Иван да Марья как средний класс

Понятно, что у каждого времени свои герои. Сейчас герои приходят к нам с телеэкрана, им просто шагнуть в нашу жизнь: сделать шаг по эту сторону зеркала - и уже среди нас. Особенно если они такие же, как мы: тоже ходят на работу и ездят за продуктами, тоже выясняют отношения на кухне и в спальне, тоже смотрят новые фильмы, а потом заходят куда-то посидеть и съесть что-нибудь вкусненькое. Если при этом они каждый день с нами, стоит только нажать на ТНТ в подходящее время (два, а то и три раза за день!), то немудрено, что простая семейная жизнь Саши и Маши для нас столь интересна и увлекательна.

Такие простые имена: Саш миллионы, Маш если и меньше, то ненамного - все равно как сказать "мальчики" и "девочки", объединяя всех, персонифицируя нас-мальчиков в Саше и нас-девочек в Маше, в таких привычных, обычных, нашенских именах. Не особенно богатых, но вроде и не бедных, с обычными проблемами и нормальными возможностями, нас таких много, нас большинство! И Саша с Машей - это мы, тем и популярны эти герои, что это все про нас, про нашу жизнь, наши мысли и заботы, нашу повседневность. Не экстремалов, не маргиналов, нормальных людей, которые как-то уже определились в жизни, работают, зарабатывают, хотят найти человека, с которым было бы здорово жить вместе. Саша плюс Маша, Иван да Марья - модель современной семьи в нашем современном мире.

Это очень подкупает, это и интересно, как люди находят друг друга, как они строят отношения, ведь жизнь сильно изменилась и модели их (читай - наших) мам и пап уже не подходят, не прокатывают, феминизм победил, все от всех независимы, общественное мнение толерантно. Никто никого не тащит в загс немедленно расписываться, люди могут встречаться или не встречаться, жить вместе или отдельно, заниматься любовью или просто так гулять - нет суровых норм морали, человек свободен в выборе и поведении. Не могу удержаться - прекрасен сюжет, в котором Саша признается, что у него был секс тогда, когда они с Машей уже познакомились, но еще не спали вместе. Маша возмущена, но Саша в ответ спрашивает: "А ты сама - неужели сидела у телефона и ждала моего звонка?" "Конечно, - отвечает Маша, - как назло, не звонил никто, сволочи!" Это смешно и здорово придумано, но главное - это реально.

Изменились нормы поведения и "отношения полов", теперь это нормально, как ни огорчительно для старшего поколения. Только вот как теперь жить, когда все можно и каждый несет ответственность сам за себя? А если берет на себя какие-то обязательства, то это потому, что сам хочет их на себя взять. И жизнь каждого из партнеров зависит от их желания понять друг друга, договориться друг с другом и сделать так, чтобы обоим было при этом хорошо. В жизни стало меньше внешних рамок, но она от этого не стала проще, она стала в чем-то сложнее, потому что теперь нельзя опереться на прежние рамки, опираться нужно на самих себя. И современность ставит перед нами эту проблему: как построить отношения в ситуации, когда каждый из партнеров может в экономическом плане обойтись без другого, когда один человек вполне может составить унитарную хозяйственную ячейку. Если отпадает необходимость жить вместе, остается одно желание жить вместе, оно взаимное, но как же сложно, оказывается, найти внутри себя силы и ресурсы, чтобы построить из двух людей общую жизнь.

Фу, скажете вы, это же сериал. Да, сериал. Но сериал сериалу рознь. Видимо, сказывается географическое положение страны происхождения. Если Латинская Америка поставляет нам мыльные страсти, снятые в дешевых декорациях и растянутые на энное количество серий, то Северная Америка - канадская ее часть - предложила нам что-то совсем иное. Это сериал из отдельных коротких сюжетов, объединенных героями и обстоятельствами их жизни, что-то напоминающее ощутимо по тем временам западный "Кабачок 13 стульев". Те же сюжеты а-ля анекдот, только сконцентрированные вокруг двух главных героев, цветная "картинка", разнообразие натурных съемок. Но, может быть, основное отличие в том, что если "Кабачок" был для наших телезрителей Западом в обертке социалистической Польши, то "Саша плюс Маша", вопреки своему канадскому происхождению, смотрится как абсолютно оригинальный, отечественный продукт!

С нашей реальной жизнью и реальными ситуациями. Отдадим должное авторам текстов и прекрасному оператору, снимающему вообще-то арт-хаусное кино. Но этого мало, чтобы обеспечить такую, как раньше говорили, всенародную любовь везде, где только ТНТ принимают. Просто "Саша плюс Маша" - первая ласточка, он отражает и воспроизводит жизнь нормальных людей, которые находятся посредине социальной лестницы - не сверху и не снизу, а широкий спектр в середине. Возникни этот сериал раньше, он не имел бы такой популярности; сейчас же он показывает реальные ситуации тех, кого раньше не было, - сформировавшегося среднего класса. То, что это узнаваемо, и тем более то, что это смешно, говорит об одной простой вещи: в нашей стране наконец-то появился средний класс. "Саша плюс Маша" - не просто взгляд со стороны, это саморефлексия, самоирония, а если в обществе существует что-то, что само над собой смеется, значит, эта группа, этот слой, этот класс осознает себя в своих типичных проявлениях, значит, он уже есть.

Это зеркало, отражающее нашу жизнь, и если раньше политологи и социологи пытались разглядеть вокруг себя в обществе тот самый middle, то теперь телевидение зафиксировало свершившийся факт, и можно спокойно поглядеть на себя в это зеркало, оценивая появившуюся там личность. Оказывается, эту личность больше всего интересует не работа, не проблема денег, квартиры, машины, не отдых за границей, эту личность интересует прежде всего она сама. Кто Я? - спрашивает себя личность и пытается понять себя через свои привычки, действия, свои границы и свои желания. Понять себя через другого, но такого же. Она там, в зеркале, пытается найти еще одно зеркало, чтобы разглядеть в нем себя. Такого же - в поведении, возрасте, взгляде на жизнь, но Другого, потому что только в Другом мы можем увидеть Себя. И в этом им, личностям гламурного сериала, повезло: у Саши есть Маша, и наоборот. Они познают себя (новых людей в нашем российском обществе), глядя и узнавая друг друга. А нам, зрителям, повезло еще больше: мы смотрим на них.

       
Print version Распечатать