Цивилизационная провокация

Мир сошел с ума. Пожалуй, только так можно охарактеризовать то, что творится вокруг пресловутого "карикатурного" скандала. Сейчас можно констатировать главное - провокация удалась. В том, что это именно провокация, исчезают всякие сомнения при обращении к истории вопроса, которая в настоящее время плотно затушевывается средствами массовой информации, энергично распространяющими истеричные выкрики, то и дело доносящиеся с разных сторон.

Итак, в середине сентября редактор отдела культуры одной из крупнейших газет Дании "Юлландс-Постен" Флеминг Розе объявляет конкурс карикатур на пророка Мухаммеда. По его собственному признанию, это решение пришло ему в голову после разговора с одним детским писателем, который жаловался на отсутствие желающих иллюстрировать его книгу о Мухаммеде (напомню, что любое изображение пророков - в том числе, кстати, и Иисуса Христа, признаваемого исламом в качестве пророка, - запрещается священной для многих мусульман книгой Сунна).

Пораженный этим фактом, г-н Розе и решил конкурсом ударить по "самоцензуре" художников. 30 сентября 12 лучших работ были опубликованы на страницах "Юлландс-Постен" под названием "Лица Мухаммеда". Причем одна из карикатур изображала вовсе не пророка, а школьника Мухаммеда, пишущего по-персидски на доске: "Журналисты из "Юлландс-Постен" - скопище провокаторов и реакционеров". Автор этой работы, Ларс Рефин, в интервью французской "Монд" еще осенью заявлял, что единственная цель "Юлландс-Постен" - отравить отношения между мусульманами и немусульманами.

Дальше события развивались по предсказуемому сценарию: мусульманская община Дании возмущалась, редакция газеты прикрывалась свободой слова, руководство страны это прикрытие всячески поддерживало, а влиятельная националистическая Датская народная партия начала крупномасштабную антимусульманскую кампанию в СМИ, заработав на этом неплохие политические дивиденды (рейтинг ДНП поднялся с 13,5% до 20%). Затем на защиту довольно малочисленной мусульманской общины Дании (составляет всего около 3% населения) пришла заграница в лице Египта, Индонезии, Боснии и Герцеговины и еще группы государств. Однако и их, ничего не понимающих в демократии, датское руководство не испугалось: премьер-министр страны даже не встретился с делегацией послов этих государств, намеревавшихся обсудить с ним "карикатурную" проблему.

Особенно обидчивый Египет хотел было научить датское руководство правилам приличия путем раскручивания дипломатической кампании против этой страны (даже Кофи Аннану письмо написали) и угрозой введения санкций, но не успел: во Франции начались погромы, антимусульманские настроения в Европе резко усилились и мудрый египетский МИД, не желая подливать масла в огонь, как-то забыл о карикатурах. Тем более что и редакция газеты вроде как извинилась ("да мы ж не хотели никого обидеть, мы ж за свободу слова!"), и руководство Дании санкционировало "тщательное расследование" этого инцидента. Общественность в исламских странах еще чего-то повозмущалась (в Пакистане, например, в декабре, были зафиксированы забастовки, одним из требований которых было наказать виновников карикатурного скандала), но СМИ ни на Западе, ни на исламском Востоке особого внимания этой теме не уделяли.

Так бы, может, никто и не вспомнил о карикатурах, тлел бы конфликт где-нибудь в районе Копенгагена, как, например, дело о высказывании одного из руководителей упомянутой выше ДНП, что все мусульмане - потенциальные насильники. Однако 10 января, сразу после публикации доклада полиции об абсолютной законности действий газеты (каковая случилась 7 января) и очередного возмущения мусульман, карикатуры начале перепечатывать иностранные издания. Начало этой традиции положил норвежский евангелистский журнал "Магазинет". Норвежское правительство всякие проявления недовольства восприняло в штыки - свобода слова для нас важнее всего и точка. Сама возможность переговоров с мусульманами на эту тему была исключена.

Событие подхватили СМИ как на Западе, так и на Востоке. Это и понятно: демонстративно плевать на ислам становится модно, что не может не волновать мусульман, а, следовательно, и западного человека, известного любителя посмотреть на эти волнения. Дальше больше: в середине января уже целая серия европейских газет принялась защищать свободу слова путем такого же плевания в сторону мусульман. Тем это не понравилось, и они взялись за ответные меры: начиная с бойкота датских товаров и заканчивая разгромами посольств.

Теперь уже для раскручивания маховика "карикатурного" скандала сами карикатуры оказались не нужны: в качестве информационных поводов используется реакция одной стороны на реакцию другой. К тому же журналисты, пишущие о скандале, в редчайших случаях видели сами карикатуры, в противном случае непременно обратили бы внимание, что пророка Мухаммеда изображает вовсе не 12 (как сообщается в абсолютном большинстве СМИ), а, как указывалось выше, 11 рисунков.

Кому и зачем все это нужно?

Очевидно, любая провокация, а тем более такая "раскрученная", должна иметь определенную цель. Относительно "карикатурного" скандала таковая цель была различна в двух фазах его развития. Первая фаза, т.е. сразу после публикации карикатур, определялась антииммигрантскими настроениями в Дании и желанием некоторых политических сил, прежде всего, ДПР сыграть на них. Скандал был призван акцентировать внимание прессы на "неадекватном" поведении мусульман и возбудить общественную дискуссию об иммигрантах вообще. Едва ли тот же Флеминг Розе предполагал, что из зажженной им искры возгорится такое пламя.

Вторая фаза началась после перепечатки карикатур европейскими газетами. С этого момента провокация приобретает глобальный характер столкновения цивилизаций. Тему "раскручивают" все подряд. Особенно преуспели в этом консерваторы с обеих сторон: либеральные - на Западе и исламистские - на Востоке. Задача первых - с одной стороны, использовать антимусульманские общественные настроения для легитимации возможной агрессивной политики на Ближнем Востоке, с другой - получить максимальные внутриполитические дивиденды; вторые, в свою очередь, стремятся использовать шанс для укрепления своего авторитета в исламском мире, особенно (как в случае с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом или палестинским ХАМАС) при наличии непосредственной внешней угрозы.

Такая ситуация устраивает практически всех, кроме политических и бизнес-элит некоторых европейских стран, которые сильнее всего пострадают в результате очередного увеличения цен на нефть и возможных потерь на богатом ближневосточном рынке, а также прозападного руководства большинства арабских государств, заведомо проигрывающего в риторике исламским радикалам. События показали и неэффективность попытки "игры на опережение" со стороны саудовского правительства, которое 26 января, сразу после прихода к власти в Палестине ХАМАС, отозвало посла из Дании, желая тем самым предупредить завоевание мусульманского общественного мнения фундаменталистами. Более жесткая реакция последних обусловила перехват ими инициативы, а следовательно, безуспешность этой попытки.

Сегодня скандал привел к такому уровню противостояния и до такой степени примитивизировал политическое поле на Ближнем Востоке, связав тем самым руки всем западным игрокам, что необходимость скорейшего снижения его накала на Западе осознается все четче (об этом, кстати, свидетельствует уменьшение в последнее время количества публикаций в СМИ, затрагивающих проблему карикатур). Разумеется, актуальные проблемы уже в ближайшее время оттеснят карикатуры на второй, и даже третий план. Но "осадок", как всегда, останется. "Осадок" цивилизационного масштаба, в котором по большому счету не заинтересован никто.

       
Print version Распечатать