Харизма и выбор преемника

Следующий ниже текст представляет собой перевод с немецкого одного из разделов книги Макса Вебера "Хозяйство и общество" (Max Weber. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie. 5. Auflage. J.C.D. Mohr (Paul Siebeck), Tubingen, 2002, S.140-148).

Макс Вебер(1864-1920) - знаменитый немецкий социолог, один из основоположников современной социологии и политологии. Именно он ввел в социологическую и политическую науку термин "харизма", имеющий сейчас широкое хождение не только в науке, но и в повседневных политических дискуссиях. Его главная работа "Хозяйство и общество" должна быть полностью опубликована издательством ГУ-ВШЭ в конце текущего года. Подробнее о книге и ее авторе можно прочитать в интервью научного редактора перевода проф. Л.Г.Ионина "Русскому журналу" .

Заглавие публикуемого отрывка дано "РЖ" в полном соответствии с его содержанием.

Перевод с немецкого А.Беляева под ред. Л.Ионина. Примечания редактора перевода.

4. Харизматическое господство

Параграф 10. " Харизма" - это качество личности, считающееся необыкновенным, в результате чего человек, им обладающий, кажется одаренным сверхъестественными, сверхчеловеческими или просто особыми, никому более недоступными способностями и силами, и считается посланцем самого Бога, образцом совершенства и в силу всего этого - " вождем". Первоначально считалось, что это качество, которым обладали пророки, врачеватели, мудрые судьи, охотничьи вожди и военные герои, обусловлено воздействием магических сил. Насколько "объективно" правильно оно оценивается с этической, эстетической или иной точки зрения, для понятия совершенно не важно, речь идет лишь о том, как оно фактически оценивается подданными и " приверженцами".

Харизма "берсеркера", чьи маниакальные приступы, по-видимому, ошибочно объяснялись приемом определенных ядов (в Византии в средневековье людей, наделенных харизмой презрения к смерти, использовали иногда как своего рода военную машину), харизма "шамана" (т. е. мага, для экстазов которого в чистом виде нужны эпилептические припадки), или, к примеру, харизма основателя мормонской общины (может быть, но не наверняка, представляющего собой исключительный тип афериста) или одного из таких увлеченных собственным демагогическим успехом литераторов, как Курт Айснер, - такая харизма рассматривается свободной от ценностей социологией как равнозначная харизме тех, кто в обычной оценке выступают как "великие" герои, пророки и святые.

1. Действенность харизмы обусловлена свободным признанием подданных, которое всегда удостоверено (в древние времена - явлением чуда) и в принципе следует из веры в откровение, из почитания героя и упований на вождя. Но это признание (при подлинной харизме) - не основа легитимности, а долг тех, кто в силу своей предназначенности и явленного знака (изначально - чуда) призван узнать это качество. Психологически это "признание" - основанная на вере преданность, рожденная из восторга или беды и надежды.

Ни один пророк не считает это свое качество независимым от мнения массы о нем, ни один король-избранник или харизматический герцог не толкует противодействие или пассивность иначе, как противное долгу, во всем мире расплатой за неучастие в организуемом вождем формально добровольном военном походе становятся насмешка и презрение.

2. Если "удостоверение" долго отсутствует, значит, обладатель харизмы покинут своим богом или утратил магическую или геройскую силу, если ему изменяет успех или его руководство не приносит благоденствия подданным, его харизматический авторитет может исчезнуть. Это и есть подлинный харизматической смысл выражения "божьей милостью".

Даже для древнегерманских королей наступал час "поругания". То же в массовом порядке у так называемых примитивных народов. В Китае (немодифицированное наследственно-харизматически, см. параграф 11) харизматическое качество монарха трактовалась столь строго, что любая, неважно как случившаяся неудача - не только военное поражение, но и засуха, наводнение, неблагоприятное астрономическое явление и т. п. - вынуждала его к публичному покаянию, иногда даже к отречению. Он терял харизму полученной от небесного духа (т.е. классически детерминируемой) "добродетели" и не был больше легитимным "сыном неба".

3. Союз господства здесь община, эмоциональное соединение. Управленческий штаб харизматического господина - не "чиновничество", по крайней мере, не специально обученное. Он подбирается не по сословной принадлежности и не по признаку домашней или личной зависимости, а тоже по харизматическому качеству: "пророку" соответствуют "последователи", "военному князю" - "свита", вообще "вождю"- "приближенные". Нет "приема на службу", "увольнения", "карьеры" или "продвижения". Есть только призвание по интуиции вождя и в силу харизматического качества призываемого. Нет "иерархии", но есть прямое вмешательство вождя в случае, если обнаруживается харизматическое несоответствие управленческого штаба вообще или применительно к конкретной задаче, иногда по обращениям подданных. Отсутствуют не только "сферы ответственности" и "компетенции", но и апроприация служебной власти через "привилегии". Есть только территориальные или содержательные пределы харизмы и "послания". Нет также никакого "содержания" и "кормления". Последователи или приближенные (сначала) живут вместе с господином в коммунизме любви или, соответственно, товарищества на средства меценатов. Нет жестких "учреждений", вместог них - харизматически, т.е. в объеме поручения господина и в силу собственной харизмы, уполномоченные посланцы. Нет регламентов, абстрактных правовых положений, нет вытекающего из них правоприменения, нет основанных на традиционных прецедентах судебников и судебной практики. Формально право создается в сей момент, от случая к случаю, изначально как божий приговор и откровение. Материально же подлинно харизматический господин судит по правилу: "здесь написано - а я говорю вам...". Истинный пророк, истинный полководец и вообще каждый истинный вождь возвещает и создает новые заповеди согласно изначальному смыслу харизмы, т.е. следуя откровению, речениям оракула, собственному озарению или конкретной созидательной воле, которая признается религиозным, военным, партийным или любым другим сообществом ради собственного его существования. Признание есть долг. Если с одним руководством конкурирует другое, претендующее на харизматическую значимость, налицо борьба вождей, разрешимая только магически или ( воспринимаемым как долг) признанием общины. Здесь на одной стороне абсолютное право, на другой - абсолютная и подлежащая покаянию неправота.

Харизматическое господство, будучи внеповседневным, резко противостоит как рациональному, особенно бюрократическому, так и традиционному, в особенности патриархальному и патримониальному или сословному господству. И то, и другое - повседневные формы господства, (истинно) харизматическое - их противоположность. Бюрократическое господство специфически рационально в смысле связанности дискурсивно понимаемыми правилами, харизматическое - специфически иррационально в смысле чуждости всяким правилам. Традиционное господство связано прецедентами прошлого и поэтому также ориентировано на правила, харизматическое господство отменяет прошлое (в своей области) и в этом смысле специфически революционно. Оно не знает апроприации господских полномочий в силу владение благами - ни в пользу господина, ни в пользу сословных властей. Оно легитимно лишь постольку и до тех пор, пока удостоверяемая личная харизма "действенна", то есть признана и "необходима" приближенным, последователям и соратникам, и только на время харизматической "удостоверенности".

Сказанное вряд ли требует разъяснений. Все это относится как к чисто плебисцитарному харизматическому властителю (наполеоновское "господство гения", которого плебеи сделали королем и генералом), так и к пророку или военному герою.

4. Чистая харизма специфически чужда хозяйствованию. Там, где она появляется, возникает "профессия" в эмоционально-напряженном смысле слова - как "призвание" или внутренняя "задача". Она пренебрежительно отвергает (в чистом типе) использование материальных пожертвований как источника дохода, что, правда, нередко остается скорее пожеланием, чем фактом. Это не значит, что харизма всегда отказывается от имущества и дохода, как это при известных обстоятельствах (см. ниже) делают пророки и последователи. Герой и соратники ищут добычи, плебисцитарный лидер или харизматический партийный вождь - материальных средств реализации власти, а первый, кроме того, - материального блеска для утверждения престижа власти. Чем они все пренебрегают - если речь идет о подлинно харизматическом типе, - это традиционное или рациональное повседневное хозяйствование, имеющее целью обеспечение регулярных "поступлений" от последовательной хозяйственной деятельности. Меценатское, то есть либо крупномеценатское (дары, пожертвования, подкуп, крупные подачки), либо нищенское обеспечение, с одной стороны, добыча, насильственное или (формально) мирное вымогательство, - с другой, - типичные формы харизматического удовлетворения потребностей. С точки зрения рационального хозяйства, этот тип удовлетворения потребностей есть типично "нехозяйственная" власть, ибо она отказывается от любого втягивания в будни. Она может только при полном внутреннем безразличии "прихватывать", так сказать, случайные доходы. Иногда экономической основой харизматического существования может быть "рента" как способ освобождения от хозяйствования. Но для нормальных харизматических "революционеров" это обычно неприемлемо.

Отказ иезуитов от церковных должностей есть рационализованное применение этого принципа. Сюда же относятся все герои аскезы, нищенствующие ордены и борцы за веру. Почти все пророки жили за счет меценатов. Направленный против миссионерского паразитизма лозунг Павла "кто не работает, тот не ест" - это никак не призыв к "хозяйствованию", а требование все равно как, "заодно" обеспечивать себе минимум необходимого пропитания, а собственно харизматическую притчу о "лилиях на поле" надо понимать не в буквальном смысле, а только в смысле отказа от заботы о завтрашнем дне. С другой стороны, у харизматических вождей в сфере искусства считалось нормальным освободиться от хозяйственных забот, ограничив круг призванных "экономически независимыми" (то есть, рантье), так, по крайней мере, первоначально было принято в кружке Стефана Георге.

5. Харизма - великая революционная сила в связанные традициями эпохи. В отличие от также революционизирующей силы "ratio", которая действует извне (либо изменяя обстоятельства и проблемы и тем самым - отношение к ним, либо путем интеллектуализации жизни), харизма может быть преобразованием изнутри, рожденным из нужды или восторга и ведущим к смене главных направлений мысли и действия с полной переориентацией всех установок как на отдельные формы жизни, так и на "мир" вообще. В дорационалистические эпохи традиция и харизма поделили между собой практически всю совокупность ориентаций действия.

5. Оповседневливание харизмы

В своей подлинной форме харизматическое господство имеет специфически внеповседневный характер и представляет собой сугубо личностное, основанное на действенно-харизматическом восприятии личных качеств и его постоянном подтверждении социальное отношение. Но если оно не остается чисто эфемерным и обретает длительность ("община" единоверцев, воинов или последователей, партийный, политический или иерократический союз), харизматическое господство, существующее в идеально-типической чистоте только in statu nascendi(1), изменяет свой характер: оно традиционализируется или рационализируется (легализируется), или то и другое происходит одновременно, но в разных отношениях. Движущие мотивы здесь следующие:

а) идейная и материальная заинтересованность приверженцев в дальнейшем существования и постоянной активности сообщества,

b) еще более сильная идейная и материальная заинтересованность управленческого штаба: соратников, свиты, партийных приближенных в том, чтобы

1) продлить существование отношения, причем

2) продлить его так, чтобы собственная позиция идейно и материально была бы поставлена на стабильное повседневное основание, внешне означающее семейное существование или хотя бы полноценное существование вместо отрешенного от мира, свободного от семьи и хозяйства "посланничества".

Как правило, эти цели становятся актуальными, когда носитель харизмы уходит и возникает вопрос о преемнике. Способ, каким он решается - если он решается и, следовательно, харизматическая община продолжает существовать (или только теперь возникает) - очень важен и определяет саму природу возникающих социальных отношений.

Он может решаться по-разному.

a. Путем отыскания по определенным признакам нового носителя харизмы, которому суждено стать господином.

Довольно чистый тип здесь - поиск нового далай-ламы (по признакам воплощения божественного ребенка) или поиск быка Аписа.

Поскольку легитимность нового носителя харизмы связана здесь с признаками, то есть с "правилами", в отношении которых возникает традиция (традиционализация), чисто личностный характер харизмы исчезает.

b. Путем откровения, то есть посредством оракула, жребия, божьего знамения или с применением иной техники. В этом случае легитимность нового носителя харизмы является производной от легитимности техники (легализация).

Выбор израильских шофетим(2) носил иногда, судя по всему, именно такой характер. Также и Саула(3) назвал, скорее всего, древний военный оракул.

c. Путем назначения нового носителя харизмы предшествующим и признания его общиной.

Очень распространенная форма. Практика римских магистратур (ярче всего сохраняющаяся в диктатурах и институтах "interrex"(4) ) имела первоначально именно такой характер.

Легитимность в этом случае понимается как полученная в силу назначения.

d. Путем назначения преемника харизматическим управленческим штабом и признания его общиной. Понимание этого как "выборов" или "предварительных выборов" или "предложения к выборам" весьма далеко от истинного смысла процесса. Речь идет не о свободном, а о правильном выборе, не о назначении большинством "голосов", а о правильном назначении, о выборе правильного, истинного носителя харизмы, которого может назвать также и меньшинство. Единогласие здесь постулат, осознание ошибки долг, упорствование в ней - тяжкий промах, "неправильный" выбор - подлежащая искуплению (изначально магическому) грех.

Тем не менее легитимность здесь при всех оговорках относительно правильности выбора и в связи с определенными формальностями (интронизация) легко представляется как правовая легитимность.

В этом изначальный смысл коронации епископов и королей клиром или князьями с согласия общины на Западе и многочисленных похожих процессов во всем мире. Что именно отсюда возникает идея "выборов", станет ясно далее.

e. Путем передачи харизмы в соответствие с представлением о том, что харизма есть свойство крови и распространяется на род, в особенности на ближайших родственников ее носителя, то есть путем харизматического наследования. При этом порядок наследования не обязательно тот же, что для приобретенных прав, он часто гетерогенен, или же "правильный" преемник определяется внутри рода с помощью средств, перечисленных в пунктах а-d.

У негров принято единоборство братьев. В Китае порядок наследования не должен нарушать отношений с духами предков (в следующем поколении). На Востоке - сеньорат или часто назначение соратниками или свитой (отсюда "обязанность" уничтожения всех альтернативных соискателей в доме Османов).

Только на средневековом западе и в Японии - в остальных же местах лишь в отдельных случаях - господствует однозначное право первородства, и тем самым стимулируется консолидация политических союзов (исчезает борьба претендентов за наследственно-харизматические права).

Вера в таких случаях относится уже не к харизматическим качествам личности, а к легитимированному порядком наследования приобретенному качеству (традиционализация и легализация). Понятие "царя божьей милостью" целиком меняет свой смысл и означает уже господина в силу его собственного права, независимого от признания подданных. Личностная харизма может полностью отсутствовать.

Сюда относятся наследственная монархия, многочисленные наследственные иерократии Азии и наследственная родовая харизма как признак ранга и свидетельство на получение лена и кормление (см. в след. параграфах).

f. Путем передачи харизмы в соответствие с представлением о том, что харизма есть такое (изначально магическое) качество личности, которое сам обладатель может с помощью иерургических средств переносить на других или вызывать в других. Это - объективированная, прежде всего - должностная харизма. Вера в легитимность относится здесь уже не к личности, а к ее приобретенным качествам и к действенности иерургических актов.

Важнейший пример: харизма священника, обретаемая через миропомазание, освящение и возложение рук, королевская - переносимая или укрепляемая через миропомазание и коронование. Приобретенный тем самым character indelebilis(5) предполагает отделение служебно-харизматических способностей от личностных качеств священника. Именно поэтому, начиная с донатизма и монтанизма и до пуританской (крестительской) революции, всегда был повод для постоянных схваток по этому вопросу (квакерский "наемный священник" - служебно-харизматический проповедник).

Параграф 12. Параллельно оповседневливанию харизмы для завоевания последователей формируются будничные интересы управленческого штаба. Только in statu nascendi и пока харизматический господин правит подлинно внебуднично, управленческий штаб может с верой и восторгом следовать за господином, снабжаясь от меценатов, из добычи или случайных получек. Только узкий слой учеников и соратников готов жить так и далее, делая жизнь из призвания в "идеальном" смысле. Масса последователей и соратников хочет обеспечить жизнь на основе призвания и в материальном смысле, и должна это сделать ради самосохранения.

Отсюда возникает оповседневливание харизмы также

1) путем апроприации полномочий господина и возможностей дохода последователями и соратниками, в частности, путем регуляции их рекрутирования;

2) эта традиционализация или легализация (в зависимости от того, имеется ли при этом рациональный регламент) может принимать разные типичные формы.

1. Изначальный тип рекрутирования определяется наличием персональной харизмы. Соратники или последователи в ходе оповседневливания могут выработать нормы рекрутирования, прежде всего, нормы

а) воспитания и

b) испытания.

Харизма может быть только "разбужена" и "обнаружена путем испытания", но не "выучена" или "внушена". Все типы магической аскезы (волшебника, героя) и все новициаты суть формы закрытия союза управленческого штаба (о харизматическом воспитании см. гл. IV). Только испытанный новичок допускается к полномочиям господина. Подлинно харизматический вождь может успешно противостоять этим притязаниям управленческого штаба, а преемник - нет, по крайней мере, преемник, избранный самим этим штабом (Параграф 11 d).

Сюда относятся все магические и военные аскезы в "мужском доме" с инициациями и возрастными классами. Кто не выдержал испытания воина, остается "бабой", то есть исключается из числа соратников.

2. Харизматические нормы легко могут перейти в традиционно- сословные (наследственно-харизматические). Пока действует наследственная харизма вождя (Параграф 11 e), действует - как норма отбора и назначения - и наследственная харизма управленческого штаба и даже иногда приверженцев. Где политический союз строго и полностью следует принципу наследственной харизмы, то есть согласно ему происходит апроприация господских полномочий, ленов, кормлений и других возможностей дохода, - там существует тип "родового государства". Все полномочия и любого типа возможности традиционализируются. Главы родов (то есть традиционные, а не лично в силу харизмы легитимированные геронтократы или патриархи) регулируют точное соблюдение традиций. Отнять у рода его привилегию невозможно. Не тип занимаемой позиции определяет "ранг" человека или рода, а наследственно-харизматический ранг рода есть мера позиции, которая ему положена.

Главные примеры: Япония перед бюрократизацией, несомненно, в высокой степени Китай ("старые семьи") перед рационализацией составляющих его государств, Индия при кастовых порядках, Россия перед введением местничества (Mjestnitschestwo) и - в других формах - после этого, и также повсюду все строго привилегированные "сословия по рождению" (об этом в гл. IV).

3. Управленческий штаб может поощрять и осуществлять создание и апроприацию индивидуальных позиций и возможностей дохода для своих членов. Тогда возникают, в зависимости от традиционализации или легализации

a) кормления (пребендализация, см. выше),

b) должности (патримониализация и бюрократизация, см. выше),

с) лены (феодализация, см. ниже, параграф 12), которые с этого момента апроприируются, замещая изначально чисто акосмическое обеспечение из средств меценатов или добычи. Детальнее:

К а):

альфа. кормление от милостыни,

бета. кормление от натуральной ренты,

гамма. денежное налоговое кормление,

дельта. кормление от сборов,

путем усовершенствования первоначально чисто меценатского (?) или чисто "добычного" ( бета, гамма) обеспечения согласно принципам рациональной финансовой организации.

К альфа. буддизм,

к бета. китайское или японское рисовое кормление,

к гамма. правило во всех рационализированных государствах-завоевателях,

к дельта. массовые единичные примеры повсюду, особенно в отношении духовенства и судей, а в Индии также военных властей.

К b): Превращение харизматических "посланцев" в "служащих" может идти по пути преимущественно патримониализации или преимущественно бюрократизации. Первое является повсюду правилом, последнее встречается в античности или в Новое время на Западе, реже и только как исключение - в других местах.

К c): альфа. земельные лены с сохранением характера посланничества в должности как таковой,

бета. полная ленная апроприация прав господина.

Отделить одно от другого трудно. Однако ориентация на пеосланнический характер позиции исчезает не легко и не сразу, даже в средневековье.

Параграф 12а. Предпосылкой оповседневливания является устранение антихозяйственного характера харизмы, ее приспособление к фискальным (финансовым) формам покрытия потребностей и, тем самым, к условиям хозяйствования, делающим возможными регулярные налоги и отчисления. "Миряне" внутри развивающихся в сторону пребендализации "посланий" противостоят теперь "клиру", состоящим в "доле" членам харизматического, приобретающего все более повседневный характер штаба управления (священникам возникающей "церкви"), "налоговые подданные" - вассалам, боярам на кормлении, чиновничеству рождающегося политического союза, в рациональном случае, "государства", или, скажем, занявшим теперь место "приближенных" назначаемым партийным чиновникам.

Типично для буддистов и индуистских сект (см. гл. о социологию религии). Также во всех рационализируемых в устойчивые союзы завоевательных империях. Также в партиях и других изначально харизматических образованиях.

По мере оповседневливания харизмы харизматический союз господства во все большей степени выливается в формы повседневного господства - патримониального, в особенности сословного, или бюрократического. Изначальная специфика проявляется в наследственно-харизматической или служебно-харизматической сословной чести апроприированного господина и его управленческого штаба, то есть в их господском престиже. Наследственный монарх "божьей милостью" - не просто патримониальный господин, патриарх или шейх, вассал - не министериал или чиновник. Дальнейшее относится уже к учению о "сословиях".

Оповседневливание происходит, как правило, не без борьбы. Нельзя забывать о изначально личностных требованиях к харизме господина, и борьба служебной и наследственной харизмы с личной харизмой - типичный для истории процесс.

1. Превращение права дачи покаяния (отпущения смертных грехов) из присущего только личным мученикам и аскетам права господина в должностное полномочие епископа и священника происходило на востоке гораздо медленнее, чем на западе, где сильно сказалось влияние римское понятия "должности". Харизматические революции вождей против наследственно-харизматической и служебной власти происходят во всех союзах - от государств до профобъединений (и именно сейчас! (6) ). Однако чем более развиты межхозяйственные связи в денежной экономике, тем сильнее давление повседневных потребностей сторонников и приверженцев и тем самым - тенденция к оповседневливанию, которая существует везде и, как правило, быстро побеждает. Харизма есть типичное начальное явление религиозного (пророческого) или политического (завоевательного) господства, она уступает власти будней, как только господство стабилизируется и, прежде всего, как только оно принимает массовый характер.

2. Движущим мотивом оповседневливания харизмы является, естественно, постоянное стремление обеспечить стабильность, что означает легитимацию социальных позиций господина и хозяйственных возможностей для его соратников и приближенных. Другой мотив - это объективная необходимость приспособления организации и управленческого штаба к нормальным будничным потребностям и условиям управления. В особенности это касается принципов управления и правоприменения, необходимых как нормальному управленческому штабу, так и подданным. Далее, нужен какой-то порядок позиций управленческого штаба. Наконец и прежде всего - об этом еще скажем далее, - приспособление управленческого штаба и принципов управления к экономическим условиям повседневной жизни. Покрытие затрат за счет добыч, контрибуций, даров и гостеприимства, как это практиковалось на начальной стадии военной и профетической харизмы, не может стать основой формирования стабильного будничного управления

3. Оповседневливание поэтому обусловлено не только проблемой преемника и вовсе к ней не сводится. Напротив, основной проблемой является переход от харизматического штаба и харизматических принципов управления к повседневным. Но проблема преемника касается самого ядра харизмы, т.е. господина и его легитимности, и - в отличие от проблемы перехода к традиционному или легальному порядкам и управленческим штабам - требует особых, характерных, только этому процессу соответствующих концепций. Важнейшие из них - это харизматическое назначение преемника и наследственная харизма.

4. С точки зрения выбора преемника самим харизматическим господином, важнейшим историческим примером является, как уже отмечалось, Рим. Выбор царя определяется традицией, назначение диктатора, регента и преемника в эпоху принципата также точно исторически определено, форма назначения высших чиновников, имеющих imperium(7), свидетельствует, что и здесь практиковалось назначение преемника полководцем, однако с условием признания его армией, состоящей из граждан. Поэтому экзамен и поначалу явно произвольный отсев кандидатов действующим магистратом знаменовал собой развитие.

5. Важнейший пример определения преемника харизматической свитой - выбор епископов (а особенно, папы), которых первоначально называл клир и должна была признать община, а также (вероятность чего показал У.Штуц) перестроенный позднее по типу назначения епископов выбор немецких королей: нового короля называет группа князей и признает "народ" (имеющие право носить оружие). Аналогичные формы встречаются очень часто.

6. Классическим примером наследственной харизмы была Индия. Все профессиональные качества, в особенности, гарантирующие авторитет и господские позиции, были связаны с наследственной харизмой. Притязание на ленное владение правами господина обеспечивалось принадлежностью к королевскому роду, лен предоставляли старейшины рода. Все иерократические должностные позиции, включая необычайно важную и влиятельную позицию гуру (Directeur de l'ame(8) ), все приписанные клиентские отношения, все позиции в деревенском истеблишменте (священник, парикмахер, мойщик одежд, сторож) определялись наследственной харизмой. Создание любой секты означало создание наследственной иерархии (то же в китайском таоизме). Также и в японском "родовом государстве" (предшествовавшем образованному по китайскому образцу патримониальному чиновничьему государству, которое затем пошло по пути пребендализации и феодализации) социальное членение имело чисто наследственно-харизматический характер (подробнее об этом в другой связи).

Это наследственно-харизматическое право на господские позиции подобным же образом развивалось во всем мире. Признание в силу собственных заслуг заменялось признанием в силу происхождения. Это явление везде лежит в основе формирования сословий по рождению: в римском нобилитете, так же как в понятии "stirps regia"(9) у германцев после Тацита, в турнирных и монастырских правилах позднего Средневековья, в изучении родословных американской новой аристократией - везде, где установилась сословная дифференциация (об этом ниже).

Отношение к хозяйству. Оповседневливание харизмы в одном очень важном отношении тождественно приспособлению к условиям хозяйства как постоянно действующей власти повседневности. Хозяйство при этом -ведущее, а не ведомое. Наследственно-харизматический или служебно-харизматический переход в значительной степени служит здесь средством легитимирования существующих или приобретенных прав распоряжения. Собственно стремление к сохранению наследственных монархий - наряду с важными идеологиями верности - в значительной степени определяется идеей о том, что наследственное и легитимно полученное состояние может оказаться под угрозой, если исчезнет связь с наследственной святостью трона, и не случайно оно более свойственно имущим слоям чем, например, пролетариату.

Остается лишь высказать несколько общих (и при этом содержательных и важных) соображений о разных возможностях адаптации к хозяйству, зарезервируем это за специальной главой. Пребендализация, феодализация и наследственно-харизматическая апроприация любых возможностей всегда может иметь типизирующее влияние при развитии из состояния харизмы, также как и при развитии из патримониальных и бюрократических начальных состояний, и тем самым оказывать обратное влияние на хозяйство. Всегда мощная революционизирующая и даже разрушительная - поскольку она всегда нова и "беспредпосылочна" - власть харизмы здесь оборачивается собственной противоположностью.

Об экономике (харизматических) революций будет сказано отдельно. Она всегда разная.

Примечание:

1. В момент рождения (лат.)

2. Судьи

3. Первый еврейский царь.

4. Буквально: "междуцарь", т.е. правитель, замещающий умершего царя перед воцарением последующего, регент (лат.).

5. Непреходящая, неизгладимая природа (лат.)

6. Написано перед 1920 г.

7. Право главнокомандования (лат.)

8. Руководитель души (фр.)

9. Королевский род (лат.)

       
Print version Распечатать