Два удара Президента

После трагических событий в Беслане Путин вот уже второй раз четко определяет рисунок грядущего политического сезона. Два основных "месседжа" президента: нефтяные деньги пойдут на социализацию бюджета, и на третий срок Владимир Владимирович не пойдет. Первый тезис был больше адресован россиянам и сильно смешал карты нашей левой оппозиции. Тезис второй адресован в большей степени Западу, но на ближайшее время фактически обезвредил оппозицию правую.

Путин (или его команда) сделал очень грамотный ход - позаимствовал у оппозиции ее же требования. Даже такому профессиональному оппозиционеру как Зюганов нелепо критиковать то, что сказал Владимир Путин. Потому что Владимир Владимирович повторил все зюгановские политические рецепты двухлетней давности. Конечно, Геннадий Андреевич сразу же обвинил Путина в популизме, но не выводить же людей на улицы, если (даже и в популистских целях) зарплаты действительно поднимут. На ближайшее время у левых одна большая надежда - что реформа ЖКХ, которая вступит в полном объеме с 2006 года, будет реализована так же бездарно, как монетизация. Тогда на улицы можно будет вывести тысячи людей, и это даже покажут по Первому каналу.

Другие заведомо "проблемные" масштабные реформы (таких, по меньшей мере, две - образования и здравоохранения), по всей видимости, решено отложить хотя бы до тех времен, когда населению можно будет отрапортовать о новых, заметных и массовых, повышениях зарплаты. Так что драматические сцены, какие мы наблюдали прошлой зимой, когда ответственность за громкие провалы "единороссы" будут валить на правительство, правительство - на губернаторов, губернаторы на Москву, а сенаторы СовФеда на Госдуму, в ближайшее время мы не увидим. А по Первому каналу показывать будут совсем другие вещи.

Такого же толка свинью, что и левым, Путин подложил нашим так называемым правым. Не важно сейчас, перейдет ли страна к преемнику Путина, станет ли Путин президентом, но в 2012 году, или, может, он станет премьер-министром, или даже сбудется заветная мечта Белковского, и Путин станет царем. Сейчас существенно одно - Путин публично признал, что для него конституция важнее личных амбиций. И этим своим признанием он четко разделил существование правой оппозиции на "до" и "после". "До" - это когда можно было организовывать "Комитеты-2008", митинговать с требованиями, чтобы Путин после 2007 года ушел, пикетировать в поддержку демократии и конституции, дружить с национал-большевиками, потому что когда пожар, то все звери в лесу вместе. "После" - это когда все вышеперечисленное будет выглядеть нелепо, куда более нелепо чем "до". Когда то, что "до" вновь обретет свою актуальность (если обретет, конечно), зависит, нравится нам это или нет, в огромной степени все от того же Путина. Пока же "демократов", по сути, оглушили. А они, оглушенные, к тому же отнюдь не собираются отказываться от своей излюбленной затеи - мазохистских переговоров об объединении всех-всех-всех демократов в одну партию, большую и мощную. К тому же, несмотря на все игры в "Наших" как в кадровые резервы будущей политической элиты, пока политической элитой остается "Единая Россия", которая вовсе не собирается "сбрасывать обороты". Наметилась следующая тенденция, и в новом сезоне она будет продолжена: "единороссы" всеми административными правдами и неправдами хотят добиться 60-80% представительства в местных ЗакСах всех уровней. В условиях крайне агрессивной политики "ЕР" (не совсем легальная мечта Грызлова о том, чтобы "взять" всю Мосгордуму - это не позиция спикера, а свидетельство умонастроений в партии в целом), постоянно ссорясь друг с другом, да еще и временно утратив свои лозунги (тут уж подсобил не только Путин, но и позорный, некрасивый раскол украинских "оранжевых"), "демократы" рискуют окончательно пасть в электоральную пропасть.

Еще одна кремлевская игра - усиление роли партий в жизни страны - если и даст какие-то результаты, то не в ближайшие полгода. Более того, на первых порах после партийной реформы никакого роста "качества" партий заметно не будет, зато страна переживет уменьшение их количества. Так, страна лишится таких институтов канализации интересов гражданского общества, как, например, Концептуальная партия "Единение", партия Русь и "За Русь святую!" (не путать с "За святую Русь"). Лишится она даже демократических партий - например, конституционно-демократической, просто демократической, республиканской, наконец. Те, кого обидит Минюст, будут делать акценты на одних обстоятельствах и старательно обходить стороной другие. Например, если Владимиру Рыжкову не перерегистрируют партию (не дай бог, конечно), он будет рассказывать о кризисе демократии и не будет - о том, что митинг партии республиканцев в нашей стране явление куда более редкое, чем акции православных хоругвеносцев, российских радикалов или даже молодежной "Обороны", которая никакая не партия. Впрочем, правда и в том, что найти формальные нарушения и лишить регистрации можно всегда, так что такие действительно существующие не только на бумаге партии, как, например, Российская партия пенсионеров, будут сейчас активней, нежели раньше, искать благосклонности президентской администрации. Такую благосклонность, а также безграничное доверие электората амбициозным партвладельцам за сравнительно небольшую плату будут обещать политтехнологи, влиятельные и не очень.

Пока одни будут ждать милостей от президентской администрации, другие ее берут. На прошлой неделе ту нашу часть околополитическо-журналистской тусовки, что все чаще грешит заимствованием информповодов из сетевых дневников вроде livejournal , взбудоражила новость о том, что Ярослава Грекова Путин позвал в Общественную палату. Ярослав Греков больше известен как Моська - именно под такой "кликухой" он зарекомендовал себя как личность буйную. Своего бывшего шефа, Олега Бондаренко из молодежной "Родины", он публично назвал начинающим, но уже очень способным казнокрадом. А сына русской демократии Илью Яшина Моська заклеймил гомосексуалистом и активно пытался убедить в этом всех, включая самого Яшина. В общем, закрепилась за Грековым стойкая репутация провокатора. Это, вкупе с тем, что новость о призыве в Общественную палату миру поведал исключительно сам Моська, сразу вызвало подозрения, поскольку очень походило на наживку, которую, как к нему не относись, креативный Ярослав забросил в болото жж-сообщества.

И скоро на наживку клюнул журналист Сергей Варшавчик, который, что называется "на полном серьезе", взял у Моськи интервью и опубликовал его в "Независимой газете". В интервью Моська озвучивает свой взгляд на вопросы внутренней и внешней политики страны. Так, по откровенной глупости, глумящемуся Ярославу была дана солидная площадка для самораскрутки. Несчастному Варшавчику многие коллеги, когда узнали, что поводом к интервью послужили исключительно слова Моськи, тут же посоветовали "выпить яду". Между тем, история "Кремля и Моськи" очень показательна. Моська, преследующий совсем другие цели, предельно ярко проиллюстрировал: насчет Общественной палаты на данном этапе не понятно ровным счетом почти ничего.

Чем, в самом деле, более убедительной должна казаться информация о приглашении в Общественную палату тульской комиссарши "Наших"? Тем, что "Наши" - структура, курируемая президентской администрацией? Мало ли, в самом деле, таких структур. Да и потом, если Путину понравился заданный на встрече с "Нашими" вопрос Юлии Городничевой, то почему бы не предположить, что ему пришлись по душе и антиоранжевые статьи Моськи? Как понравились, должно быть, прыжки Алины Кабаевой и добрые дела Леонида Рошаля.

Но главная интрига Общественной палаты, конечно, состоит не в логике назначений, а в том, как эта палата все-таки будет функционировать. Это, пожалуй, один из самых любопытных вопросов, на какие может дать ответ новый политический сезон. Потому что все остальное довольно предсказуемо. Депутатский корпус продолжит утверждать внесенные президентской администрацией законопроекты. Иногда какая-нибудь светлая депутатская душа будет выступать со своей собственной инициативой, иногда с такой инициативой будет выступать группа депутатов - особенно смешные эпизоды рутинной законотворческой деятельности наверняка найдут отражение на страницах газет. А Совет Федерации как был, так и останется скучнейшим местом, где нет даже подобия какой-либо оппозиционности, эдаким клубом единомышленников Сергея Миронова. Правительство, которому велено "оболонить" немного с масштабными реформами, продолжит свою неспешную работу по разработке таких реформ. В любом случае, широкие слои общества как не чувствовали свою сопричастность к законотворческому процессу, так ее и не чувствуют. Избирательная реформа и партийная реформы совершенно сознательно превращают Думу в инструмент власти, сверхпроводник кремлевских идей. Народ, как выяснилось, вполне устраивает и тот факт, что права выбирать губернаторов у них больше нет. Что может, да и что должна делать Общественная палата в условиях, когда власть объективно сделала ставку на централизацию, а миллионам россиян глубоко безразлична собственная непричастность к политическим процессам? Вероятно, это сложно осознавать, это нужно видеть. Общественная палата станет коммуникатором между обществом и властью только в том случае, если команда президента действует в рамках какой-то логики, которая сейчас далеко не очевидна.

А еще, хочется думать, в новом политическом сезоне есть возможность увидеть, как Россия, если и не сделает несколько шагов к былому величию на международной арене, то хотя бы покажет себя страной, достойно отстаивающей свои интересы. На постсоветском пространстве потенциально могут случиться как минимум еще две цветные революции - в Азербайджане и Казахстане. Даже при самых неблагоприятных для Кремля событиях - смещении Назарбаева и Алиева, 'бархатном' или насильственном, - нужно будет как-то и сохранить лицо и хорошие контакты с соседями, и не допустить таких действий, которые бы утвердили образ России как страны, добивающейся своих интересов грубыми, "кондовыми" методами. Этот образ и так уже охотно пестуют и балтийские страны, например, и Грузия, и Польша. Ничего позитивного в том, что таких стран будет больше, нет. И дело тут не в абстрактной моральной стороне дела. Иметь жесткие требования и не быть в состоянии адекватно обеспечить их исполнение есть признак слабости. На Украине мы это наглядно показали, и сейчас, когда Ющенко пошел на конфронтацию с Тимошенко, нам предоставлен шанс попытаться "завоевать" Украину обратно через украинский парламент. Только если Москва второй раз наступит на те же грабли и избирательные кампании пророссийских кандидатов будут вестись так же агрессивно-навязчиво, Украину мы можем потерять окончательно - никакого НАТО не надо будет.

В принципе же никаких сюрпризов во внешней политике не намечается. В Белоруссии смены власти не будет точно, потому что Лукашенко "цветных" революций у себя не допустит, а всякие другие, более кровавые революции, ну совершенно не нужны ни ЕС, ни НАТО, ни тем более России. Строить демократию в Белоруссии - это не то же самое, что строить ее где-то там, в Ираке, Афганистане или даже раздираемой этническими конфликтами Югославии. США по-прежнему будут оставаться единственной сверхдержавой, наша дружба с китайцами будет проходить суровое испытание временем и бездействием, а прибалтийские страны по-прежнему будут нам всячески шкодить.

И чем меньше на такие "наезды" будет обращать внимания Россия, тем лучше. Удачное лоббирование таких проектов, как, к примеру, прокладка по дну Балтийского моря Северо-европейского газопровода, скажется лучшим образом как на политическом, так и на экономическом положении России, чем двадцать подряд нот протеста, адресованных МИД РФ, скажем, Польше. Обезоруживать словами легко лишь российскую оппозицию.

       
Print version Распечатать