Москва на Сене должна быть святой

Два комментария к ситуации с выставкой соц-арта

Левые повеселятся

Представляю, как повеселится левая пресса во Франции над высказываниями министра культуры России о выставке "Соц-арт", которая откроется в Париже. Не только потому, что левый дискурс является движущей силой западного искусства на протяжении века. Наше современное искусство наконец-то получило официальное признание как истинно левое, так как власть открыто показала, что искусство является реальной угрозой ее имиджу.

На следующий день после знаменательной пресс-конференции, на которой министр культуры назвал выставку "позором для России", особо отметив работу "Синих носов" как "порнографию", автор этих строк, слушая, как веселятся ведущие утренней программы "Эхо Москвы" над звонками слушателей, возмущенных безответственностью кураторов, подставивших страну, подумала: "Вот сейчас, ровно в эти минуты, на мировом рынке цены на работы Мизина и Шабурова поднимаются на порядок". Вячеслав Мизин и Александр Шабуров - участники группы "Синие носы". У них хорошая репутация, их работы показывают на крупнейших международных форумах, таких как Венецианская биеннале. Но теперь у них всенародная и всемирная слава.

И какая прекрасная реклама выставки! Пресс-службы Третьяковской галереи и Maison Rouge должны радоваться. Совсем недавно журналист "Коммерсанта" Милена Орлова сетовала, что, в отличие от премии Тернера в Англии, нашим художественным премиям не хватает публичности: их номинантов не ругает пресса, по поводу них не отпускают шутки официальные юмористы и Михаил Швыдкой не делает шокирующее откровенных заявлений о низком качестве искусства наших дней. И вот, наконец, свершилось! Заветные чаяния художественной общественности об официальном признании ее труда вдруг увенчались успехом. Не кто-нибудь, а министр культуры назвал работу современного искусства, принадлежащую Третьяковской галерее, порнографией.

В истории отечественного искусства уже был случай, когда политического художника обвинили в непристойности, Вячеслав Сысоев в шестидесятые годы был осужден на 5 лет лагерей за рисунки, в которых обличалась советская военизированная идеология. Его обвинили по статье "порнография", так как не пожелали признать в его работах качество искусства. Искусствоведы из карательного ведомства могли применить к нему более серьезную статью, за "антисоветскую агитацию", но тогда работы Сысоева пришлось бы признать искусством. И тут оказывается, что вопрос о границах искусства приобретает большую общественную важность, так как последствия его решения выходят за рамки иллюзорной и умозрительной реальности искусства в реальный мир людей.

Борис Гройс писал: "вопрос о том, что есть искусство, в контексте европейской культуры не является вопросом, относящимся исключительно к искусству. Чтобы отличать произведения искусства от других вещей, мы используем такой же критерий, как тот, который применяем, чтобы отличать человеческое от нечеловеческого". Процедура полагания различий между искусством и не-искусством перерастает рамки обязанностей экспертного сообщества и становится политическим делом. Это особенно ярко проявлено в нашей стране, где долгие годы отсутствовало всякое образование в области искусства модернизма, и экспертно-академическая среда разделена на непримиримые лагери сторонников и противников современного искусства. Так что художественное сообщество должно быть благодарно министру культуры Соколову за то, что он инициировал широкое обсуждение этой важнейшей для всего нашего общества проблемы.

Елена Зайцева, куратор, автор статей по современному изобразительному искусству

Дело т. Жданова живет и побеждает

Г-н Соколов любит оказываться в центре внимания СМИ. То он начинает свою деятельность на посту министра с определения главной культурной проблемы нынешней России: низкое качество музыкальной критики. И предложит коллективно воспитывать музыкальных критиков, уже работающих в журналах и газетах, привлекая к воспитанию главных редакторов. То на заседании правительства сделает такой доклад о концепции развития культуры, что нехорошо себя почувствуют и коллеги по правительству, и рядовые сограждане.

Его нынешние комментарии по поводу группы "Синие носы" и ситуации вокруг парижской выставки "Соц-арт. Политическое искусство в России" были выдержаны в лучших советских традициях, приправленных магическими предвидениями. Чего стоит хотя бы высказывание "Я заранее хочу сказать, что если она там появится, то это будет тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной". Или еще одна характерная для светского государства фраза: "После того, как святейший патриарх во Франции говорит о нравственности, о критериях духовности, и первое, что делает Россия - она показывает там порнографию. Одно с другим никак не клеится". Вывод логичный: министр сам признался, что "предпринял все что мог, для того чтобы она туда не поехала". Хотя еще три года назад "цензура, пообещали руководители министерства, вообще введена не будет".

Профессиональный музыковед, г-н Соколов знает, кажется, все о механизмах функционирования современного изобразительного искусства. В одном из телеинтервью он даже заявил, что искусство соцреализма - это то, что отражает жизнь в наиболее понятных для власти форме. В том смысле, что - в случае с соц-артом - в роли власти выступают западные спонсоры.

Способность высказываться обо всем с ученым видом знатока - характерная черта российского чиновничества. Приятно иметь в роли министра образованного обывателя со ждановскими замашками в изводе XXI века. Даже если он неспособен представить себе, что сам выступает в роли власти, способной считать искусством лишь то, что поддается его собственному разумению. Непонятно только, почему некоторые участники дебатов настаивают на том, что "мы государственное учреждение" и что "Музей имеет полное право включать или не включать в выставку произведения, как он считает нужным. То, что мы исключаем какие-то вещи, происходит постоянно, и никакой трагедии никто в этом не видел".

Во-первых, у выставки есть куратор, который и несет ответственность за подбор экспонатов. В современном мире куратор не является коллективным персонажем, это всегда конкретное лицо или группа лиц. В данном случае - Андрей Ерофеев, которого, кажется, не очень-то любят в Третьяковке, но который пользуется уважением коллег и критиков.

Во-вторых, государство - это все налогоплательщики. И состоит оно не только из консервативно мыслящих людей. Меньшинство тоже имеет право на иронию, сатиру и вообще другой взгляд на жизнь, не кондовый, не завязанный на Шишкине и унылых статьях об искусстве, которые скорее его умерщвляют, чем оживляют.

Потому в цивилизованном мире свобода творчества предполагает дистанцию государства от искусства. Цензура здесь бессмысленна, будущее все равно остается за последним.

До прав меньшинств, политических или культурных, многим у нас сейчас нет дела. Но это не означает, что подобные права отсутствуют. Странно, что именно в сегодняшнем Минкульте с такими правами возникают наибольшие проблемы.

Товарищ Фурцева на этом фоне выглядит настоящим либералом.

Алексей Мокроусов

В качестве иллюстрации к статье использована репродукция работы "Эра милосердия" группы "Синие носы"

       
Print version Распечатать