Герои вчерашних дней (часть 1)

Молодёжная политика в эпоху Ельцина

Молодежная политика ныне вышла из обветшалых кабинетов разных политических и околополитических организаций на улицы. Здесь сталкиваются противоречивые идеи лидеров и взгляды участников разных молодежных объединений, а провластные и оппозиционные движения имеют одну и ту же цель - занять уличное пространство. От того, кто станет его хозяином, зависит (как считается) дальнейшее развитие всего политического процесса в стране.

Сейчас, когда на фоне еще не ставших историей событий в СНГ молодежь в толпе и массовке чувствует в себе силу и значимость, успех манипулирования "улицей" кроится в умении правильно вести диалог. Важно уметь разговаривать с молодежью на понятном ей языке, увлекая ее, однако, своей идеей.

Результат здесь может быть достижим двумя путями. Первый - это материальное "мотивирование". Не обязательно денежное - можно и "розовых слонов" раздавать (как раздавали халявные пейджеры еще несколько лет назад). А второй - влияние духовное или идейное, достижимое при помощи выявления особенностей и слабых черт характера современной "улицы" - посредством познания ее прошлого: истории, традиций, знакомства с тогдашними ее героями, имена которых не забыты до сих пор.

Веяние моды и поколение мечтателей

Истоки современной "молодежной" улицы начинаются отнюдь не с бюрократического Ленинского комсомола, руководителям которого было подчас далеко за тридцать (а то и за сорок), а с 80-х годов, когда затрещал по швам режим и сквозь толщу "железного занавеса" вторично было "прорублено" окно в Европу. Переход к рыночной экономике и "гласность" были восприняты молодежью как начало исполнения светлой мечты о сытой, богатой жизни под флагом ожидаемого со дня на день капитализма. Дух времени сказывался на всем: от стиля, когда длинные волосы носили как поп-звезды, так и футболисты, до появления сленга, ставшего достоянием журналистов и модной "тусовки".

Тогда на территории СССР и появляются первые неформальные организации: волосатые хиппи в цветастой одежде; грязные панки с ирокезами; суровые рокеры и металлисты. Все они специализировались "на определенном виде досуга, творческого самовыражения", имеющего, однако, и политическую подоплеку. Например, одним из принципов хиппи была "свобода от условностей", тогда как панки агрессивно протестовали "против структурированного общества" и проповедовали идеи анархизма. Образ первых неформальных организаций не всегда соответствовал духу времени и во многом являлся первопричиной их недолговечности.

В конце 80-х на пути к грядущему товарному изобилию неожиданно возник товарный голод. Людей надежно посадили на талоны, и даже благополучные москвичи испытывали затруднения с покупкой необходимых товаров. Звон монет и мечта о сытой жизни заставляли молодежь отвернуться от бездельников-хиппи, зовущих в подвалы питаться плавлеными сырками и оправдывающих свою лень утопическими идеями. Тогда, согласно соцопросам, самыми популярными среди школьников профессиями были бандит и проститутка. Желание добыть деньги любым возможным способом привлекало молодежь гораздо больше, чем хипповские идеи отрицания войны, насилия, неравенства. И вскоре хипповское движение перестало пополняться новыми кадрами. А после развала советской экономики члены его сами были вынуждены отказаться от идеи блаженной лени и пойти зарабатывать себе на хлеб.

Образ жизни "неформалов" был для них не чем иным, как заманчивым приключением, поэтому неудивительно, что из них вышла масса талантливых творческих натур. С исчезновением хиппи уличное пространство, однако, не стало пустовать.

Униженные и оскорбленные

В последующие годы портрет "улицы" заметно изменился. В начале 90-х окончательно завершился крах советской системы, а проведенные гайдаровским и постгайдаровским правительствами либерализация цен и приватизация разрушили мечты людей о богатой и беззаботной капиталистической жизни. В лексиконе населения появились слова "свобода" и "демократия", воспринимаемые не иначе, как вседозволенность и беззаконие. Впервые массовому потреблению были представлены американские боевики и порнофильмы, казалось бы незначительный элемент культуры, но сумевший очень сильно повлиять на несформированное молодежное сознание. Переполненная обиды за крушение надежд улица открыла свое пространство для событий 1993 года, грозивших перерасти в новую гражданскую войну. Агрессия населения прекрасно подогревалась страхами перед разразившейся войной в Чечне, где русские солдаты гибли тысячами. Новинкой для повзрослевшей улицы были националистические настроения и лозунги, как-то: "Россия для русских" и "Москва для москвичей", а также новое видение решения своих проблем - в беспорядках, драках и потасовках, что так активно насаждалось американскими боевиками, где "хорошие парни мочили плохих". Новая улица радушно приняла старых и встретила новых героев. Появились харизматичные лидеры и увлекательные идеи, сумевшие сплотить разрозненные культурные группы в политические организации.

Петрович и фашисты

Одним из таких лидеров был отец-основатель РНЕ Александр Петрович Баркашов. "Петрович" - так по-свойски называли его в тогдашней политической "тусовке". Слесарь-электрик и ефрейтор запаса, потом некоторое время телохранитель лидера общества "Память" Дмитрия Васильева. Этот опыт дал ему возможность почувствовать объективную конъюнктуру спроса на организованный русский ультранационализм, сильно возросшего после развала Советского Союза, и соответственно резкого изменения пропорции "русские/нерусские" в новообразованной РФ. Желание политически поучаствовать в формировании "чистой русской нации" и подтолкнули Петровича к созданию РНЕ.

Баркашовцы участвовали и в событиях октября 1993 года в Москве. Их действия оцениваются по-разному. "Некоторые руководители обороны Белого дома (например, глава роты охраны Николай Бондарик) вообще считают, что баркашовцы вольно или невольно сыграли роль провокаторов. Якобы сторонникам президента нужен был повод для расстрела парламента, и поэтому по всем телеканалам начали показывать молодых людей в камуфляже, которые к тому же не стеснялись вытягивать руки в нацистском приветствии. Так это или нет, но существуют сведения, что до штурма мэрии в окруженный Белый дом "соратников" пропускали через милицейские кордоны".

После октябрьских событий в декабре 1993 года Петрович был арестован, хоть и с небольшим опозданием. Через год, однако, он был отпущен по амнистии, поскольку к этому времени даже вооруженные баркашовцы уже не воспринимались как возможные захватчики власти. В то время, как Баркашов сидел в тюрьме, члены движения, потерявшие лидера, активно пополняли различные преступные группировки. Например, в Приморье была фактически организована контора по организации заказных убийств. "Соратники" даже успели взорвать одного предпринимателя и тяжело ранить другого, прежде чем на их след вышли правоохранительные органы.

В 1998 году баркашовцы еще раз сыграли свою роль, но теперь это скорее было амплуа "общественного пугала", когда после дефолта "семье" понадобились кредиты МВФ и нужно было утихомирить разочаровавшееся во власти население. Фашистская угроза и люди в униформе сработали как надо. А годом позже под знаменем объединения "Спас" баркашовцы хотели попасть в Госдуму, однако их действия были предопределены Минюстом и Центризбиркомом, потому "Спас" не получил общероссийской регистрации, что сделало невозможным преодоление 5-процентного барьера. Позднее в РНЕ стали без конца вспыхивать конфликты между членами организации, что привело к отделению от центра нескольких региональных отделений. Сам же Баркашов продолжил националистическую деятельность и позднее. Недавно он снова был арестован за нападение на сотрудника милиции.

Хуже было со скинхедами. Они были опаснее из-за неуправляемости и бесконтрольности. В скинхеды шли фанатичные подростки, вместе образующие неуправляемую массу, сплоченную общей идеей расизма. В отличие от баркашовцев, у скинов не существовало лидера, и потому не было четких директив, которые могли бы безропотно выполнять boneheads (или "тупые бошки"). Возможно, поэтому скинхеды решали свои проблемы путем избиения врагов до полусмерти. Каким-то образом "родственные души" в скинах разглядели и футбольные фанаты. То ли давало о себе знать стадное чувство, то ли сказывалась общая любовь подраться. Так, нередко после поражения любимой команды в игре бесконтрольные толпы подростков и студентов устраивали масштабные погромы в разных городах России.

Однако, несмотря на распространяемые лозунги о чистоте нации и бритые головы, свастику и любовь к Гитлеру, я склонна думать, что реальной проблемы фашизма в России не было никогда. Его не было в 90-е, когда рэпперы в широких штанах, иностранные студенты, лица кавказской национальности и даже простые школьники боялись вечером выходить на улицу, дабы не быть побитыми бритоголовой толпой. Его нет и сейчас. Фашизм, на деле представляющий простое хулиганство, в России всегда был отличным поводом запугать население, и его проблема всегда раздувалась СМИ, превращаясь из маленькой мушки в африканского слона. Поэтому неудивительно, что у фашистов всегда находились и противники.

Антифашизм

Самым известным движением на этом поприще было "Антифашисткое молодежное действие", возглавляемое Петром Казначеевым. Казначеев, эдакий Яшин своего времени, видел в АМД консолидирующую силу для разных формальных и неформальных молодежных организаций демократического направления. Он пытался привлекать внимание к общественности при помощи рок-концертов (один раз даже приводил Б.Немцова со свитой телекамер на концерт Zdob si Zdub), задав вектор современной "Обороне", пытающейся также проводить митинги-концерты под громким названием "Я свободен!".

Жизнь АМД кишела постоянными скандалами из-за "авторитарных методов лидера", как выражаются сегодня его ветераны. В итоге к концу 90-х Казначеев остался совсем один из пяти учредителей антифашистской организации. Он писал статьи в разные журналы и, по словам недоброжелателей, был долгое время "занят выкачкой денег из других антифашистских организаций на проведение съездов и конференций (желательно, конечно, за рубежом)". А позже, когда вырос, стал активно помогать бывшему советнику президента РФ по экономическим вопросам Андрею Илларионову.

Молодые партийцы

Упомянув фигуру Ильи Яшина несколькими строками выше, нельзя оставить без внимания созданное в тот период молодежное "Яблоко" и его лидера Андрея Шаромова. Предшественник Яшина делал ставку не на заполнение молодежью уличного пространства, а на развитие "Яблока" как команды и PR-проекта. Сказывался опыт PR-менеджера и удачные PR-проекты, в частности, по развитию компании GALA Records.

Будучи PR-профессионалом, он смог превратить акции "Яблока" в красочные перфомансы. С его легкой руки "стали отмечать "день рождения партии" как PR-мероприятие, потом эта идея была заимствована и стала популярной у других партий". Однако в 2001 году Шаромов был вынужден покинуть "Яблоко" ввиду своего нежелания мириться с внутренним авторитаризмом Г.А.Явлинского. Ныне он один из ведущих консультантов в вопросах брендинга политических структур; кроме того, он является основателем партии "СЛОН", где занимается PR'ом и курирует образовательные проекты.

Важной особенностью молодежных парторганизаций в тот период было наличие "крыши". Взрослые партии умело контролировали свои молодежные отделения, например, через лидеров, которые всегда занимали оплачиваемый партийный пост. Так, Шаромов входил в политсовет московского "Яблока" и был членом центрального совета партии.

Сейчас же наличием подобной "крыши" может похвастать только движение "Наши", а бессменный лидер прокремлевской молодежи Василий Якеменко является сотрудником администрации президента. Но, в отличие от Шаромова или Дарьи Митиной из РКСМ, он не был ни опытным менеджером, ни депутатом Думы. Он вышел из тех, кого называли "любера". По словам Владимира Яковлева, посетителя спортзала, где "качался" Якеменко, "нормальная общественная организация, как комсомол или пионеры, "Идущие вместе" была сделана по типу люберецких: "ячейки, бригадиры, смотрящий в каждом доме. Надо идти на дело - всё, всех быстро собрали, скинулись, поехали. И у них структура такая же".

Однако эпитеты "вечный" и "бессменный" характеризуют и главных противников "Наших" на уличной политической арене - НБП и Эдуарда Лимонова. В 1994 году первые члены НБП - а ими стали сам Лимонов, Александр Дугин (теперешний лидер ЕСМ), Тарас Рабко и рок-певец Егор Летов - получили из рук Эдуарда Лимонова партийные билеты. Как бы ни относиться к организации, необходимо признать, что по акциям НБП можно писать учебники. Правда, главы в них будут и такие: "как правильно сесть за политику", так как НБП - почти единственная структура, которой в современной России это удается.

В НБП шли и идут ради протеста и поступков, с ним связанных. Здесь крепко осела радикально-националистическая идеология. Апелляции к фашизму - тонкие, постмодернистскими намеками, через эстетику - стилизованных под свастику серпа и молота в "кайзеровском" черно-бело-красном исполнении. Как пишет Лимонов в своей книге "Моя политическая биография", флаг для партии придумал аполитичный художник Дима Кедрин, рисующий пейзажи. Примечательно, что из НБП вообще вышли очень многие творческие деятели, например лидер группы "Запрещенные барабанщики" Иван Трофимов. По его словам, "почти все, кто составлял костяк НБП первого созыва, когда-то были граждане ультрафашистского типа, а сейчас все очень лихо пристроились. Кто редактирует модный журнал, кто пишет песни для "На-На", а кто-то вовсю пиарит Путина". Иван говорит, что "всем было нужно одно - место в жизни, стабильность". Видимо, пришедший к власти Путин смог успокоить первых энбэпэшников, иначе почему они покинули экстремистскую организацию?..

Окончание следует

В статье использованы материалы:

А.Лошак. "Партии Зеленых". - "Огонек" # 41, 2005.

Э.Лимонов. Моя политическая биография.

А.Шмелев. "Молодежные культурные и социальные движения в России". - "Социс" # 8, 1998.

П.Казначеев "Бильярдные шары". - "Новое время" # 32, 1998.

"Хроника дикого поля". - "Новое время" # 36, 2000.

Программа по борьбе с фашизмом МДАД "Наши" "Необкновенный фашизм".

А.Рудницкая "Куда уходят любера". - "Огонек": <http://ogoniok.ru/4920/18/>

<http://informacia.ru/facts/nbp2.htm>

<http://www.7c.ru/Culture/2553.html>

http://www.newsru.com/russia/30jan2006/barkashv.html

       
Print version Распечатать