Мы получили самую неэффективную модель государственного устройства

- Связана ли отмена прямых губернаторских выборов с бесланскими событиями? Беслан - это событие, свидетельствующее о несостоятельности той политической системы, которая была построена после 1993 г. или же повод, которым воспользовалась федеральная власть для решения своих частных задач?

- Бесланские события, это, конечно, только повод, никакого отношения к борьбе с терроризмом решение о назначении губернаторов не имеет. Смысл этой реформы состоит в том, чтобы усилить концентрацию власти, свести на нет федеративное начало российской государственности и упрочить власть бюрократии. В общем и целом этого удалось добиться вследствие предпринятых мер, а вот что касается борьбы с терроризмом и преступностью в целом, то здесь как были, так и остаются тяжелые проблемы, которые, естественно, не удалось решить с помощью нового порядка назначения губернаторов.

- Нужно ли было столь радикально реформировать политическую систему, которая складывалась на протяжении последних 15-ти лет, какие могли быть альтернативные решения в достижении поставленной цели?

- Политическое реформирование, конечно, необходимо, но не в сторону ограничения власти регионов и народовластия в целом, а наоборот, в сторону большей демократизации. С моей точки зрения, мы нуждаемся в большей ответственности всех должностных лиц перед народом, а это означает усиление института выборов, расширение его, а не сужение. Требовалось всерьез рассмотреть проблему конституционной реформы и возможного перехода к парламентской республики, но никак не концентрации власти в администрации президента. Никаких серьезных причин для такого рода преобразования не было. Вызвано это только одним желанием усилить власть Центра, власть администрации президента, власть правящей бюрократической группировки.

- Можно ли с какой-то определенностью сказать, что введенная политическая система действительно устраняет угрозу конфедерализации или распада России?

- Скорее, наоборот. Я сам езжу по регионам страны, и вижу, как повсеместно растет недовольство федеральной властью, причем как в региональной элите, так и у народа, у избирателей. Просто пока временно эти противоречия удается затушить, сгладить, смягчить. Но загнать вглубь - это не значит устранить. Я почти уверен, что буквально через 1,5-2 года мы получим всплеск сепаратизма и деконсолидацию российской власти, и это будет естественным, прогнозируемым ответом на то, что маятник слишком резко качнулся в сторону унитаризма и централизации власти.

- Названный вами срок совпадает со сроком очередных выборов?

- Да. Я как раз и считаю, что следующие выборы будут неким индикатором нестабильности, показателем реакции российского общества в том числе и региональных элит на тот дисбаланс. Думаю, что ситуация может сильно осложниться именно как результат проводимой политики.

- Единая вертикаль исполнительной власти создает вполне понятную для всех зону ее ответственности, насколько это скажется на эффективности действий системы?

- Никак не скажется, потому что во власти важна не вертикаль, а четкое разграничение полномочий и ответственности, чего сегодня нет. Если раньше всенародно избранные главы региона понимали, что несут ответственность перед избирателями, перед жителями своих регионов и одновременно так, или иначе перед федеральным центром, сегодня они одной из составляющих ответственности лишены напрочь. Сегодня они являются просто наместниками и заложниками федеральной политики.

В этих условиях нарушена система сдерживания, система противовесов, нарушен баланс во власти, фактически отсутствует система ответственности за принимаемые решения на всех уровнях.

При всем том нет жесткого заслона на пути коррупции, воровства, нерационального использования бюджетных денег, при таком раскладе получается самая худшая ситуация. Главы региона не отвечает перед жителями своего региона за ситуацию в нем, они заинтересованы только в том, чтобы угодить Центру, но при этом они не ответственны за воровство, коррупцию и более того, регионы отданы в самом широком смысле на откуп при условии, что политика федерального центра будет исполняться. Поэтому, к сожалению мы получили, с моей точки зрения, самую неэффективную модель государственного устройства.

- Но отмеченные вами особенности, должно быть, усилили бы сепаратизм в этом случае?

- Объективно это так, и я еще раз подчеркиваю, если сейчас мы не наблюдаем это столь откровенно, только потому, что региональные элиты затаились, они ждут нужного момента, но напряжение и противоречия нарастают, и рано или поздно они дадут о себе знать.

- Содержит ли предложенный Путиным механизм формирования исполнительной власти потенциальные угрозы для развития демократических механизмов и институтов?

- Вне всякого сомнения. Демократический механизм допускает два варианта назначения глав субъектов. Первый - прямые выборы народом и разделение властей, при достаточно большой самостоятельности руководителей исполнительной власти субъектов Федерации, как по отношению к федеральному центру, так и по отношению к законодательной власти. При этом варианте есть достаточно высокий уровень легитимности, опирающийся на народную поддержку. Другой вариант, когда руководитель региона в федеративном государстве назначает региональный парламент, избранный всенародно. Этот вариант тоже возможен, он используется сегодня в ряде европейских стран, таких, как Германия, Австрия, но при этом федеральная власть не имеет никакого отношения к формированию исполнительной власти в субъектах федерации. В нашей же стране применена особая система, на мой взгляд, наиболее неэффективная, когда руководитель субъекта федерации совершенно никакой ответственности ни перед региональным парламентом, ни тем более перед избирателями.

Он завязан сугубо и целиком на федеральную бюрократию. При такой концентрации в условиях России с ее огромной территорией, многообразием экономическим, социальным, культурным, социально-политическим результат может быть только один, полная дезорганизация власти, безответственность и в конечном счете хаос в масштабе всей страны.

Я не исключаю, что мы все эти прелести почувствуем в полной мере, как только спадет благоприятная для нас экономическая конъюнктура на мировом рынке сырья.

Kreml.org специально для РЖ

       
Print version Распечатать