Marimba man, или Шаман в большом городе

Шаманизм и большой город, шаман и современная техника - казалось бы, эти понятия бесконечно далеки друг от друга. Однако история Джозефа Бенджамина Ромондо, системного администратора одной из крупных hi-tech корпораций в Берлине, заставляет по-новому взглянуть на привычные вещи. Возможно, это лишь одна из нестандартных точек зрения на окружающий нас мир. А может быть, революционная попытка разрушить рамки и стереотипы понимания, сложившиеся вокруг современной техники - от простейших мобильных телефонов до рабочих компьютерных станций.

Джо был самым обыкновенным "черным мальчиком", который родился в Африке и с детства не видел ничего, кроме своей маленькой африканской деревни. А потом его мама нечаянно вышла замуж за американского программиста, и они все вместе переехали в город Феникс, США. К тому времени Джо едва исполнилось 13 лет.

Теперь его называли по имени нового отца - Джозеф Бенджамин Ромондо. Под отцовским надзором чернокожий мальчик осваивал все те блага западной цивилизации, о которых раньше ему не приходилось даже слышать. Они вместе открывали крышку папиного "крайслера" и чинили мотор, при том что Джо никогда не видел мотора и не представлял, что это за устройство. Точно так же они разбирали компьютер, и Джо думал поначалу, что это примерно то же самое, что и мотор автомобиля. А когда ему объяснили разницу, Джо испугался. Его африканский ум унес его в другую крайность - ему показалось, что компьютер умеет думать.

Джо пришлось очень быстро разбираться с новой жизнью, и он с ней разобрался. Он не отступился ни от одной корневой африканской истины, которым учила его мать, но при этом стремительно учился обращаться с западной техникой, разбирая на винтики и болтики все, что попадалось под руку. Надо ли удивляться, что уже через десять лет Джо работал системным администратором в берлинском филиале одной настолько известной американской корпорации, что нам даже неудобно говорить в какой?

При этом Джо был неудержимым... нет, мы не скажем "хакером", скорее - "исследователем особенностей систем компьютерной безопасности". Он лез во все доступные места, он был "повернут" на секьюрити-системах, писал собственные файрволлы и сам же их пытался "ломать". Джо проделывал странные штуки и на работе, и у себя дома - его домашний компьютер можно было включить, только, например, подав специальный знак мышью. Джо часто путался и забывал, на каком языке он только что программировал, - ему казалось, что все языки программирования одинаковые, с небольшими отличиями. В принципе, Джо было все равно, на чем писать. Он копался в ассемблеровских кодах так, что ум за разум заходил.

Джо был помешан на всем, что связано с радиоаппаратурой и сотовой связью, и в 1991 году собрал в Берлине собственный чат-сервер. Он был влюблен в интернет, сети, компьютеры.

При этом Джо всегда оставался тем, кем родился, - настоящим африканцем. В супермаркетах он нюхал фрукты, чтобы почувствовать, есть ли у них душа. Он немало шокировал немцев своей привычкой обязательно брать за руку того, с кем разговаривает, даже незнакомых людей. Но Джо объяснял, что это обязательно нужно делать, и так же необходимо смотреть человеку в глаза. Он хватал на руки всех детей и животных, каких встречал на пути, старался по возможности есть руками, побольше сидеть на полу, ходить без обуви. Часто прикладывался щекой к земле, "слушал ветер", "плакал с луной", пел африканские песни, танцевал рискованные танцы - в общем, вел себя "необычно" и "неправильно" в западном понимании.

Шесть лет назад Джозеф Бенджамин Ромондо погиб в уличном инциденте. Однако сохранились отрывочные записи, сделанные с его слов, о далеко не обычном подходе к городской жизни. О том, что сам Д.Б.Р. озаглавливал словосочетанием "marimba man".

Marimba man "по умолчанию" - это деревенский шаман в Африке, который умеет по пению птиц предсказывать погоду и по кваканью лягушек узнавать, какое предстоит лето. Однако в случае Джозефа Бенджамина Ромондо мы видим историю шамана, который переносит свои умения в мир большого города, переполненного электроникой и техническими чудесами. На радиоволны, на звуки, которые издает в работе аппаратура, на запахи, которые источают перегретые железки и перетертые резинки внутри системного блока. Компьютер мог многое рассказать кибер-шаману о человеке, который оказался рядом. Например, что у него в кармане есть большая железка. Или что у него амальгамовая пломба в зубе. Или что мобильник у него в кармане подключен к такой-то сети (длину волн можно было "увидеть"). Джо утверждал, что по внешним признакам своего компьютера он мог узнать о текущих "магнитных бурях", о том, какие будут сегодня перепады давления и погоды, а также о том, что у девушки, которая стоит рядом с компьютером, болит живот. И примерно сказать почему.

Джо также умел "посмотреть на время как на пространство", утверждал, что "все живое можно видеть телом, даже то, что не видно глазом, не слышно ухом..." Согласно его представлениям, чем больше мы живем в мире искусственных элементов, тем больше нам требуется развивать в себе телесное и живое. Тела людей уже в детстве бывают "оглушены" искусственными компонентами и красителями еды, а также электромагнитными и электронными воздействиями окружающего мира. Чтобы вернуть телу способность "видеть и слышать", нужно приучить себя к определенным правилам. Выпивать двадцать чашек воды или чая в день. Не пить больше двух чашек кофе в сутки. Не носить синтетическое. Не есть ничего, что выглядит или пахнет искусственно. Много двигаться и больше танцевать. Почаще оставаться в полной тишине и слушать "звуки выключенных приборов".

После этого можно научиться "слышать свое тело", а через него, как через антенну, можно "услышать" все остальное. Джо говорил, что излучения мобильной связи можно слышать и распознавать участком головы пониже затылка, а радио- и телевизионные волны "улавливаются" спиной, местом между лопатками. Также он умел "увидеть" будущее, определенным образом вдыхая воздух, - он говорил, что в голове образуется "сквозняк" из потоков неясно чего, по которым "все становится ясно".

Вот еще несколько типичных выражений Д.Б.Р., которые сохранились в записях:

"Посмотреть животом в будущее, почувствовать, какого оно цвета..."

"Воздух пахнет негативными эмоциями..."

"Когда ты делаешь что-то неправильно, свет меняет свой цвет..."

"Все происшествия в нашем мире, а также в мире машин и программ, последовательно движутся откуда-то куда-то. Например, процесс Х движется из точки А в точку Б, и концом этого пути является поломка. Если увидеть весь этот путь данного конкретного процесса, ты сможешь с точностью предсказать финал - увидеть, что откуда куда идет и куда придет (пришло). Так, поломки и ошибки в программах, развитие жизненных ситуаций, реакции людей и все прочее можно увидеть в составе одного целого и очень понятного процесса..."

А одна из самых главных премудростей звучит так: "Marimba man умеет не хотеть неправильных вещей". Эта фраза повторялась очень часто. "Самое главное - не хотеть неправильных вещей..."

Тут надо заметить, что в русском переводе все это звучит не так экзотично, как на английском, который Джо предпочитал для изложения своих идей. А говорил он примерно так: "Comta uncle Joe, let's eata sweet wattamelon!"

Попав в большой город, marimba man строит с ним свои особые отношения. Он чувствует его так, как, может быть, дикий волк чувствует лес. Тем, что он называет "душевным чутьем" ("feeling with soul").

Город - это живое существо, которое, как и любое другое существо, имеет тело, дух, сознание, волю, инстинкт. Тело большого города живет и пульсирует. В нем есть жизненно важные центры и периферия. Его "внутренние органы" разгоняют по телу жизненную энергию и то, что циркулирует внутри тела. Тело города имеет свои биоритмы, которые замедляются ночью, когда город спит, и ускоряются днем, когда город бодрствует. Бушуют и спотыкаются, когда город волнуется. У города бывают весенние приступы вдохновения, зимние спячки, летняя лень, осенняя тоска. Тело города излучает электромагнитные импульсы. Части тела города получают импульсы извне и изнутри, посылают центрам импульсы и сигналы, и тело реагирует на эти сигналы...

На теле города есть раны - маленькие, едва заметные и тяжелые, которые тлеют и не заживают, воспаляются, ведут к энергетическим застоям, отравляют тело, нарушают работу, не дают ночью спать, не дают днем нормально работать... У города бывают рубцы от былых ран, болезни, приступы слабости, депрессии, безумие... Город может родиться, подрасти, прожить долгую жизнь, заболеть и умереть... Город может умереть молодым. Или умереть, едва родившись. Или превратиться в древнюю, мудрую, старую мумию, в которой тихо течет жизнь, ожидая плавного конца...

У каждого города есть дух. Он может быть сильный или слабый. Есть города, сильные

духом, но слабые телом, или наоборот. (К примеру, сильная духом и слабая телом - Москва. Сильный телом и слабый духом - Лос-Анджелес.) Чем сильнее дух города, тем легче переносить жителям его сильную волю...

У города есть свое сознание. Обычно, когда человек попадает в большой город, его сознание в большей или меньшей степени поглощается сознанием города. Это происходит настолько стремительно и быстро, что большинство людей этого даже не замечают. Человек, поглощенный городом, начинает циркулировать во внутреннем обороте города вместе со всеми, плывет по общему течению... Он подчинен сознанию города и плывет в том направлении, которое естественнее и удобнее для города.

У города есть довольно сильная воля. И эта воля подавляет волю отдельного человека. Это есть насилие, к которому человек, родившийся в городе, привыкает с рождения. Когда человек попадает в большой город, город забирает у него основную часть воли и оставляет ему ровно столько, чтобы хватало на самоутверждение и выживание на бытовом уровне. Если человек в сознательном возрасте попадает в город, он чувствует это подавление и часто ощущает его как что-то негативное. Тогда люди говорят: "Город на меня давит". Многие так и не справляются с этим негативным чувством и через какое-то время покидают большие города...

У города есть "инстинктивный центр", который заставляет город, как любое существо, периодически совершать необоснованные "телодвижения" - по каким-то своим, скрытым причинам. Вдруг что-то где-то дернулось, потекло в другую сторону, заволновалось, разлилось, загорелось... Инстинктивные порывы воспринимаются жителями города как необоснованная помеха, которая нарушает привычный ритм жизни. Но все инстинктивные действия всегда обоснованы чем-то рациональным. И это рано или поздно становится очевидно.

Какие цели преследует городской marimba man? Он хочет найти "хороший город". Хороший - значит большой, сильный духом, интересный, живой, кипящий, пульсирующий. Потому что чем больше город, тем больше в нем силы, энергии, вдохновения, интересных людей, интересных идей. "И чем больше там есть всего этого, тем больше этого можно там взять".

Главная цель - поселиться внутри города и жить в нем, не теряя собственной воли, собственного сознания, собственного духа. Необходимо подружиться с городом, полюбить его, начать с ним общаться, услышать его, понимать, что он тебе рассказывает.

Вовремя узнавать о его планах, чувствовать его эмоции, улавливать его импульсы... Только оставаясь самостоятельной системой внутри города, человек может быть здоровым и сильным, в здоровом и легком теле, на которое никто не давит и которое никто не поглощает... И город становится нужен для того, чтобы получать от него силу, вдохновение, информацию, поддержку.

Для этого нужно чувствовать потоки эмоций, циркулирующие в городе, где-то на уровне грудной клетки и немного выше. Эти потоки тело может ощутить плечами, шеей, грудью. Поэтому от ощутимых эмоций захватывает дух, иногда хочется съежиться и свести на спине лопатки, поднять плечи... Еще немного выше потока эмоций по городу течет поток радиоволн. Он проходит где-то на уровне головы и немного выше. Прямо над ним "вьются" электромагнитные волны...

Все силы, которые город вытягивает из своих жителей, уходят в землю. Если лечь на землю в центре города, можно буквально впитать в себя все, что город тянет из людей. В некоторых городах не стоит этого делать, потому что можно принять на себя такое, чему не обрадуешься. Например, глупо делать такое в Нью-Йорке. Однако нет ничего приятнее, чем полежать на земле в Бухаре или в Иерусалиме. В таких городах человек, лежащий на земле, просто не хочет отрываться от нее...

После того, как marimba man вернул себе свое сознание, он должен отделить от города свою волю и вернуть ее себе. Получив назад и то и другое, marimba man может начать подпитывать свой дух тем, что "наохотит" в городе. Собственно, это одна из самых главных задач: правильно жить в городе, использовать все его ресурсы для того, чтобы быть живым и продуктивным.

Как полагал Джозеф Бенджамин Ромондо, marimba man - это единственная возможность сочетать шаманские традиции с полноценной жизнью в городе. Все тонкие информации, которые нужны шаману и которые он обычно получает от природы, marimba man может разыскать в городе, извлечь из "городской природы" - построек, людей, техники, электромагнитных излучений и т.д. В городе можно найти почти все, что дает шаману сибирский или любой другой лес, надо только правильно разобраться с этим "техно-культурным слоем"...

Если, дочитав до этого места, вы оглянетесь вокруг себя и внимательно посмотрите на приборы и технологии, которые вас окружают, подумаете о них немного иначе - что ж, все написанное выше было не напрасно.

       
Print version Распечатать