Москва готова прирасти Кунстхалле

Пока никому не понятно, как это будет происходить

В начале июня в музее-усадьбе "Горки Ленинские" состоялся закрытый международный форум "Новые музеи в новой географии". К сожалению, он оказался недоступен вниманию даже профессиональной публики, хотя на нем обсуждался ряд важных проблем, связанных с бытованием искусства и музейным делом в мире. Инициаторами данного форума стали директор лондонской Королевской академии искусств Норманн Розенталь и архитектор Норман Фостер, а патроном конференции - Шалва Чигиринский, глава компании "СТ Девелопмент". В форуме принимали участие: руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой; легендарный дизайнер, владелец "Prada Group" Миуччия Прада; генеральный директор Объединенных берлинских музеев Петер-Клаус Шустер; содиректор The Metropolitan Museum Гари Тинтероу; создатель и владелец аукционного дома "Phillips de Pury" Симон Де Пури; глава лондонского фонда "Luxembourg Art" Даниэла Люксембург; директор Национального музея Сингапура Ли Чор Лиин; выдающийся британский скульптор Энтони Гормли; директор Art Basel Самюэль Келлер; директор шанхайского Музея современного искусства Виктория Лу и другие зарубежные деятели культуры и искусства.

На пресс-брифинге, состоявшемся по итогам форума, выступили его организаторы и некоторые участники - Норманн Розенталь, Шалва Чигиринский и глава PR-компании "Marka: face fashion" Федор Павлов-Андреевич, выступившей организатором международного форума.

Несмотря на удручающе малое число тех, кто готов был появиться перед прессой, у журналистов было много вопросов - в частности, по поводу проектов новых архитектурных комплексов "Зарядье" в Москве (на территории уже разобранной гостиницы "Россия") и "Новая Голландия" в Санкт-Петербурге. В обоих проектах планируется выделить огромные территории под выставочные, театральные и концертные залы. Модели этих сооружений Норман Фостер представил еще год с лишним назад на выставке в Москве. Сейчас эти проекты находятся на стадии застройки, которая отягощена - во многом из-за привычных уже для Москвы деловой жизни условий и обстоятельств - судебными разбирательствами и решениями, носящими, как это принято у нас в последнее время, взаимоисключающий характер.

Отсутствие больших выставочных помещений, отметил Федор Павлов-Андреевич, наносит серьезный ущерб развитию культурной жизни страны. С этим утверждением нельзя не согласиться, хотя все же успешные западные выставки к нам в большинстве случаев не приезжают из-за финансово-бюрократических и юридических вопросов. А так - и в Эрмитаже, и в московском Манеже хватает пространства. Уж если на последнем антикварном салоне в свежеотстроенном - после, очевидно, случайного пожара - Манеже в таком количестве показывали импрессионистов на верхнем этаже, платину с золотом на нижнем и мебель Людовика XVI в качестве антуража, то можно быть уверенным - второй раз уже не сгорит. Там даже на ночь можно оставлять под охраной что угодно!

Появление нового выставочного пространства будет способствовать более широкому культурному обмену, придаст новую энергетику арт-диалогу России и Запада. Одновременно во всех музеях существует так называемая проблема запасников, а именно - невозможность создания постоянной экспозиции неизвестных шедевров из-за отсутствия места. Постройка новых комплексов направлена на то, чтобы в какой-то мере решить и эту проблему. Эти затратные во всех отношениях проекты могут также способствовать развитию внутрироссийского и международного туризма (хотя, как представляется, проблемы его связаны все же не с тем, что показывать, а с тем, как выглядит российская инфраструктура туризма в целом. А выглядит она, как понятно даже записным патриотам, убого).

Но в связи с подобными планами возникает ряд довольно щекотливых вопросов. Кто будет управлять столь масштабными новыми институциями? Окажется ли это некий сборный музейный совет или вся деятельность будет сконцентрирована в руках одного человека? Г-н Чигиринский дал понять, что ни он, ни его компания не будут управленцами создаваемых комплексов. Каковой окажется концепция подобного музея будущего? Он выглядит во многом аналогом многочисленных немецких Кунстхалле (буквально - "Залов искусств"), существующих практически во всех крупных городах Германии, от Франкфурта и Мюнхена до Гамбурга и Бремена. Они совместно финансируются властями и частными лицами, а бремя интеллектуальной ответственности доверяют профессионалам - кураторам и критикам.

Будут ли русские музеи принимать какое-либо участие в этих проектах? Насколько они окажутся адаптированными для российского зрителя, в массе своей все еще находящегося в плену советской музейной эстетики? А главное - насколько регулярным может стать довольно затратное финансирование мегавыставок, обходящихся порой не в один миллион долларов? Стоимость подобных проектов даже в Третьяковской галерее часто выходит за пределы заранее спланированных бюджетов, и лишь обилие "третьяковских" спонсоров способно спасти в последнюю минуту ситуацию. Так было, например, и при подготовке выставки "Европа - Россия - Европа", изначально создававшейся при поддержке лишь Европейского союза, но в итоге обросшего многими другими спонсорами. На все эти вопросы, к сожалению, по итогам форума ответа получить не удалось.

По словам участников брифинга, форум был организован для того, чтобы пока только ознакомиться с опытом музеев и галерей других стран, таких как Америка, Индия, Китай, а также заручиться поддержкой новых российских начинаний со стороны крупнейших культурных деятелей. Все обсуждавшиеся вопросы на однодневном форуме - лишь первый шаг в сторону организации будущих гигантских выставочных организмов, которым необходимо не только появиться на свет, но и выжить в современных условиях. И, как выразился Норманн Розенталь, цель столь сложного процесса заключается в том, чтобы новые проекты попали в мировую сеть выставочного дела. То, что поддержку такой крупномасштабной идее оказали крупнейшие музейные директора, такие как сам Розенталь, директор лондонской галереи "Серпентайн" Джулия Пейтон-Джонс, а также руководители российских музеев - директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, генеральный директор Московского Кремля Елена Гагарина, директор мультимедийного центра аудиовизуальных искусств Ольга Свиблова, - говорит о серьезности намерений.

Появление нового интеллектуального культурного центра, тем более в условиях застывшего музейного ландшафта Москвы, - идея изначально настолько нужная, что не нуждается в поддержке и одобрении. Но важнее всего, чтобы правительству или тем, кто примет на себя руководство проектом, удалось грамотно организовать работу столь огромных комплексов - так, чтобы они смогли служить нуждам и просвещенной публики, и инвесторов, и искусства в целом. Отсутствие внятной концепции в таком вопросе, устаревший подход к выставочному маркетингу способны породить в Москве еще одно бессмысленное выставочное пространство, только уже не на микро-, но на мегауровне.

Нас, конечно, уже трудно чем-то удивить, но когда-то ведь пора начинать жить по цивилизованным стандартам?

       
Print version Распечатать