Н.С.Хрущев: "Старт разрешаю!"

Препринт из книги "Море, флот, личность"

100-летию подводных сил Военно-Морского Флота России посвящается

От автора

Для чего я пишу эти воспоминания

В послевоенное время как у нас в Советском Союзе, так и за границей широко вошло в моду писать мемуары или другого рода воспоминания. За перо взялись буквально все, достигшие, как правило, преклонного возраста. Особенно резво взялись за писательский труд пенсионеры и старики-военные, принимавшие то или иное участие в Великой Отечественной войне Советского Союза с немецко-фашистскими захватчиками 1941-1945 годов. Пишут авторы всех калибров и рангов, от маршала до рядового солдата и матроса. Среди пишущих свои воспоминания немало и таких, которые не только далеки от писательского ремесла, но и расписываются с ошибками. В общем -

Как только стал товарищ старым,
Писать берется мемуары.

И каждому пишущему представляется, что все другие авторы мемуаров безбожно врут, а он один освещает абсолютную и объективную истину, так необходимую для просвещения неразумных, но жадных до истории потомков. О личных своих промахах и наделанных в жизни глупостях не пишет никто. А сколько их было!

Может показаться, что и я заразился этой мемуарной лихорадкой и, будучи захвачен бурным потоком мемуаристов, взялся за перо.

Нет, это не так. Писать отдельные очерки из истории и жизни флота я стал давно. Первую попытку написать книгу сделал в середине 70-х. Успех окрылил меня. Небольшая книжка "Так повелось на флоте" имела успех у читателей, и я с годами развил свой успех. Но все написанные очерки и книги относятся к популярной литературе об истории Военно-морского флота и его традициях. Свои планы на грядущие годы жизни я зафиксировал в стихотворной форме:

Сложу в труде иль на войне
Свои израненные кости.
Надеюсь, место будет мне
Пусть не на Новодевичьем погосте...
А если долго проживу
И стану немощным и старым,
Переберусь тогда в Москву
И там возьмусь за мемуары.

Я действительно перебрался в Москву, стал пусть не немощным, но старым, и вроде время подошло и мне переключиться на мемуары. Но на пути вожделенного желания лежат житейские преграды. Во-первых, будучи законопослушным морским офицером, я никогда не вел не то что дневников, но и отрывочных записей о случаях, происходящих в ходе почти 45-летней службы в ВМФ (из них 20 лет - на подводных лодках).

Я не настолько гениален, чтобы держать в голове даже очень неординарные события: время стерло из памяти многие имена, фамилии и особенно даты. К сожалению, время безжалостно поступило с теми, с кем я служил плечо к плечу, как сказал поэт: иных уж нет, а те далече...

Так что оказать практическую помощь, чтобы освежить в памяти то или иное событие, некому...

Мне не суждено было стать выдающимся военным или государственным деятелем. Во время войны по малолетству, а в послевоенный период из-за сложившихся обстоятельств (одна из подводных лодок соединения, которым я командовал, погибла, выполняя задачу боевой службы) я не стал флотоводцем, хотя, признаюсь, моей мечтой было окончить Академию Генерального штаба и стать командующим флотом, памятуя, что каждый солдат волен носить в рюкзаке маршальский жезл. Не исключено, что я бы достиг своей цели...

Так что написать книгу в полнокровном мемуарном жанре мне не удается.

Свои воспоминания я посвятил не личным успехам или неудачам, а жизнеописанию тех людей, которые встречались на моем служебном и жизненном пути и, на мой взгляд, достойны светлой памяти, а некоторые и осуждения.

В моих записках читатель найдет, прежде всего, людей, которые, начиная с первых шагов моей жизни, связанной с Военно-морским флотом, были для меня наставниками, на которых я равнялся и старался, как и они, честно и с отдачей служить Военно-морскому флоту.

На мой взгляд, кроме изложенного выше, достоинством предлагаемой мной книги является то, что я впервые на основе исторических фактов и опыта личной службы в Военно-морском флоте попытался раскрыть понятие "морская культура", без которой немыслимо существование и боевой деятельности Военно-морского флота.

Удалось ли мне это? Мой отец любил говорить: "Если долго мучиться, что-нибудь получится". Поэтому мне сдается, что удалось. Вся моя взрослая жизнь без остатка была отдана Военно-морскому флоту, ставшему для меня родным. В этом я вижу смысл своей жизни и считаю, что прожил ее не напрасно...

С уважением к читателям

Автор.

* * *

Отрывок из книги "МОРЕ, ФЛОТ, ЛИЧНОСТЬ"

Как уже было сказано, 6 сентября 1958 года впервые на Тихоокеанском флоте была выполнена стрельба с ПЛ баллистическими ракетами: отклонение от точки прицеливания обеих ракет соответствовало отличной оценке.

Но экипаж "Б-62" ожидали более серьезные испытания, которым для меня предшествовали события весьма неприятные.

Приказом командования Подводных сил я был назначен старшим группы контроля за итогами торпедных стрельб трех ПЛ и убыл на эсминце - корабле-цели - в море. Тем же приказом на время моей командировки в командование подводной лодки вступил допущенный к самостоятельному управлению старший помощник. Стрельбы прошли успешно. При возвращении в базу я был буквально ошеломлен чрезвычайным проиcшествием: во время планово-профилактических работ (ППР) один из электриков, не отключив тысячеамперные предохранители, начал очищать металлической щеткой щит от осыпающейся с "губок" рубильников окалины. Моментально произошло короткое замыкание. Да еще какое - огненная дуга! Разгорелся пожар. Электрик, получив ожоги, к счастью, остался жив. Система пожаротушения ЛОХ не сработала. Как показало расследование, электрик с испугу не в ту сторону крутил вентиль, вот пена и не пошла. Словом, накладки за накладками. Возникла угроза распространения огня. Люди из второго отсека перешли в третий - центральный пост, а переборки со стороны первого и третьего отсеков были задраены. Огонь полыхал, пока не иссяк кислород, все, что было подвержено горению в отсеке, выгорело. В то время в дивизии как раз находился инспектор Подводных сил ВМФ контр-адмирал В.Родионов. Ему доложили: на "Б-62" пожар. На вопрос, кто командир, старший помощник назвал мое имя, "забыв", что приказом на время моего отсутствия командиром назначен был он. Инспектор в Москву дал телеграмму: "Из-за низкой организации службы на ПЛ "Б-62" во время проведения ППР возник пожар во 2-м отсеке. Личный состав с тушением не справился. Отсек полностью выгорел. Лодка выведена из строя". И это как раз перед выходом на боевую службу! Главком не стал разбираться в подробностях. Через неделю последовал приказ: "За низкую организацию службы на подводной лодке, приведшей к пожару и выводу корабля из строя, капитана 2-го ранга Дыгало В.А. снизить в воинском звании до капитана 3-го ранга". Удар для меня был страшный. Через полгода я должен был получить звание капитана 1-го ранга. А тут вышло повышение со знаком минус.

Однако фортуна вскоре опять повернулась ко мне лицом. 4 октября 1959 года во Владивосток прибыл Первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совмина СССР и Верховный главнокомандующий Никита Сергеевич Хрущев. Он возвращался из Пекина, где принимал участие в торжествах по случаю десятилетия образования КНР. По пути решил завернуть в Приморье. Вечером того же дня меня вызвали в штаб и поставили задачу: принять с РТБ и погрузить на ПЛ две ракеты и к 10.00 6 октября быть готовым к стрельбе. Эти сроки были вдвое короче нормативных. Работали без отдыха, днем и ночью. Первая часть задачи была выполнена в срок...

Утром 6 октября в бухту, где стояла Б-62", вошел эсминец под флагом главы государства. На его борту кроме Н.С.Хрущева находились главком ВМФ адмирал С.Г.Горшков, командующий ТОФом адмирал В.А.Фокин, член Военного совета, начальник политуправления флота контр-адмирал М.Н.Захаров и другие официальные лица. Загодя на пирсе развесили демонстрационные схемы подводной лодки и ракеты. В течение пятнадцати минут я доложил необходимые тактико-технические элементы ПЛ и характеристики ракеты. Хрущев внимательно выслушал, потом, обращаясь к Фокину, спросил:

- Виталий Алексеевич, какой у вас дальнейший распорядок дня?

- Сейчас на кораблях и в частях идет боевая подготовка. А в 13 часов обед.

- Вот и хорошо, - сказал Хрущев. - Чтобы не нарушать распорядка, старт назначим на 13.00. А потом пообедаем.

Я посмотрел на часы. Стрелки показывали 10 часов 30 минут. То есть до старта оставалось два с половиной часа. Из этого времени час нужно было потратить для перехода самым полным ходом в точку погружения. Для маневрирования на боевом курсе оставалось примерно часа полтора. Но дело в том, что из-за несовершенства системы ввода данных целеуказания в бортовые приборы ракеты по правилам ракетной стрельбы лодке необходимо было лежать на боевом курсе, не меняя скорости и глубины погружения, не менее трех часов! Всплывать перед стартом без дифферента и крена, на ровном киле. Я ожидал, что кто-то из высоких начальников доложит об этом Никите Сергеевичу и он согласится перенести время старта. Но все промолчали. И мне оставалось только бодро приложить руку к козырьку и сказать: "Есть!"

Исход стрельбы мог быть непредсказуемым. Не случайно один из начальников прошептал мне на ухо: "Ты только в эсминец не попади!" "Б-62" рванула в море 16-узловым ходом. За час добежали до позиции, как можно точнее определили свое место и погрузились на глубину 30 метров. Вскоре акустик доложил: "Слева 175, шумы винтов эсминца!" Всплыли на перископную глубину. Я поднял перископ. Эсминец под флагом главы государства. Он был совсем рядом, не более 5 кабельтовых, и при 20-кратном увеличении я отлично различал фигуры всех начальников. Погода была солнечной, на небе ни облачка, штиль. Тут взбунтовался командир БЧ-2 (ракетной боевой части) капитан-лейтенант А.В.Бардинов:

- Товарищ командир, я стрелять отказываюсь! Мы нарушаем все правила! Прошу разрешения сделать запись в вахтенном журнале.

Как можно спокойнее я ответил ему:

- Альберт Васильевич! Как можно отказаться от стрельбы, когда нам отдал приказ сам Верховный главнокомандующий? Нам ведь не приказали попасть в цель. Нам приказали в 13 часов выстрелить. Вот и давайте выполним предстартовую подготовку так, чтобы в 13 часов, ровно с шестым коротким сигналом, ракета стартовала. Вот задача. И больше от нас ничего не требуется.

Успокоил подчиненного, но у самого сердце сжималось. В расчетное время всплыли в позиционное положение (промежуточное положение между подводным и надводным). На мой запрос по УКВ ЗАС получил ответ с эсминца: "Старт разрешаю". Через перископ наблюдал, как открылась крышка носовой шахты, как ракета на стартовом столе поднялась до ее верхнего среза.

Получив доклад Бардинова "К старту готов!", дал команду: "Старт разрешаю". Командир БЧ нажал кнопку. На контрольном пульте в боевой рубке засветился транспарант "Выстрел". Раздался грохот двигателей. Две штанги корсетного устройства, как две руки, стремительно отошли от корпуса ракеты, и она вертикально вверх стремительно ушла в голубую высь, оставляя за собой шлейф пламени. Зрелище было, прямо скажем, сказочное.

Выполняя правила, ПЛ срочно погрузилась, уклоняясь от возможного ответного удара "противника". Выполнив этот маневр, всплыли в надводное положение. На эсминце подняли сигнал "Добро" (флагман одобряет ваши действия) и приказали следовать в базу. Сигнал внес уверенность, что ракета достигла района цели. Я тогда еще не знал, что, стартовав с лодки, очертив баллистическую кривую и пролетев 158 км, ракета разнесла вдребезги поставленный в точке прицеливания большой артиллерийский щит. Хрущев пришел в неописуемый восторг, хотя столь феноменально точное попадание, безусловно, стало "случайным результатом удачного сложения ошибок". Думаю, что такое случается раз в сто лет!

Хрущев не только выразил восторг, нo и настоял, чтобы Главком ВМФ тут же, на корабле, подготовил приказ о присвоении мне звания "капитан 2-го ранга".

Когда лодка отшвартовалась, я увидел, что меня ожидает черная "Волга" и офицер с берега передал просьбу как можно быстрее переодеться и следовать с ним в штаб флота. Вскоре я понял, что попал с корабля на бал. В конференц-зале во всю его длину был накрыт стол. Во главе - Н.С.Хрущев, слева от него - Главком, справа - командующий флотом. Как положено по уставу, я строевым шагом промаршировал к главе государства и рапортовал:

- Товарищ Первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР! Ваше приказание выполнено. Ракетная стрельба произведена. Командир подводной лодки "Б-62" капитан 3-го ранга Дыгало.

Никита Сергеевич обнял меня и сказал так, чтобы услышали окружающие:

- Мы убедились, что мы сейчас с Богом в ладах. Хотя говорят, что коммунисты против Бога, - это неправильно. Потому что мы посылаем к Богу то, что нужно, а он уже посылает, куда нужно. Нас это сотрудничество устраивает. А ты, моряк, молодец!

Тут появился официант с подносом. На подносе лежали погоны капитана второго ранга и стояли два хрустальных фужера с водкой.

- Ты мне только напомни, что сначала: сначала пьют, а потом вручают или вручают, а потом пьют? - обратился ко мне Хрущев.

- Сначала, Никита Сергеевич, вручают, а уж потом "обмывают", - ответил я.

Так и поступили...

Эпизод этот - красноречивый. Хрущев был не только горячим сторонником, но, как принято выражаться ныне, и активным лоббистом внедрения ракетного оружия во все виды Вооруженных сил. Обладая практически неограниченной властью в стране, он буквально заставлял маршалов, генералов, адмиралов и конструкторов заниматься ракетами.

Сейчас модно критиковать Никиту Сергеевича за волюнтаризм в этой сфере. Мол, Первый секретарь и премьер, недооценивая развитие других вооружений, буквально свихнулся на ракетах, чем нанес ущерб Сухопутным войскам, авиации, да и флоту, заставив порезать на иголки стоявшие на верфях новейшие артиллерийские крейсера. Несомненно, ракетное увлечение Хрущева не обошлось без издержек. Но в стратегическом плане он, как показало время, действовал единственно правильно. Он взял курс (и неизменно выдерживал его) на строительство современного ракетно-ядерного флота. К концу 1964 года, то есть к моменту снятия Хрущева с высоких должностей, флот располагал 46 атомными подводными лодками, в том числе 8 - с баллистическими ракетами и 19 - с противокорабельными, 325 дизельными лодками и 150 ракетными катерами.

Однако Хрущев не разбирался и не мог разбираться в многообразных технических аспектах великого ракетного перевооружения. Его больше интересовали политические и экономические результаты этого процесса. Благодаря широкому внедрению ракетно-ядерного оружия он хотел добиться военно-стратегического паритета с Соединенными Штатами Америки (паритет был в конце концов достигнут, но уже без Хрущева) и при этом сэкономить значительные средства для народного хозяйства за счет резкого сокращения обычных вооружений. С другой стороны, мода на ракеты и привела к распылению тех же средств, поскольку в 50-е годы одновременно создавалось великое множество типов ракетного оружия.

А вот сколько-нибудь стройная программа его развития отсутствовала... С принятием комплекса с ракетой "Р-11 ФМ" на вооружение Советский Союз стал первой страной, имеющей в составе подводные лодки с баллистическими ракетами.

Первые подводные ракетоносцы - носители баллистических ракет, успешно решив все возлагавшиеся на них задачи, вскоре уступили свое место кораблям того же боевого назначения - сначала океанским дизель-электрическим ПЛ проекта 629 и 629А и атомным подводным лодкам проекта 658, обладавшим большими боевыми возможностями, нежели дизельные, а затем и кораблям последующих проектов и поколений.

Автор этих строк, прослужив на подводных лодках более 20 лет, был также первым командиром дивизии стратегических ракетных подводных лодок. И я горд тем, что при строительстве послевоенного океанского ракетно-ядерного Военно-морского флота СССР внес свой вклад, одним из первых осваивая совершенно новое для флота оружие...

Рассматривая роль Н.С.Хрущева в строительстве Вооруженных сил Советского Союза с нынешних позиций, нельзя не согласиться со многими негативными действиями в его деятельности. Однако для меня случай личной встречи с ним сыграл положительную роль во всей моей дальнейшей службе. И за это я благодарен и "господину случаю", и Никите Сергеевичу Хрущеву...

На фотографиях:

1. Пуск баллистической ракеты Р-11ФМ с подводной лодки проекта АВ-611 "Б-62" 6 сентября 1958 года.

2. Траектория полета ракеты Р-11ФМ:

1 - конец активного участка

2 - начало стабилизации ракеты в плотных слоях атмосферы

3. Капитан 3 ранга В.А.Дыгало докладывает Н.С.Хрущёву об успешной ракетной стрельбе.

       
Print version Распечатать