Атака - отступление - атака

Пятнадцатилетняя история отечественного антикварного рынка в определенном смысле представляет собой кампанию, в которой можно различить периоды лихих, безоглядных атак - и отступлений, позиционных сидений, когда на фронтах "было без перемен". Можно вспомнить, как это поле навеки покидали казавшиеся надежными подразделения (правда, некоторые из них потом пытались снова занять позиции, но уже не на передовой), как полупартизанские объединения постепенно превращались в регулярные части. Припоминается, как долгое время многих трясла лихорадка - даст министерство лицензию на торговлю антиквариатом или не даст - и как она неожиданно исчезла несколько лет назад, стоило лишь властям дать хинину: "лицензии отменяются".

В целом эту кампанию можно разделить на три этапа:

1) лихие "кавалеристские" аукционы первой половины 90-х гг.,

2) период методичного галерейного "окапывания", создания системы эшелонированного антиквариата во второй половине того же десятилетия и начало Антикварных Салонов,

3) участившиеся поездки дилеров "за зипунами" в Лондон, ожидание прибытия "союзников" и открытие "Второго фронта" в Москве. Последнее, понятно, относится к нынешнему десятилетию.

Конечно, 15 лет - цифра условная, поскольку антикварной торговлей у нас стали заниматься раньше, т.е. с конца 80-х годов. Все дело в "перестройке", которая в принципе легализировала коллекционерскую деятельность, разрешила и поощрила кооператорское движение. Предприимчивые люди, увидевшие успех московского аукциона Sotheby's в июле 88-го года, а также сводные выставки из собраний частных коллекционеров под эгидой Культурного фонда СССР , сделали определенные выводы. Кстати, в том же 88-ом, но чуть раньше, в феврале, был основан (на кооперативных началах, иначе и быть не могло) местный аукционный дом "Гелос". В своем нынешнем виде он отдаленно напоминает нечто подобное парижскому дому "Друо" с его аукционами-"обоймами", но, разумеется, рангом ниже. В начале 90-х в Центральном Доме художника часто-часто застучали молотки аукционных домов "Альфа-Арт" и "Магнум Арс", на распродажах которых попадались и весьма качественные вещи. Это при том, что тогдашние цены были относительно невысокими: в среднем от $ 5 до 10 тыс., в лучшем случае до $20 тыс., а $ 200 тыс. за Шишкина считалось уже невероятным топом. Параллельно этим китам работали аукционы помельче: в "Акции" дробью отбивали лоты графики и книг, торги "Литературной газеты" были уже ближе к разряду "блошиного рынка", "Купина", державшая сеть магазинов на Арбате, несколько раз выходила с "иконными" торгами, но вскоре рассталась с этой идеей, не находя особого спроса. Одно время пытался к себе привлечь внимание аукцион "Каталог", где команда искусствоведов специально подбирала знаточеские вещи. Но на то время публики с "разумным глазом" было немного, и аукцион как-то затух. Во второй половине 90-х мало у кого остался энтузиазм и желание быстро провести по торгам споро собранную коллекцию. Многие перешли к позиционной практике, без аукционного стука, работая с целевыми, точечными покупателями.

На смену аукционному буму пришли методичные антикварные съезды, на которые стали приезжать и коллеги из Петербурга. В 1996 году открылся Первый Антикварный Салон, организованный компанией "Экспо-Парк" там же в ЦДХ. Поначалу на призыв откликнулось всего 18 галерей. С 1-го по 5-й Салон их число утроилось, а к последним 20-му и 21-му перевалило за две сотни. Однако набирая в количестве участников, Салон стал терять в качестве. После ликвидации пресловутых "лицензий" развелась масса магазинчиков и просто лавочек, которые, торгуя нередко "блошиным" товаром, стали претендовать на звание галереи. Чтобы убедиться в снижении качества ассортимента, можно пересмотреть топ-листы вещей, представляемых ежегодно самими галеристами и коллегиями экспертов Салона. Все больше становиться работ второго, а то и третьего плана. Да и сами списки сокращаются.

Организаторы Салона, ощущая последствия набранного избыточного веса, пробовали хотя бы временами избавляться от него. Однако проект создать ярмарку из VIP-галерей так и остался проектом: "малые" сего рынка накрепко пристали к Салону. И надо сказать, что они-то, занимающие все три этажа ЦДХ, и делают ему кассу. Правда, центр его все же занимают 10-15 "виповцев". В таком виде Салон дошел до наших дней. А между тем, когда-то он предполагал принимать у себя антикварную "Антанту", предоставляя страницы своих каталогов парижским галереям Gismondi, Boccara, Francois Hayem и знаменитым Bernard & Benjamin Steinitz. Но, видимо, западным антикварам подобная компания показалась неподходящей. Сам же Салон вполне обосновано носит подзаголовок "Российский", который он и оправдывает сполна.

То, о чем у нас одни мечтали, а другие правомерно опасались, в один прекрасный день все же случилось. В мае 2004 года открылся Московский Международный салон изящных искусств (The Moscow World Fine Art Fair). Десант из более чем 20 именитых антикварных галерей из Франции, Бельгии, Германии, США и Японии, собранный швейцарцем Ивом Бувье, недвусмысленно заявил о своих амбициях. Антикварная "Антанта" выставилась в довольно странном месте - в Галерее Зураба Церетели - но тем самым заявила о своей отдельности и особенности, то есть без всяких русских. Хотя это была только "разведка боем" (привезенные вещи можно было лишь осмотреть и при желании зарезервировать для последующего приобретения за рубежом - таковы были условия), она заставила многих поволноваться. Ведь, привезли Пикассо, Моне, Явленского, Де Сталя, Фрэнсиса Бэкона, массу качественного ДПИ, мебели от "Луи?" до стиля модерн и ар деко (который так усиленно пытался пропагандировать Российский Салон). На следующий год MWFAF повторился, но уже в восстановленном Манеже. Снова без русских. На слух стали привычными цены: 500 - 700 тыс. евро, 1 - 1,5 млн евро.

Казалось, западная интервенция сомнет местную шкалу ценностей. Но нет, Москву не сдали, и более того, в третьем явлении MWFAF принял участие ограниченный контингент отечественных галерей, в значительной мере состоявший из галерей именно современного искусства - XL, Stella, Риджина, Гельман, Татинтцян. Что с очевидностью свидетельствует о качестве местных рынков современного искусства и антиквариата.

Так или иначе ситуация определилась: MWFAF относится к категории "А", Российский Салон - к "В". Просто они относятся к разным измерениям и развиваются именно в своих пределах. Так, например, MWFAF бывает, что движется к нашему современному искусству - галерея "Минотавр" привезла аж кухню-инсталляцию Ильи Кабакова. Правда, кто ее купит за 1 млн евро? Российский же Антикварный Салон, как и некоторые другие мероприятия "Экспо-Парка", все больше припадает на сторону не так уж и давнего социалистического реализма. Не случайно в этом году в ЦДХ прошла уже третья ярмарка "Полвека советского искусства". Кого же не устраивает ни тот, ни другой вариант, тот как на работу выезжает на russian sale в Лондон или в Нью-Йорк, или хотя бы в Упсалу. К счастью, в наступившую эпоху мирного сосуществования выбор выглядит безграничным.

       
Print version Распечатать