Франкенштейн Белковского

Ответ на статью C.Белковского "Новейший Франкенштейн" (газета "Коммерсантъ" от 5 сентября 2006 г.)

В разделе комментариев газеты "Коммерсант" напечатана любопытная и весьма показательная статья Станислава Белковского "Новейший Франкенштейн". Статья посвящена нацпроектам, а говорится в ней о том, что нацпроекты из механизма, должного обеспечить "триумфальное введение преемника в Кремль", превращаются в "монстра, который уже оборачивается против породившего его Кремля". Причина же неудачи нацпроектов кроется в ошибке "базовой логики путинской администрации", суть которой в "подмене системных преобразований точечными мероприятиями, на короткое время снимающими боль". По мнению Белковского, задачей нацпроектов было не решение проблем в целом, а "подкуп той социальной страты, которая отвечает за общественное представление о проблеме", но и этой задачи они решить не могут, так как кремлевская логика вступает в противоречие с логикой жизни.

Сказать, что Белковский кругом не прав, было бы не очень честно и совсем неточно. Нацпроекты действительно реализуются не слишком удачно, и с каждым месяцем их реализации проблем только прибавляется; логика жизни на самом деле трудно вписывается в логику нацпроектов и диктует свои правила. То есть Белковский, как всегда, вполне точно описывает многие детали и сильно передергивает в исходных тезисах и выводах. В итоге же картина получается вроде бы стройной и непротиворечивой, но весьма мало относящейся к реальности.

В частности, даже простой здравый смысл подсказывает, что для решения задачи "триумфального введения преемника в Кремль" есть и куда менее замысловатые пиар-комбинации, чем нацпроекты. Особенно учитывая почти полный контроль Кремля за политической и медиасферами. Что же касается "подкупа социальных страт", то совсем отрицать эту интенцию было бы глупо, но не менее глупо делать ее ключевой и определяющей для нацпроектов. Любой, даже самый заштатный, политтехнолог скажет, что заниматься "подкупом" лучше всего непосредственно перед выборами (максимум за 6-8 месяцев), но основательно и концентрированно, а не за три года до них размазывая средства по направлениям, которые с точки зрения пиара заведомо бессмысленны. Ну и наконец, если уж пришла в голову идея "снять боль", то при нынешнем профиците бюджета и чудовищно разрастающемся Стабфонде делается это прямым и широкомасштабным вливанием средств, которые с куда большей вероятностью принесут быструю и прямую отдачу, чем сложные манипуляции делателей нацпроектов. Да и вопрос обогащения чиновников (о котором Белковский, естественно, не забыл) при такой постановке вопроса решался бы куда проще и естественнее.

В итоге следует все же признать, что пиар-составляющей и желанием "на время снять боль" философия нацпроектов не ограничивается. Проблемы с жильем, образованием, здравоохранением, проблемы села - все это ключевые социально-экономические проблемы, от решения которых зависит будущее развитие страны. Более того, так или иначе решать их объективно придется следующему президенту, кем бы он ни был. И нынешние нацпроекты - это, по большому счету, попытка уже сегодня начать разбираться с повесткой дня 2009 года. Сегодня - при путинской стабильности, при путинском большинстве, при зачищенном медиа и политическом поле, при огромных финансовых резервах - вопрос неуспеха или пробуксовки нацпроектов не является критическим ни для страны, ни для власти. А потому если начать что-то делать (пусть неверно, пусть на ощупь, пусть ошибаясь) уже сегодня, то можно резко снизить давление, которое эти ключевые социально-экономические проблемы будут оказывать на власть и страну в послепутинский период, когда последствия ошибок и неудач будут куда более серьезными. То есть реализация нацпроектов, по большому счету, - это подготовка почвы для деятельности будущей власти.

Разумеется, тот же Дмитрий Медведев в случае успеха нацпроектов получает дополнительные аргументы за то, чтобы именно он довел это дело до конца, в качестве президента, например. Но если для политологов главный вопрос, кто будет преемником, то для страны куда важнее, как помогут нынешние нацпроекты решить ключевые социально-экономические проблемы в ближайшем уже будущем при иной политической ситуации. И тут успехи и ошибки - все должно пойти в дело. Главная же задача того же Медведева - не сделать непоправимых ошибок, не загнать ситуацию в такой тупик, из которого ее потом не вытянуть.

Именно эта боязнь что-то непоправимо испортить является "базовой логикой путинской администрации" и во многом объясняет и успехи и неудачи как власти в целом, так и конкретных нацпроектов. Опасаясь совершить системную ошибку, власть вынуждена часто прибегать к тем самым "точечным мероприятиям", о которых пишет Белковский, вынуждена избегать слишком кардинальных решений.

Подобный подход действительно не позволяет полноценно решать сами проблемы, но повторюсь - отсутствие решений пока не является критическим. И в этом контексте важным (для страны и ее будущего, а не для президентского будущего Медведева) оказывается сама по себе деятельность, сама по себе попытка начать эти проблемы решать.

До начала реализации нацпроектов никому и в голову не приходило ставить под сомнение ипотеку как единственный и безотказный механизм обеспечения доступности жилья (в качестве дополнения могло предлагаться социальное жилье, но только в качестве дополнения). Сегодня же почти всем ясно, что сама по себе ипотека проблемы не решает, а только усугубляет ее. То же и с инфраструктурой. Как это ни удивительно, но только с реализацией нацпроектов вдруг обнаружилось, что просто так в чистом поле жилье не строят - нужны коммуникации, инфраструктура. Только сейчас в обществе созрело понимание, что доступное жилье - это не обязательно квартиры в многоэтажках, что людям, особенно в небольших городах, естественнее иметь свои дома, современные, удобные, комфортабельные, и только сейчас в массовом порядке стали разрабатывать концепции городов и домов будущего.

То же с образованием и здравоохранением. Поиск баланса между коммерциолизацией и государственными гарантиями теперь идет уже не вслепую и не на основе отвлеченных фантазий, а на конкретном опыте ошибок и удач нацпроектов. В сельском хозяйстве, и тут опять же прав Белковский, нацпроект пока работает наименее внятно, хотя и тут чем дальше, тем очевиднее становится, что проблема села не столько экономическая, сколько социально-демографическая, а значит, решение ее лежит не столько в плоскости госдотаций, создания единого продовольственного рынка или льготного кредитования (хоть и это все вполне актуальные задачи), сколько в области сохранения молодежи на селе, развития сельской социальной инфраструктуры, строительстве тех же дорог.

Белковский в самом конце своей статьи пишет, что в качестве пиар-стратегии Кремля национальные проекты совсем не годятся и преемника к власти они не приведут. И тут тоже, наверное, стоит с ним согласиться. Однако в общей концепции преемничества, концепции наименее болезненного перехода власти, национальные проекты играют не последнюю роль. Они готовят будущей власти почву для решения ключевых задач, которые объективно встанут перед ней.

       
Print version Распечатать