Город как alter ego

Как выбор места жительства становится самым главным решением в вашей жизни

Рецензия на книгу:

Ричард Флорида "Кто твой город? Как креативная экономика делает ответ на вопрос о местожительстве наиболее важным жизненным решением" (2008).

Richard Florida "Who's Your City?: How the Creative Economy Is Making Where to Live the Most Important Decision of Your Life" (Basic Books, 2008).

***

В 2002 году после выхода в свет работы "Зарождение креативного класса" Ричарда Флорида в употребление вошла категория "креативный класс", которая позволяет увидеть в современном обществе нечто более сложное, нежели изучаемый марксизмом конфликт собственников бизнеса и эксплуатируемых ими пролетариев.

Под "креативным классом" автор (называемый своими издателями "одним из ведущих публицистов-интеллектуалов мира") понимает людей, занятых интеллектуальным трудом. Флорида разделяет их на "сверхкреативное ядро", состоящее из математиков, программистов, архитекторов, социологов, преподавателей, людей искусства, и более широкую группу "креативных профессионалов" – управленцев, юристов и врачей. В совокупности эти две группы покрывают большую часть трудоспособного населения США. Флорида указывает на резкий рост "креативного класса" и сокращение числа работников, занятых в промышленности, указывая на важность инноваций в росте экономики. Также, он утверждает, что прирост или сокращение населения городов зависит от способности заинтересовать "креативный класс", то есть для города более значим человеческий фактор (или "человеческий климат" в терминологии автора) нежели "деловой климат" – возможность вести бизнес.

В качестве примера влияния "человеческого климата" Флорида приводит рост населения в южных штатах и Калифорнии. "Ни солнечная погода, ни теплый климат обычно не ассоциируются с экономическим ростом этих регионов", пишет он, добавляя: "Терри Кларк, социолог из Чикагского университета утверждает, что окружающая природа, вместе с солнцем и среднегодовой температурой, не влияют на решение людей о выборе места проживания".

В своей книге Флорида уделяет много внимания разработанным им самим показателям, которые оказывают влияние на экономический рост. Среди этих показателей он выделяет конкретные аспекты городской жизни, степени урбанизации. Будучи приверженцем Джейн Якобс, он считает, что архитектура старых районов города также может быть привлекательным местом проживания для "креативного класса". Приводя в пример личный опыт жизни в Питтсбурге, автор рассказывает о неудачных моментах (стадионы и большие конференц-залы) в городской архитектуре и преимуществах сохранившейся застройки времен промышленной революции.

Возможно, Флорида уделяет даже слишком много внимания рассмотрению преимуществ городской жизни, которые, на его взгляд, определяют рост или убыль населения городов. Он был частично введен в заблуждение рассуждениями Эдварда Глейзера и других экономистов, делавших акцент на таких традиционных показателях городской жизни, как транспортная доступность, возможность ведения бизнеса и содействие городских властей. Наиболее впечатляющим в его стремлении скооперировать собственный опыт со статистическим анализом стало создание "Гей – индекса". Автор утверждает, что данный показатель – возможность принятия иных образов жизни – более точно отображает уровень развития городского общества.

Новая книга Флориды начинается с истории его участия в программе "Доклад Колберта" (The Colbert Report). Первый вопрос, который поднимает Колберт, вполне ожидаемо, касается "Гей – индекса". "Новое будоражащее исследование, – начинает Колберт – предлагает путь спасения для стагнирующего рынка недвижимости: нужно просто жить рядом с людьми с нетрадиционной ориентацией. Автор исследования измерил изменения в стоимости доходов и стоимости недвижимости, используя нечто, называемое "Гей – индексом" и индексом "богемности". Теория заключается в том, что толерантные общества, в которых вероятнее всего проживают гомосексуалисты, взращивают открытую и непредвзятую культуру креативности, которая ведет к инновациям вроде Google, YouTube, или ShirtlessHunksBaggingGroceries.com."

Нельзя назвать подобный сарказм несправедливым. "Кто твой город" – это что-то вроде самоучителя о том, где нужно жить. Книга Флориды представляет собой размышления о городской жизни в контексте проблемы увеличения возможностей и счастья человека. Но, несмотря на полную очевидность цели, книга построена не вполне логично. Опрос на тему соотношения места жительства и счастья, проведенный среди 27000 человек в 8000 населенных пунктах, упоминается лишь вскользь. "Личная жизнь" и "работа" оказались наиболее важными для счастья, а "место жизни" (на которое делается основной упор в исследовании) стоит лишь на третьем месте в списке слагаемых счастья.

Удовлетворенность окружением, согласно исследованию, повышается с доходом. Чем более образованы респонденты, тем более они довольны. Респонденты, состоящие в браке, больше удовлетворены своим окружением, чем разведенные или одинокие люди. Более зрелым людям их сообщество нравится больше, чем молодым. Испаноязычные американцы – наиболее удовлетворены своим обществом, афроамериканцы – наименее удовлетворены. В некоторых городах – упоминаются Денвер и Остин – народ казался удовлетворенным всеми аспектами своей жизни. Другие города – например, Вашингтон – обнаружили большие разногласия. Упоминаются и многие другие результаты, которые не так то легко интерпретировать.

Но как все это относится к тому, где должен жить человек? Добрая часть книги посвящена списку самых лучших мест для проживания в зависимости от образа жизни человека: для одиноких людей, только начинающих свою взрослую жизнь, для молодых профессионалов, семейных с детьми. Предложены рекомендуемые списки городов для каждой стадии жизни, с отдельным списком для всех видов "семейных единиц" и отдельным списком для геев и лесбиянок, как будто они – самая значимая подкатегория населения, которую нужно обязательно иметь в виду.

Непонятно, на основе чего составлялись все эти списки. Флорида присваивает рейтинг каждому городу с населением более 250,000 человек, в соответствии с его пригодностью в качестве места проживания для людей разных возрастов и сексуальных предпочтений. При этом, однако, статистические источники и система выбора не раскрываются. Единственный источник, который приводится – "Исследование американских сообщества Бюро переписей США, 2005", но как оно может помочь определить то, какие места могут стать "лучшим выбором" для людей вообще, или же для геев и лесбиянок, находящихся на разных стадиях жизни?

Есть и более серьезная проблема с данным ранжированием. Рассматриваемые города берутся в пределах всей агломерации, то есть не только сам город, но и все близлежащие города-спутники. Размеры и неоднородность жилых районов делают рекомендации Флориды по таким городам сомнительными. Но рейтинг вполне применим для небольших городов с населением от 250,000 людей.

Флорида изучает рост и развитие агломераций по всему миру, сравнивает их друг с другом по экономическим показателям, наличию инноваций и креативности. В книге "Полет креативного класса" он отмечает, что креативные люди на сегодняшний день нередко едут работать за границу, рассматривая преимущества разных регионов по всему миру. Сравнивая внутренний региональный продукт каждой агломерации и инновационность экономики с яркостью видимого на спутниковых снимках ночного освещения, автор вводит понятие "светового регионального продукта". Так, агломерация Токио по СРП обгоняет агломерацию Бостон – Вашингтон, а Берлин первый по инновационности.

Также есть ряд специфических факторов, которые Флорида отбрасывает. Например, при рассмотрении региона Тель-Авив – Амман – Бейрут или Дели – Лахор, он утверждает, что границы государств и культура менее значимы для экономического развития региона. Что ж, он может это сказать арабам и израильтянам или индусам и пакистанцам.

Флорида неутомим в создании новых критериев, рангов, шаблонов и проведении новых исследований. Его слепит его же любовь к городам, но в книге "Кто твой город?" много сумбура. Читатели вряд ли поймут, на чем основываются его суждения и рекомендации. Необходимы более четкие и понятные критерии, по которым они смогут оценить пригодность каждой агломерации к жизни, особенно в ситуации когда данный вопрос, по словам самого Ричарда Флориды, становится "самым главным решением в жизни".

       
Print version Распечатать