Глобализация: от Великого шелкового пути до ВТО

Процесс глобализации не является исключительной прерогативой последних нескольких десятилетий. В начале прошлого века процессы интернационализации производства, в том числе интенсивность трансграничных потоков капитала и трудовых ресурсов, были не менее значительными, чем на современном этапе. Более того, на протяжении более чем тысячи лет существовали прообразы современного глобализма, которые связывали самые отдаленные регионы мирового хозяйства. Такого рода предвестником современных столпов глобализма в торговой сфере, как Всемирная торговая организация (ВТО), в ранние века с некоторой долей условности можно считать Великий шелковый путь, ставший связующим звеном между Западом и Востоком в Средневековье.

На Западе Великий торговый путь доходил до берегов Ирландии, Португалии и Норвегии, в то время как на Востоке он достигал Японии, Цейлона и Филиппин. Связующим звеном между Западом и Востоком была Евразия - именно в Центральной Азии Великий шелковый путь был сравнительно узок и един. Наряду с основной артерией Шелкового пути существовали также многочисленные ответвления, которые обогащали торговлей отдаленные районы мировой экономики. В частности, существовал морской путь от Северной Европы через территорию Киевской Руси (путь "из варяг в греки") далее через Индию к Малайскому архипелагу и Южному Китаю (1).

Как отмечает российский историк Игорь Можейко, "торговый путь был горячей артерией Средневековья, источником товаров и информации, предметом раздоров и войн". Одной из причин расширения империи Чингисхана стало именно желание доминировать на Великом торговом пути, с этим в определенной степени были связаны и крестовые походы на Восток, которые финансировались венецианскими и генуэзскими купцами, желавшими укрепить свои позиции в основных портах Средиземноморья. Великий шелковый путь был как ареной конфликтов, так и единения цивилизаций, их взаимного обогащения. Марко Поло, венецианский купец, проделавший путь до Китая, оставил Западу одно из наиболее памятных описаний Востока.

Следует отметить, что в отличие от современного глобализма, в рамках которого до последнего времени доминировал Запад, в мировой торговой системе ранних веков Восток играл ведущую роль. С этой точки зрения возвышение Востока в конце двадцатого века лишь возвращение к тем вершинам в мировой экономике, которые он занимал два столетия назад. Так, до начала девятнадцатого века Китай занимал первое место по развитию промышленного производства и обладал целым рядом передовых технологий, которые делали китайскую экономику одним из лидеров мирового хозяйства. Недаром Адам Смит писал в 1776 году, что "Китай - страна более богатая, чем любая из частей Европы" (2).

По наблюдениям европейцев, в первой половине восемнадцатого века объем торговли в Китае значительно выше, чем в Европе. В данный период Китай занимал лидирующие позиции в таких областях, как производство железа и стали, инженерные работы, производство стрелкового оружия. В середине восемнадцатого века на долю Китая приходилась почти треть промышленного производства в мире, в то время как на Европу приходилось менее четверти мирового промышленного производства (3).

Таблица: доля ведущих мировых держав в мировом производстве продукции обрабатывающей промышленности, в процентах (оценка за 2005 год)

1750

1800

1860

1900

2000

Европа

23,2

28,1

53,2

62,0

41,0

США

0,1

0,8

7,2

23,6

22,4*

Япония

3,8

3,5

2,6

2,4

17,8*

Третий мир

73,0

67,7

36,6

11,0

-

Китай

32,8

33,3

19,7

6,2

6,6

Индия/Пакистан

24,5

19,7

8,6

1,7

-

Источник: Paul Kennedy. The rise and the fall of the great powers. Random house, New York, 1987, р. 149; Table 9.7 from Adam Szirmai, www.dynamicsofdevelopment.com, 2006

Интересно также, что уровень ВВП на душу населения в 1750 году был выше в Китае, чем в Европе: если в Китае он составлял 228 долларов, то в Европе от 150-200. В данный период на Азию приходилось почти 80% мирового производства и 66% населения мировой экономики. Доминирование Востока в данный период не ограничивалось Китаем - существенный рост производительности труда и благосостояния наблюдался и в некоторых других регионах, в том числе в королевстве Сиам (нынешний Таиланд) (4).

Другим отличием современного глобализма от эпохи Великого шелкового пути является то, что роль географии в "подключении" стран к мировой торговой системе существенно снизилась. Сокращение транспортных издержек, инновации, увеличение роли внутриотраслевой торговли приводят к растущему вовлечению в международное разделение труда широкого круга стран. В более ранние периоды истории страны и регионы, которые находились вдали от основных торговых путей, имели значительно меньше перспектив для преодоления пространственных и географических ограничений.

В древности географическое положение Киевской Руси на пересечении торговых путей Востока и Запада привело к интенсивному развитию торговли и построению мощного государства. В современных условиях отсутствие членства России в ВТО приводит к тому, что Россия теряет торговые потоки и не реализует свой потенциал опосредования интенсификации торгового взаимодействия между Востоком и Западом. Именно изоляция России от институтов ВТО чрезвычайно ограничивает возможности нашей страны в построении двусторонних и региональных альянсов. Пока Россия остается вне международного правового пространства, для зарубежных стран выгодно идти не на альянс с нами, а на введение дополнительных торговых ограничений.

Вышеуказанные отличия глобализма современности и ранних/Средних веков в некоторой степени смягчаются в последние годы. Так, асимметрия в отношениях между Западом и Востоком, а также между Севером и Югом начинает уменьшаться в современных международных организациях. В рамках ВТО, где каждая страна имеет право вето, развивающиеся страны стали играть значительную роль в определении будущих направлений торговой либерализации. Наиболее ярко это проявилось в рамках нового раунда торговых переговоров ВТО (так называемый раунд развития), в ходе которого развитые страны Запада подверглись жесткому прессингу со стороны стран третьего мира в связи с сохранением существенных протекционистских барьеров в торговле сельскохозяйственными товарами.

Кроме того, роль географии в современном мировом хозяйстве далеко не изжита, примером чему является торговля топливными ресурсами. За направление и доступ к нефте- и газопроводам между странами современного мирового хозяйства идет неустанная борьба. Во многом именно система нефте- и газопроводов стала своего рода продолжением той системы торговых путей, которые играли ключевую роль в ранние и Средние века. В рамках такого рода системы роль России в мировом хозяйстве чрезвычайно велика, однако для извлечения всех возможных дивидендов от торговли топливными ресурсами России необходимо преодолевать изоляцию от глобальных институтов, в том числе за счет вступления в ВТО.

Посредническая роль в торговле между Западом и Востоком стала одним из важнейших факторов зарождения и развития Древнерусского государства. В современных условиях реализация торгового потенциала России во многом будет зависеть от способности нашей страны самостоятельно проводить в жизнь свою торговую политику и стимулировать конкуренцию между Востоком и Западом за интенсификацию торгового взаимодействия с Россией. Для этого России не следует уповать только лишь на свои природные ресурсы - необходим комплекс мер, направленных на преодоление дискриминации России на зарубежных рынках за счет получения равноправия в институтах современного глобализма. Это, в свою очередь, могло бы способствовать возвращению России в категорию торговых держав, каковой Киевская Русь являлась в ранние периоды своего существования.

Примечания:

1. И.Можейко. 1185 год (Восток-Запад). - М.: "Наука", 1989, с.12-13.

2. P.Golub. All the riches of the east restored. Le monde diplomatique, 2005.

3. Отчасти разница была связана с преимуществом Китая в численности населения, которое составляло 207 миллионов человек в 1750 году (по сравнению с 130 миллионами в Европе).

4. P.Golub. All the riches of the east restored. Le monde diplomatique, 2005.

       
Print version Распечатать