История иранского искусства

Препринт

Хабиб Аллах Айат Аллахи. История иранского искусства. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. - 352 с. (Iranica). 1000 экз. ISBN 978-5-85803-357-8

Настоящая книга продолжает серию книг "Iranica", рассказывающую о современном Иране во всех проявлениях его общественной жизни. Первая из них была посвящена политическому устройству современного Ирана, вторая рассказывала об истории персидской литературы.

"Iranica" воспроизводит на русском языке аналогичную иранскую книжную серию "Книга об Иране". Данная серия книг была задумана в 1375/1996 г. в Центре международных культурных исследований при Организации по культуре и исламским связям, отвечающей за просветительскую работу по ознакомлению мирового сообщества с традиционными ценностями и особенностями современной жизни Исламской Республики Иран.

"История иранского искусства" представляет собой масштабный исторический обзор различных видов искусства в Иране с древности до наших дней.

Памятники искусства Ирана - такие, как знаменитые лурестанские бронзовые изделия, расписная глиняная посуда, монеты, сасанидские серебряные блюда и чаши, ткани, ковры, образцы изразцов и многое другое - занимают достойное место в лучших музеях мира. Памятником под открытым небом является иранская архитектура: по архитектурным сооружениям различных эпох можно проследить эволюцию иранского зодчества, в фокусе которого в основном находились культовые здания.

Первая часть книги посвящена искусству доисламского периода, вторая описывает эпоху со времени принятия ислама и до победы в стране Исламской революции. Наконец, третья часть посвящена современному искусству Исламской Республики Иран.

Издание рассчитано не только на специалистов-искусствоведов, но и на обычного читателя, интересующегося искусством и культурой Ирана, а равно всего Востока в целом.

Глава Мавзолеи и "купола"

В Иране с древнейших времен был широко распространен обычай строить гробницы или мемориальные здания в честь религиозных и политических деятелей. Такой обычай существует у всех народов, отличаются только архитектурные средства. Иранские шахи обычно строили мавзолеи при своей жизни, тогда как усыпальницы религиозных лиц строились народом после их смерти. По сути, такие усыпальницы создавались с целью возвеличивания духовных лиц и олицетворения их причастности к Богу.

Первой усыпальницей, или мавзолеем, построенной после победы ислама и принятия его народом Ирана, является мавзолей амира Исма'ила Самани, который, в соответствии с народными преданиями, воздвиг его незадолго до своей смерти в Бухаре (см. рис.).

Этот мавзолей - самое оригинальное и красивое иранское здание, построенное по типу четырехарочных сооружений чахар-таки.

Фактически это четырехарочное здание с полностью заложенными проемами с закрытым внутренним объемом. Впоследствии этот тип усыпальницы многократно копировался для аналогичных целей на севере Хорасана, в Мавераннахре и даже в Индии.

Конструкция здания представляет собой куб со стороной 10 м. Венчает здание полусферический купол, а по углам крыши устроены четыре малых купола в сасанидском стиле. Под карнизом крыши этого здания находится открытая галерея, а по ее периметру с каждой стороны устроено по 10 оконных проемов с арочными перекрытиями иранского типа, форма которых соответствует аркам перекрытия входа в мавзолей. На клеймах, помещенных на этих маленьких арках, виден полукруг, который напоминает солнечный круг на фасаде усыпальниц ахеменидских царей. На двух клеймах у входа изображены геометрические символы Солнца и Венеры. Декоративное оформление этого здания выполнено в виде фигурной кирпичной кладки разнообразной формы. Такое декоративное оформление впоследствии стало излюбленным методом украшения построек у мусульманских и иранских художников. Угловые опоры здания представляют собой мощные укрепленные колонны, а стены имеют небольшой уклон снизу вверх, что усиливает их сопротивление разрушительному воздействию времени. Изящные пропорции здания точно рассчитаны, и при небольшом в целом размере мавзолея соотношение всех элементов и их гармоничное расположение ставят его в ряд шедевров иранской архитектуры.

В числе погребальных сооружений, построенных после мавзолея Исма'ила Самани, можно отметить ряд несколько более поздних аналогичных построек с незначительно измененной архитектурой, в том числе гробницу Джалал ал-дина Хусайни, которая была сооружена примерно 250 лет спустя после строительства мавзолея амира Исма'ила, то есть в 531 г. с. х./1152 г., а также Мавзолей султана Санджара в Мерве, построенный в таком же стиле в 536 г. с. х./1157 г., только с более высоким куполом.

В Центральном, Восточном или Северном Иране, к сожалению, усыпальниц кубической формы не строили. Самым древним мавзолеем в Центральном и Северном Иране является многогранная башня в Горгане у подножия восточного Эльбурса, которая известна под названием Гунбад-и Кабус. Ее высота - 51 м от основания, а подземная часть уходит на 10 м в глубину. Башня имеет форму цилиндра с коническим куполом. На поверхности башни устроены 10 остроугольных вертикальных выступов-пилястр, которые уходят вверх до основания купола. Эти пилястры придают башне особую красоту и в то же время увеличивают ее прочность. Цилиндрическое "тело" башни немного сужается кверху, и эта слегка коническая форма также придает конструкции дополнительную прочность.

Гробница Кабуса б. Вушмгира построена в 491 г. с. х./1112 г. из красного кирпича, который со временем выцвел и приобрел бронзовый оттенок. На ней практически нет никаких украшений, за исключением двух рядов надписей вверху и внизу. Внутренняя поверхность купола, выполненного кирпичной кладкой, имеет голубой цвет. Кладка сделана с помощью специальной опалубки и с особой точностью примыкает к верхнему кольцу башни. Из примерно пятидесяти башен-мавзолеев, имеющихся в Иране, эта гробница является самой древней, самой высокой и отличается своим великолепием.

Строительство башен-усыпальниц с остроугольными пилястрами, включая башню в Бисутуне, продолжалось до VIII в. х./XIV в. В их архитектуру вносились изменения в соответствии с временем и местом строительства.

Архитектура гробниц постепенно изменилась, и их перестали строить в форме башен. Они стали выглядеть как невысокие многогранные сооружения с коническим или полусферическим куполом. Основное здание могло иметь форму восьмигранника или даже шестнадцатигранника, как, например, мавзолей Имам-зада 'Ала ал-дин в Джаме, в архитектуре которого можно сразу распознать конструкцию четырехарочного здания чахар-таки; или усыпальница Имам-зада Мухаммад в Сари, купол ее в основании имеет форму шестнадцатигранника, а затем переходит на конус. Эти постройки в полной мере соответствуют вкусам своего времени и демонстрируют пристрастия определенных эпох. В архитектуре некоторых из них наглядно проявляются природный талант и старание местных мастеров. Так, гробница Гунбад-и 'Али в Эберку, построенная в 435 г. с. х./1056 г., сооружена из местного булыжного камня, кладка которого сделана исключительно тщательно. Завершение стен выполнено в виде выступающего длинного карниза, а само строение увенчано полусферическим остроконечным куполом. Другие башни построены из кирпича.

С V в. х./XI в. и далее получает распространение оформление фасадов кладкой из резного кирпича. Фасады декорируются рельефными геометрическими узорами. С конца V в. и начала VI в. с. х./конца XI - начала XII в. поверхности башен стали украшать заглубленными надписями, а также рельефными решетками из кирпича с вставками из разноцветной глазурованной плитки, что в значительной степени украсило и обогатило декор этих сооружений. Такая техника декорирования фасадов не только не повредила общему восприятию зданий, но, наоборот, в результате использования глазурованных кирпичей голубого цвета с большими куфическими надписями архитектура построек еще больше выиграла, как, например, гробница Му'мины-Хатун в Нахичевани в Армении. После IX в. х./XV в. выложенные кирпичом мукарнасы в верхней части башен уступают место глазурованным изразцам.

Древние башни Мараге, например Гунбад-и Сурх, относятся к числу шедевров кирпичного зодчества. Эта башня, имеющая форму куба, с каждой стороны украшена остроконечными арками с двумя небольшими оконными проемами в верхней части и декорирована фигурной кирпичной кладкой. Навершие башни представляет собой полусферический купол, который стоит на восьмигранном барабане. Мощные угловые колонны и вся конструкция здания напоминают мавзолей амира Исма'ила Самани в Бухаре. Строительство его датируется 526 г. с. х./ 1147 г. Мавзолей Гунбад-и Кабуд (Голубой купол) построен в 575 г. с. х./1196 г. С каждой стороны здание мавзолея украшено рельефами стрельчатой арки, которые обрамлены голубыми изразцами, а по границе верхней части арок изразцами выложены надписи белого цвета на голубом фоне, что придает зданию особую красоту. Такое сочетание цветов зрительно облегчает восприятие массивных колонн с расположенными на них панно с надписями. На других башнях Мараге фасады украшены удачно сочетающимися изразцовыми вставками белого и голубого цвета на фоне красного кирпича.

После IX в. х./XV в. получают распространение другие типы усыпальниц, особенности которых ярко выражены в архитектуре известных мавзолеев имам-зада, носящих некоторые черты сасанидских дворцов. Центральный зал, который своим эйваном выходит во двор, и надгробие, расположенное в центре этого зала, увенчаны сферическо-эллипсоидным куполом с двойной оболочкой. Зал с трех сторон окружен прямоугольными аркадами. Купола этих гробниц выложены из золоченого кирпича либо покрыты цветными изразцами с геометрическими или растительными узорами. Внутри здания декорированы изразцами, а также сегментами зеркал. Однако такой декор получил распространение уже в период после X-XI вв. с. х. /XVI-XVII вв.

К числу других сооружений, заслуживающих упоминания, относятся мемориальные башни и минареты, архитектура которых чрезвычайно разнообразна. Так, например, к этой группе зданий принадлежит минарет Джам в Афганистане, построенный султаном Ала ал-дином Гури в честь победоносной войны. Он возведен в 528 г. с. х./1149 г., высота его - 18 м. Минарет построен в три этажа, высота которых имеет очень точно выдержанные пропорции. На третьем этаже минарета устроено своего рода наблюдательное помещение небольших размеров. Каждый этаж украшен орнаментированным карнизом, а вся фасадная часть сооружения - круглыми, прямоугольными и овальными медальонами с заглубленными узорами в технике резьбы по гипсу, разделенными куфическими надписями. Это текст суры "Марйам" из Корана объемом в 973 слова. Минарет находится в хорошем состоянии, однако, как представляется, нижние ряды поэтажных карнизов утратили опорные выступы, от которых не осталось никаких следов. Минарет построен в горной долине на скале, господствующей над равниной.

По всему Мазендерану и в долинах хребта Эльбурс разбросано много мемориальных башен с маленькими мечетями, очень простыми по архитектуре, и эта сельская простота придает им особую привлекательность. Лучшие из таких памятников были построены начиная с периода после IX в. х./XV в. В Центральном и Южном Иране также имеется много маленьких башен, похожих на сахарные головы, конической или пирамидальной формы, которые построены путем наращивания круговых стенок по окружности. Такие башни увенчаны конической или пирамидальной верхушкой. Точное время их возведения неизвестно, но предположительно это период после XIII в. х./XIX в.

Совсем немного памятников искусства эпохи Газнавидов сохранилось на западе Ирана и искусства Буидов - в Центральном и Южном Иране. Газнавиды, как Саманиды и Буиды, придавали большое значение архитектуре, науке и литературе. Дворы этих правителей были местом средоточия ученых, поэтов и художников. В принципе, можно сказать, что возрождение иранской культуры и иранской нации не ограничивалось только эпохой Саффаридов и Саманидов. Период возрождения начался в эпоху Саффаридов, а Саманиды продолжили движение по этому пути. Газнавиды и Буиды достигли значительных успехов в деле политического и религиозного развития, а в период правления Сельджукидов произошел новый расцвет иранской литературы и искусства, распространившихся за пределы границ Ирана, включая другие исламские земли, и их влияние достигло даже Африки.

От периода могущества Махмуда и Мас'уда Газнавидов остались только развалины городища Лашкари Базар, которое построено на площади в 14 кв. км и фактически было большим новым городом. Лашкари Базар включал большую центральную площадь, просторный дворец, занимавший площадь 12 800 кв. м, большой центральный двор и несколько небольших двориков, большой зал приемов, построенный в подражание парадным залам Ападана в Персеполисе и в Фирузабаде, мечеть, базар и большое количество частных домов придворных вельмож, а также сады, ручьи и водоемы. Все эти сооружения составляли огромный комплекс, который был привязан к главной оси, это свидетельствует о том, что строительство велось по заранее составленному плану. Заслуживает внимания то, что в этом комплексе большинство зданий построено по типу четырехэйванных мечетей, с четырьмя входами, похожими на эйваны сравнительно небольших размеров. Богатый декор зданий, включая резьбу по гипсу, настенные росписи в сасанидском стиле, которые серьезно пострадали от времени, а также жилые дома с четырьмя входами, построенные в Лашкари Базаре во второй половине IV - начале V вв. х./конце X - начале XI в., самым ярким образом доказывают, что еще до того, как строительство четырехэйванных мечетей и медресе распространилось в Иране и шагнуло за его пределы, в Восточном Иране оно уже широко практиковалось.

От эпохи Махмуда и Мас'уда Газнавидов остались только две башни, которые нельзя сравнить с башней Кабуса, однако они имели богатый, красивый декор. Лучше сохранилась гробница Арслана Джазиба в Сангбасте. Эта гробница представляла собой четырехарочное здание кубической формы сасанидского типа чахар-таки, построенное на квадратном цоколе, с полусферическим куполом и расположенным рядом минаретом. Возможно, что минаретов когда-то было два, поскольку сохранившийся минарет поставлен под углом к зданию гробницы, снаружи он облицован кирпичом. Цилиндрическая часть минарета завершается круговым ступенчатым карнизом, а сверху была устроена ротонда. Гробница имеет четыре входа со стрельчатыми арками в иранском стиле. Углы здания закруглены, сферический купол по высоте превышает купол мавзолея амира Исма'ила.

От эпохи Мас'уда Газнави не осталось ничего, кроме мавзолея, хотя есть исторические свидетельства, что он также построил для себя город наподобие Лашкари Базара.

Из памятников материальной культуры эпохи Буидов сохранилась только часть Соборной мечети Исфахана и усыпальница Даваздах имам (Двенадцати имамов) в Йезде. Усыпальница Двенадцати имамов в Йезде, построенная в 415 г. с. х./1036 г., является великолепным памятником архитектуры эпохи Сельджукидов. При строительстве этой усыпальницы проблема сооружения купола над кубическим зданием была решена наилучшим образом по сравнению с теми купольными сооружениями, о которых говорилось ранее. Высота купола не очень большая, однако в конструкции углов кубического здания найдено более удачное техническое решение устройства опорных узлов. Несущие угловые перекрытия мавзолея амира Исма'ила грубые, но прочные. В Сангбасте эти элементы более высокие и слабые. Однако в усыпальнице Даваздах имам было найдено другое решение, которое заслуживает внимания. Каждое угловое сопряжение состоит из трех полудуг, которые укреплены относительно высокими полусферами, в свою очередь соединенными с двумя незначительно выгнутыми полукружиями в форме четверти полусферы. Все эти элементы вынесены вверх, соединены между собой и держат на себе купол усыпальницы. Это простое, смелое и в то же время надежное решение стало основополагающим и получило в эпоху Сельджукидов распространение в качестве метода строительства исламских купольных сооружений в Иране.

       
Print version Распечатать