Доктор Джекил и мистер Хайд

21 июня открывается XXIX Московский международный кинофестиваль

Отечественные кинофестивали существуют, как доктор Джекил и мистер Хайд, в двух ипостасях. Одна из них - это кино, которое может быть лучше или хуже, но всегда реально, живо, способно к изменениям и открыто для обсуждений. Другая - замкнутое пространство, форма, контекст, церемонии, речи с трибуны, слова для ТВ - ритуальные пляски, медийная вуаль, создаваемая поверх кинематографической действительности (кинопоказа) и имеющая обыкновение превращаться в тот или иной идеологический жест, тоже вполне реальный.

Чем крупнее фестиваль, тем очевиднее противоречие. ММКФ в этом смысле всегда оставался лидером. С 1935 года гром победы в честь славного cовросса был готов раздаться в любую минуту вне зависимости от реальной расстановки профессиональных кинематографических сил. Но что казалось если и не естественным, то самоочевидным во времена Союза, когда советский зритель был не особенно хорошо осведомлен о качестве и количестве зарубежных кинокартин, сегодня выглядит как минимум натяжкой.

Эта шизофреническая ситуация обострилась в последние пять лет, когда ММКФ, чьим президентом является Никита Михалков, занялся активной пропагандой российского кино, включая в конкурсную программу по три отечественных фильма (в советские времена конкурс придерживался негласного правила - одну страну представляет один фильм) и не оставляя их без существенных наград. Так победителями XXVI и XXVII ММКФ стали картины "Свои" Дмитрия Месхиева и "Космос как предчувствие" Алексея Учителя. Последний случай газеты сочли особенно вопиющим, поскольку в 2005 году Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров учредила правила, позволяющие включать в конкурсные программы МКФ картины, показанные вне конкурса на других фестивалях. Это значительно повысило уровень конкурса XXVII ММКФ, и потому победа "Космоса" выглядит вдвойне сомнительной.

В этом году Россию снова представят три фильма. Детектив "Ничего личного" Ларисы Садиловой ("С любовью. Лиля", "Требуется няня"), "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой ("Небо. Самолет. Девушка") и "Путина" (2006) ныне покойного Валерия Огородникова. Присутствие русского языка этим не ограничится. В конкурсе примут участие украинская картина "У реки" Евы Нейман, ученицы Киры Муратовой, и грузинский "Русский треугольник" Алеко Цабадзе с Артемом Ткаченко и Константином Хабенским в главных ролях. Учитывая, что всего в конкурс вошли двадцать картин, пять - внушительное число.

Можно предположить, что главным конкурентом России станет независимое кино США: в конкурсе участвуют три американские ленты. Это "Шум" ("Noise", 2007) радикала Генри Бина, получившего в 2001 году "Золотого Георгия" за фильм о еврее-антисемите ("Фанатик"), "Любовь со словарем" ("Broken English", 2007), снятая дочерью классика Джона Кассаветиса, Зоей Кассаветис, о любовных прозрениях дамы бальзаковского возрасти, и "Вива" ("Viva", 2007) - приключения сексуально озабоченной экстремалки по имени Барби, которую играет режиссер картины Анна Билер. Следует обратить внимание на "Убийцу клана Инугами", сделанного 90-летним классиком японского кино Коном Итикавой. Любителям кинематографа Тарковского и Кайдановского, вероятно, понравится лента "Опиум" венгра Яноша Саса, картины которого ("Войцек", "Мальчики Витман") обычно отличаются равнодушной красотой, а персонажи не столько общаются между собой, сколько "обмениваются символами" (Михаил Ямпольский). Тем же, кто отдает предпочтение аскетичному социальному кино, скорее всего, придется по душе "Мужская работа" (Финляндия) Алекси Салменперя и "Надежда" (Германия - Польша) Станислава Мухи. Откроет фестиваль картина Эмира Кустурицы "Завет", побывавшая в Каннах и в ближайшее время выходящая в отечественный прокат. Не исключено, что конкурсная программа нынешнего фестиваля будет особенно слабой. В этом году после смены руководства фестиваля отборщикам пришлось работать в цейтноте и составлять программу за три месяца, что недопустимо мало для мероприятия такого масштаба. Однако спешка может привести и к другим результатам. Ведь иногда даже слабые, второсортные ленты, собранные вместе, могут рассказать о какой-нибудь актуальной тенденции и таким образом обрести дополнительный смысл. Так это произошло, например, на ХXVI ММКФ, когда фон запредельно слабого зарубежного кино, пытавшегося очистить от налета времени старые максимы и аксиомы, агрессивность, этическая замусоренность и профессиональная небрежность российских фильмов стали особенно очевидными.

Впрочем, люди, не на шутку интересующиеся кинематографом, считают, что тратить время на конкурс ММКФ - некомильфо и лучше сосредоточиться на дополнительных программах - "Перспективах", "8 1/2", "Московской эйфории". В этом году к ним примкнут "Итальянское кино сегодня", "Китайский экстрим", зарубежное документальное кино, ретроспективы Андрея Тарковского, Милоша Формана, Роберта Олтмена и Эмира Кустурицы, "Золотой век Голливудского мюзикла" и фильмы, сделанные на излете советской эпохи "Прощай, СССР!", в том числе "Счастливые дни" Алексея Балабанова и "Чекиста" Александра Рогожкина. К работе фестиваля после годичного перерыва присоединится и Музей кино, подготовивший семь специальных программ (читайте эксклюзивное интервью директора Музея кино Наума Клеймана "Русскому журналу"). Особое внимание следует обратить на картины классиков мирового киноискусства программы "Мир кино": "Жизнь в розовом свете" (Франция) Оливье Даана, "Секс и философию" (Франция - Иран - Таджикистан) Мохсена Махмальбафа, "Любовь и честь" (Япония) Ёдзи Ямады, "Сердца" (Франция) Алена Рене, "Спокойной ночи" (США - Великобритания) Джейка Пэлтроу, "Спасительный рассвет" Вернора Херцога и "Ангела" Франсуа Озона. Концепция кинопоказа XXIX ММКФ разработана при участии нового художественного директора фестиваля - госпожи Кирси Тюккюлайнен, возглавляющей отдел международных связей кинофонда Финляндии, известного киноведа, певицы и актрисы, снимавшейся в фильмах Аки Каурисмяки.

Отдельную программу составил президент кинофестиваля Никита Михалков. В нее вошли фильмы, которые, как считает Михалков, "сформировали его как режиссера": "Пепел и алмаз", "Семь самураев", "Андрей Рублев", "Ноль за поведение" и "400 ударов".

На протяжении последних семнадцати лет организацией Московского кинофестиваля занималась компания "Интерфест", а тендер на проведение фестиваля, устраиваемый Федеральным агентством по культуре и кинематографии, носил явный формальный характер. В этом году победителем конкурса стала компания "Медиафест", недавно созданная Михалковым, решительно не обладающим умением сотрудничать и делиться, а генеральным директором фестиваля - Наталья Семина, советник Михалкова по культуре, генеральный директор издательского дома "Сибирский цирюльник". Так что в качестве человека, полностью контролирующего ММКФ, Никита Михалков может позволить себе не только составление собственной нравоучительной программы.

       
Print version Распечатать