Маргинализация правозащиты опасна

От редакции. 10 апреля ушел из жизни один из авторитетнейших российских правозащитников Валентин Турчин. Несмотря на то, что в Советском Союзе он пользовался большой известностью, в современной России о нем практически ничего не было известно. Также практически исчезли из поля общественного внимания другие известные правозащитники. Да и само правозащитное движение в современной России все больше маргинализуется. «Русский журнал» попросил российского политического и общественного деятеля, одного из создателей ленинградского дискуссионного клуба «Альтернатива» Илью Владиславовича Константинова рассказать, с чем это связано.

* * *

РЖ: Уважаемый Илья Владиславович, как вы считаете, принципы демократии и те принципы, которые отстаивают правозащитники, совпадают?

Илья Константинов: Нет, с моей точки зрения, они не совпадают. Дело в том, что демократия – это форма государственного устройства, основанная на власти большинства. А правозащитная деятельность – это деятельность, ориентированная, прежде всего, на отстаивание интересов отдельно взятого человека или меньшинств, политических, религиозных, социальных, сексуальных и так далее. Поэтому между демократией и правозащитной деятельностью, на мой взгляд, существует принципиальное различие. И это очень сильно сказывается на деятельности правозащитников во всех странах, в том числе и в России.

РЖ: Можно ли утверждать, что правозащитники эффективно выполняют взятую на себя роль только в авторитарных странах и в странах, которые только переходят к демократии?

И.К.: Правозащитное движение является одним из основных базовых элементов гражданского общества и именно в странах развитой демократии оно действует наиболее эффективно. Там оно органично, там оно воспринимается подавляющим большинством населения как важнейший элемент гражданского общества, как нечто имеющее почти религиозную ценность. В развивающихся странах, странах с переходной экономикой, в странах с авторитарными режимами ситуация может быть совершенно другой. В ряде случаев мы можем говорить о том, что правозащитное движение в таких странах не пользуется поддержкой большинства населения. Более того, можно говорить, что в странах с авторитарными политическими режимами большинство населения относится к правозащитной деятельности негативно.

РЖ: То есть, на ваш взгляд, в США и странах Западной Европы правозащитное движение является общенациональным?

И.К.: Да, именно так. Оно является общенациональным. Более того, деятельность правозащитников воспринимается в этих странах как важнейший элемент гражданского общества. Соответственно, идеология правозащиты является общенациональной идеологией и относится к базовым, системообразующим ценностям развитого общества. Этого совершенно нельзя сказать, допустим, о странах Африки, в которых из-за господства клановой политики, племенной и родовой разобщенности, ценность отдельно взятого человека определяется исключительно его принадлежностью к тому или иному клану или племени.

РЖ: Означает ли это, что у правозащитного движения есть какое-то политическое представительство в странах Запада?

И.К.: Безусловно. В демократических государствах Запада правозащитное движение пропитывает собой всю политическую структуру. Можно говорить о том, что в современной Европе в наибольшей степени восприняли правозащитные ценности социал-демократические партии, которые практически срослись с правозащитным движением.

РЖ: На ваш взгляд, в чем причина неуспеха правозащитного движения в России и некоторых странах СНГ?

И.К.: Мне кажется, что главная причина неразвитости в современной России правозащитного движения состоит в том, что правозащитники в соответствии с традиционной идеологией и практикой правозащитного движения апеллируют к правам меньшинств. Между тем как в России и многих странах СНГ проблемным является положение большинства. Я не отрицаю необходимость защиты интересов меньшинств, но отчетливо вижу, что в современной России именно большинство нуждается в защите. А традиционный акцент правозащитников на отстаивание интересов национальных, религиозных, сексуальных и прочих меньшинств, на мой взгляд, препятствует широкому внедрению этой идеологии в массовое сознание и мешает популяризации ценностей правозащитного движения.

РЖ: Почему, если в мире правозащитное движение связано с социал-демократией, в России оно ассоциируется с либеральном трендом?

И.К.: Надо иметь в виду следующее. Во-первых, в России нет развитой социал-демократии в современном ее понимании, и я бы сказал, даже нет ничего близкого к идеологии и практике современной европейской социал-демократии. А во-вторых, Россия – это страна переходная во всех отношениях, то есть и в экономике, и в политике, и в уровне развития гражданского общества. Едва ли можно утверждать, что современная Россия – это развитая демократическая страна с современной рыночной экономикой.

РЖ: Но связь правозащитного движения России с либеральными ценностями – это нормально или это признак отсталости?

И.К.: Мне кажется, что российское правозащитное движение как бы забегает вперед. Оно копирует свою идеологию и практику, свои ценности и методы работы с правозащитных движений более развитых стран. Между тем как политическая, экономическая и социальная реальность в нашей стране совершенно иная. И отсюда бросающийся в глаза разрыв между правозащитниками и народом.

РЖ: Можно ли говорить, что российские правозащитники полагают, что нельзя оставаться правозащитником и сотрудничать с государством?

И.К.: Я с вами не соглашусь. Российские правозащитники, на мой взгляд, не отрицают возможность сотрудничества с государством, по крайней мере, по моим наблюдениям. Просто они сталкиваются с достаточно прохладным отношение со стороны государственных чиновников, не находят у них понимания, поддержки. И отсюда, естественно, реакция с их стороны. Поэтому ответственность за отсутствие диалога между правозащитниками и государством лежит, скорее, на государственных чиновниках.

РЖ: Какая опасность, на ваш взгляд, наиболее характерна для современного правозащитного движения России – маргинализация в политическом плане или же, наоборот, чрезмерная вовлеченность в политику?

И.К.: Мне представляется, что для современного правозащитного движения в России, именно в России, главная опасность – это маргинализация и превращение в своего рода секту. И это уже не просто опасность, это почти реальность.

РЖ: Можно ли каким-то образом ликвидировать эту опасность, возможно путем апелляции к большинству?

И.К.: На мой взгляд, в России очень трудно преодолеть разрыв между правозащитниками и большинством населения, большинством граждан. Ведь правозащитное движение уже имеет определенный облик в глазах населения. На правозащитном движении уже лежит своего рода клеймо. И это клеймо снять будет очень трудно, для этого потребуется не один год, может быть, не одно десятилетие. А восходят эти проблемы к временам 1990-х годов, когда правозащитники резко, даже демонстративно отказались от защиты интересов большинства российских граждан.

РЖ: На ваш взгляд, являются синонимичными понятие «правозащитник» и «диссидент», хоть в современном контексте, хоть в контексте времен холодной войны?

И.К.: Идентичными эти понятия не были никогда. Просто для тех, кто знаком с реалиями диссидентского движения, известно, что среди диссидентов преобладали правозащитники, но их абсолютного доминирования не наблюдалось. Среди диссидентов встречались националисты, сепаратисты, определенную роль играли религиозные сектанты.

РЖ: Но в современной России существуют диссиденты или правозащитники?

И.К.: В современной России существуют и диссиденты, и правозащитники. Большинство правозащитников сегодня можно, наверное, отнести к диссидентам, но далеко не всех диссидентов можно считать правозащитниками.

Беседовала Любовь Ульянова

       
Print version Распечатать