Кто ответит за российское образование?

"Представляю вам человека, который теперь за все образование в стране и отвечает!" - торжественно обратился директор Института проблем инвестирования Евгений Сабуров к членам общественных организаций, собравшимся в конце ноября в здании общества "Мемориал". И представил директора Департамента государственной политики в сфере образования Исаака Калину.

Г-н Калина, один из ключевых разработчиков концепции приоритетных направлений развития российского образования, поспешил откреститься от такой большой ответственности. "Образование - это та сфера, за которую или все общество отвечает, или, в конце концов, окажется, что не отвечает никто", - сразу пояснил он свою позицию.

Задача чиновника - аккумулировать мнения, представлять их на обсуждение, предлагать в первую очередь Министерству образования и науки, а через руководство Министерства - руководству страны, регионов, муниципалитетов для принятия каких-то решений. Доклад о развитии образования не раз уже обсуждался в различных сообществах. Это интеграция мнений большого количества экспертов (личностей, организаций, сообществ).

Докладчик сразу оговорил, что на его предложения надо смотреть глазами потребителя продукта под названием "образование". Исаак Калина признался, что "ему как производителю продукта, конечно, образование нравится, но как только он оказывается в роли потребителя, у него начинает меняться отношение". При всей самоценности образования г-н Калина предложил к нему применять прагматичный подход: главным критерием оценки качества должно быть то, насколько мы улучшаем уровень своей жизни, получив образование. Чтобы стало понятнее, что происходит сегодня в России, г-н Калина обрисовал нынешнее положение дел и, не уступая профессиональному менеджеру, сформулировал внешние угрозы и внутренние ограничения. К вызовам Исаак Калина отнес, в первую очередь, тот факт, что новая экономика требует большей мобильности, универсальности и фундаментальности образования. Ведь за 1 год и 8 месяцев происходит смена технологий в нормальном производстве. Поэтому сегодня уже нельзя учить под узко заточенную специальность и полагать, что знания, полученные в 2004 году, будут крайне полезны через пять лет. Ответить на этот основной вызов не так-то просто. Причина тому - множество пока непреодолимых внутренних ограничений в самой системе. Г-н Калина ссылался на собственный опыт учителя, завуча, директора и чиновника из управления образования. По его словам, структура и содержание образования не соответствуют потребностям общества (правда, эти потребности были сформулированы им весьма общо как стремление к лучшей жизни). Проблема содержания вытекает из проблемы ресурсов: высококвалифицированные кадры в образование не идут и не только из-за низкой зарплаты (хотя это базовая причина), но и за отсутствия интереса к содержанию образования и к предельно устаревшим технологиям. Большинство же преподавателей старой школы не готово к применению новых технологий, мало того, не хватает техники и мультимедийного продукта. Еще одно ограничение - абсолютная неэффективность использования существующих кадровых ресурсов. В довершении ко всему государство образование не контролирует образование, потому что не платит, а общество не имеет механизмом контроля ни в детском саду, ни в школе, ни в вузе.

Все эти ограничения придется преодолевать для того, чтобы предоставить российскому обществу лучшее по качеству образование. И здесь намечено несколько направлений. Реформе подвергнется структура начального образования. В первую очередь, это коснется введения классов раннего развития, возможного включения пятого класса в состав начальной школы, появление школ третьей ступени и полный переход высшего образования на систему "бакалавриат+магистратура".

Введение классов раннего развития связано с желанием выровнять материально-культурное неравенство,существующее между детьми, поступающими в первый класс. Тем более, что такая возможность существует: высвобождаются учебные площади из-за продолжающегося спада общей численности учащихся с сегодняшних 18 миллионов до 13 миллионов в скором времени.

Включение пятого класса в состав начальной школы, так же как и создание школ третьей ступени связано с более эффективным использованием ресурсов. Реструктуризация сельских школ, как считает Калина, мало решило эту проблему. Напротив, оно еще более обострило проблему для сельских школ, в которых детям приходилось ездить за 20-30 километров от дома или жить в интернате. Введение пятого класса на основе начальной школы эту проблему решило. Завершившийся эксперимент показал, что пятиклассники, обучаемые несколькими преподавателями на базе начальной школы, показывают результаты не хуже тех детей, которые посещали среднюю школу. Во многом потому, что кадры в начальной школе лучше, чем в основной.

Что касается создания школ третьей ступени, то необходимость этого не вызывает сомнения у Калины. Пока в каждом городе по 80-120 школ, кое-где однопараллельные 10-11 классы, никогда нельзя будет найти столько учителей и оборудовать лаборатории. Все старшеклассники могли бы учиться в 15-20 школах третьей ступени, которые можно было бы обеспечить всеми ресурсами. Это было бы интереснее для общения, кроме того, среди старшеклассников появилась бы высокая конкуренция и т.д. Тем не менее, говорит Калина, сохраняется консервативная идея распыленности.

Подвергнется изменением и содержание образования. Главное - предполагается снижение недельной нагрузки учащихся. Нельзя продолжать держать ребенка 6 дней по 7-8 уроков в день. "Мы, - признается Калина, - по сути, приватизировали через классно-урочную систему все свободное время ребенка". Кроме того, нагрузка учителя тоже снизится, а за час он будет получать больше денег. Но при этом, как заметил директор Департамента, следует сохранить классы полного дня, для тех, кому это необходимо.

И, наконец, изменения коснутся проверки качества. "Образование - штука творческая, жестко стандартизировать путь, по которому идет ученик, вряд ли целесообразно и вряд ли возможно", - считает Калина. А стандартизировать уровень подготовки, по его мнению, было бы разумно.

Таким образом, презентовав членам общественных организаций путь реформ, г-н Калина предложил ответить на вопрос, а той ли дорогой идут реформаторы. "Никакие из этих предложений не являются окончательными и даже при одобрении, не предполагают незамедлительное повсеместное внедрение", - ободрил он общественников.

В завершение докладчик высказал ряд соображений о стратегии работы Министерства образования: " Первое. Никакое из этих предложений не является окончательным и принятым. Второе. Все это, даже при одобрении, скажем, любыми структурами не предполагает завтрашнее повсеместное внедрение. Я вообще к слову "внедрение" хорошо отношусь. Я однажды прочитал в толковом словаре такое определение, что "внедрение" - это проникновение в чужеродную и активно сопротивляющуюся среду. С тех пор, я слово "внедрение" стараюсь не употреблять. Речь идет о том, что если эти направления принимаются как возможные, принимаются как необходимые для развития, начинается некая систематизация имеющегося опыта, - а, поверьте, по каждому направлению есть достаточно не только в регионах, но и в Москве, успешного опыта, - начинается анализ, систематизации и, при необходимости, дополнительная апробация, начинается разработка неких научно-методических основ этих переходов и подбор, "стахановцев", которые хотят это реализовывать

И несколько слов о сегодняшнем стиле работы новой команды управленцев. "Министерство приняло решение" - термин абсолютно неправильный. Министерство обсудило вопрос на коллегии и решение коллегии министерства, вот что меня восхищает сейчас. Коллегия существует в министерстве не для того, чтобы принимать окончательные решения, а для того, чтобы обсуждать. Это именно и есть круг коллег, которые обсуждают. И я рад, что сегодня коллегия министерства выполняет именно эту роль, а не штамповщика решений".

       
Print version Распечатать