Клещи сепаратизма

В исторической ретроспективе Россия не раз сталкивалась с проявлениями сепаратизма, но, как правило, это был сепаратизм национальных окраин, насильственно присоединенных к империи. Польша, Финляндия, Прибалтика, имевшие собственные исторические традиции государственности и развитую национальную идентичность, естественным образом стремились к обретению самостоятельности с целью "вхождения в Европу". Именно фактор собственной "европеистости" и являлся одной из базовых причин, питавших их сепаратистские настроения (нашедшие естественный выход после краха Российской империи).

Реальных, т.е. потенциально опасных с точки зрения развития сепаратистских тенденций на сегодняшний момент, регионов в России на самом деле, по моему скромному мнению, всего два - это Северный Кавказ и Дальний Восток. Если с Северным Кавказом все как бы ясно, то на дальневосточную проблематику внимания обращается куда меньше. Хотя в конце прошлого года президент Путин прямо заявил, что "Дальний Восток необходимо интегрировать в Россию, а в нынешнем плачевном состоянии регион представляет из себя "угрозу национальной безопасности". Экономические и социальные проблемы Дальнего Востока угрожают позициям России в Азиатско-Тихоокеанском регионе".

Впрочем, в последнее время все активнее начинают проявлять себя сепаратистские тенденции и в Северо-Западных регионах России, в частности в Калининградской области. Имеющие, к слову, для их адептов определенные исторические предпосылки.

Проблема сепаратизма не случайно стала актуализироваться в последнее время, пусть пока лишь в сетевой политической публицистике. На дворе 2007-й год и проблема "смены власти". Известно, что в смене путинского правления сейчас заинтересована не только радикальная часть российской оппозиции, группирующаяся вокруг коалиции "Другая Россия", но и их западные партнеры и покровители. Публичное выступление главы Пентагона Роберта Гейтса о том, что Россия фактически часть "оси зла" и Америке надо готовиться к войне с ней, и последовавшая за этим новость о размещении в Польше и Чехии элементов ПРО США являются яркими, но ожидаемыми элементами окончательного изменения общей западной политики по отношению к России, которую также, по примеру Белоруссии, в предвыборный период начнут "учить демократии".

Войны не повторяются. То, что было на Украине, у нас не повторится. У нас будет другое. И я более чем уверен, что помимо поддержки радикальной антипутинской оппозиции, задачей которой будет максимальная делегитимизация итогов выборов и политическая дестабилизация в стране, реализация Западом комплекса мероприятий по максимальному ослаблению России, разумеется, будет включать в себя и поддержку "пятой колонны" в стране по лекалам "русского сепаратизма". Разделить, разодрать Россию на несколько управляемых протекторатов во главе с коррумпированными олигархами-коллаборационистами - это давняя мечта всех западных завоевателей, поскольку очевидно, что оставить Россию единой и неделимой они не решатся, так как опасаются возрождения ее в новом качестве, как мифической птицы Феникс.

Нетрудно догадаться, что наиболее подходящими по эффективности реализации с военно-стратегической, геополитической и политтехнологической точек зрения плацдармами включения плана "Отделяйтесь!" будут окраинные территории. А именно - Дальний Восток, Калининградская область, южные и северные области европейской России.

По всей видимости, первыми объектами политтехнологических манипуляций "сепаратистского сценария" станут именно Дальний Восток и Калининградский анклав как наиболее уязвимые в этом плане регионы. Главную роль тут будет играть фактор удаленности и слабого влияния на местные дела федерального центра. Сценарии, при всем их различии, будут иметь общие ключевые элементы: нагнетание пропагандистской истерии о грабительской и паразитической роли федерального центра и необходимости максимальной самостоятельности и автономии как залога "процветания и устойчивого развития", парализации правоохранительных органов с помощью коррупционных механизмов, массовые антимосковские акции и в итоге - сомнительной легитимности референдум (поддержанный западным "общественным мнением"), который постановит, что такой-то губернии в составе "путинской эРэФии" более не быть.

При рассмотрении в качестве возможных (и потенциальных) "очагов сепаратизма" дальневосточных субъектов Федерации таких можно выделить три: Приморье, Якутия и Сахалин. Естественные (этнические) предпосылки для сепаратизма есть только в Якутии, в остальных регионах всплеск сепаратизма может быть стимулирован только искусственно и только на кратковременный период, чтобы заинтересованные силы успели в авральном режиме провести необходимые манипуляции с целью отторжения данных регионов от остальной России. В частности, в Приморье уже сейчас активно проявляют себя аффилированные с "Другой Россией" структуры (типа ОГФ) и искусственно раздуваются (практически на голом месте) через СМИ межнациональные конфликты (которые при прочих равных условиях могут повлечь за собой вмешательство "мировой общественности" по "косовскому сценарию").

Самое же главное - это то, что все три дальневосточных субъекта, потенциально опасных с точки зрения разыгрывания сепаратистских сценариев, являются и крайне ценными с экономико-ресурсной позиции: Якутия - это алмазы, Сахалин - нефть, газ и ценные морские биоресурсы, Приморье - крупнейший морской транспортный узел России в Тихом океане и ее военно-морской форпост. Их потеря будет сильным ударом для России и хорошим приобретением для ее конкурентов.

Касательно Калининградской области следует учитывать отдельно исторический фактор. Бывший германский Кенигсберг объективно притягивает к себе внимание своих бывших хозяев, которые имеют в области немало сторонников "возвращения в Европу". В том числе и среди местных элитных группировок.

Факторов, которые могут способствовать успеху реализации "сепаратистского сценария" в Калининградской области, я бы выделил несколько. Во-первых, это анклав, окруженный странами ЕС, которые всегда будут готовы с радостью принять его в свои объятья. Более того, ЕС и Германия в особенности крайне заинтересованы в "дрейфе" Калининградской губернии от России к Европе. Во-вторых, мы на данный момент имеем тут психологическую отчужденность населения от России, симпатии к Европе и, соответственно, сильные сепаратистские настроения. Далее - это небольшая территория, которую легко охватить сепаратистской пропагандой и взять под контроль в случае начала реализации спецоперации по реальному отделению. К тому же не следует забывать, что имеющая некоторое влияние на Калининград Беларусь сейчас, фигурально выражаясь, стала поворачиваться "лицом к Западу, к России задом", что, естественно, не может не отразиться на умонастроениях жителей области, лишний раз подстегнув сепаратистские настроения.

Реализация "кенигсбергского сценария", в случае его успеха, имеет крайне важный и крайне негативный момент - создание прецедента отделения от России субъекта Федерации. Если такой прецедент будет создан, это сможет подтолкнуть местные "элитные группировки" в других регионах, недовольных политикой федерального центра, к соблазну пойти по такому же пути, что в конечном итоге чревато полной территориальной дезинтеграцией страны.

Исходя из вышесказанного, можно спрогнозировать, что искусственно стимулируемая сепаратистская волна будет иметь форму клещей, которые охватят Россию с флангов. Отделение Калининградского анклава и ряда субъектов Дальнего Востока, по мнению архитекторов проекта разрушения России, автоматически должно повлечь за собой цепную реакцию в других регионах России. Вслед за Калининградом последуют другие области северо-западной России, а за Дальним Востоком - Сибирь. И в конечном итоге все это приведет к развалу страны.

Для любого мало-мальски понимающего эксперта очевидно как дважды два, что ни один сепаратистский сценарий невозможен без поддержки имеющих определенное влияние в регионе статусных фигур, политических и бизнес-группировок. На заре построения федерации, когда в стране господствовали центростремительные тенденции, подобные группировки в каждом регионе реально смогли бы способствовать развалу страны, если бы были достаточно сильны и организованны. Но, к счастью, в то время они только-только проходили период становления. С приходом же на пост президента Владимира Путина и укреплением "вертикали власти" возможности таких группировок резко упали, и самостоятельно предпринять какие-либо шаги по обособлению какого-либо отдельно взятого региона от остальной страны они не в силах. Однако, используя ресурсы и возможности враждебных России сил, они вполне способны организовать и стимулировать сепаратные тенденции, которые в итоге смогут привести к отделению конкретного региона от страны в целом.

Разумеется, выгоды от отделения от России получат эти группировки (вкупе с их зарубежными партнерами), и только они. Население же резко изменит свой социальный статус - с граждан самостоятельного государства на жителей угнетаемой колонии, жестко эксплуатируемой иностранными компаниями. Все это повлечет массовую безработицу, крах пенсионных выплат и социальных гарантий, резкий взлет криминала и прочие "прелести" колониальной жизни. Любое недовольство, естественно, будет жестоко подавляться иностранными карателями и местными полицаями. При таком раскладе окончательная деградация народа - дело времени.

Как федеральному центру бороться с проявлениями сепаратизма? Ответ лежит на поверхности - опираться в антисепаратистской политике на тех, кто не хочет себе такой судьбы, кто хочет жить в суверенной стране, а не в бедной, жестоко эксплуатируемой колонии. Таких людей в любом регионе всегда большинство, и все, что им нужно, - это возможность самоорганизоваться. А любые голые полицейские и уголовно-правовые меры дадут тут лишь небольшой и кратковременный эффект, поскольку не решат проблему, а только загонят ее в подполье, что чревато в итоге еще большим взрывным эффектом на этой почве.

       
Print version Распечатать