эффективным на сегодняшний день способом занять позицию для наилучшего старта в состязании за Большую карьеру. Практика привычна для студентов колледжей; обзор, произведенный компанией "Vault", специализирующейся на информации, касающейся служебной карьеры, показывает, что 84 процента студентов колледжей проходят по меньшей мере одну практику до получения диплома. Но в наши дни ситуация меняется так стремительно, что практика, кажется, тоже уходит в прошлое. Сегодня тинейджеры, которые раньше мыли полы в аптеках, проходят курсы "введения в офисную культуру", отрабатывают "трудовые навыки", знакомятся с новыми технологиями и начинают "налаживать связи", которые пригодятся им в будущем. То есть приобретают реальный - и актуальный для себя - жизненный опыт.

Но действительно ли профессиональная практика более укоренена в реальности, чем мытье полов? Опасаясь запутаться в законах о труде, согласно которым работодатель может оказаться обязанным платить практикантам зарплату, многие компании настаивают на том, чтобы студенты получали кредиты от колледжей на свою практику. По данным "Vault", за последние пять лет количество таких компаний возросло на 30 процентов. После нескольких недель "сидения на телефоне" и рассылки писем по e?mail?у моя дочь, первокурсница Skidmore College, получила этим летом приглашение на практику в журнал мод для подростков. Мы с мужем очень этим гордились, пока не узнали, что должны заплатить кучу денег в казначейство колледжа за право нашей дочери работать бесплатно. Нам пришлось также наскрести деньги на ее гардероб (чтобы она оделась подобающим для офиса образом), проездной в метро и ежедневные обеды. Если это реальный жизненный опыт, тогда Диснейленд - это реальная Америка.

Получается, что практика предназначена главным образом для подростков из богатых семей, и это порождает еще одну проблему. Летняя работа по обслуживанию позволяла многим ребятам получить первые заработки и обрести тем самым чувство независимости. Кроме того, она была - и остается - глубоко демократичной по своей сути. Восемь часов в день дети из рабочего класса и из более богатых кругов общества находились в одной лодке. У всех ребят вырабатывалось понимание того, что жизнь - это не всегда развлечение. Им приходилось обслуживать столики, за которыми сидели люди, мягко говоря, нарушавшие правила вежливости - и тем самым напоминавшие ребятам их самих. Поскольку многие из них учатся в четырехгодичных коллежах (где почти 75 процентов их однокурсников - выходцы из семей, входящих в первую четверть по уровню доходов), где нет набора в армию, а теперь не стало и летней работы по обслуживанию, привилегированные подростки почти никогда не будут встречаться со своими менее обеспеченными сверстниками.

Иными словами, летняя работа по обслуживанию была, кроме всего прочего, школой смирения и самодисциплины. Поэтому не должны вызывать удивление постоянные жалобы менеджеров, утверждающих, что это именно те качества, которых не хватает практикантам и молодым специалистам. Деловые веб-сайты и журналы переполнены рассказами о молодых работниках, которые просто не понимают, что их выставленные напоказ пупки с кольцами или iPods не слишком уместны в офисе и что сверхфамильярность и жалобы - не лучшие способы снискать расположение босса. "Это самое здоровое и изнеженное поколение в истории, - сказала недавно Мэри Крейн, работающий в Денвере консультант, в интервью газете " New York Times ". - Считается само собой разумеющимся, что они будут проводить свободное время в составе университетской команды". Но, возможно, нелишним было бы настроиться на обслуживание членов этой звездной команды: ведь кто-то должен подавать им летом чипсы и молочные коктейли.

Источник: "Opinionjournal.com"

Перевод Иосифа Фридмана

       
Print version Распечатать