125-летний юбилей первого человека Средневековья

"Всякий образ и всякий символ, как бы сложен и труден он ни был, мы называем, и, следовательно, уже по этому одному он есть слово, входит в описание как слово, да и не мог бы войти иначе. Далее, каждое из этих слов может быть раскрыто: образ описуем, математический символ поясним и определим. Значит, вместо образов и символов могут быть подставлены их описания, своим чередом несущие в себе образы и символы, каковые опять-таки могут быть раскрыты подстановкой на место их соответственных им описаний. И так - далее".

П. Флоренский, "Наука как символическое описание"

22 января (или 21-го - разные источники сохранили разные даты) 2007 года исполнилось 125 лет со дня рождения русского философа, богослова, священника, физика, математика, поэта-символиста, изобретателя... Список можно продолжать до бесконечности. Цитата, вынесенная в эпиграф, как ни странно, достаточно четко отображает то, чем являлся Павел Флоренский. Каждое сообщество - будь то научное сообщество или Православная Церковь - стремится перетянуть Флоренского на себя, ограничить его описание, например, как философа, занимавшегося еще поэзией и работавшего священником, или как священника и богослова, имевшего изначально математическое образование, подспудно изобретавшего и писавшего трактаты и статьи по теории науки. Заметнее всего это проявилось в новостных текстах, посвященных юбилею. На научных сайтах - "философ Флоренский", на церковных - "отец Павел", на общеновостных - случайная подборка из всех возможных описаний деятельности Флоренского.

"Что я делал всю жизнь? - писал он в одном из своих последних писем. - Рассматривал мир как целое, как единую картину и реальность, но в каждый данный момент или, точнее, на каждом этапе своей жизни под определенным углом зрения".

Возможно, отчасти из-за этого юбилей Флоренского проходит почти незамеченным на государственном уровне - слишком сложна и многогранна личность Флоренского, чтобы можно было отразить ее простой программой торжеств. В основном большинство событий, приуроченных к этой дате, носят характер частных инициатив отдельно взятых музеев, институтов, организаций.

Одним из наиболее заметных мероприятий был День философского факультета МГУ, проводившийся в начале декабря в Московской духовной академии, в которой Флоренский в свое время преподавал. Пожалуй, это единственное связанное с юбилеем мероприятие, которое было отмечено присутствием представителей власти - полпреда президента в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко и его заместителя Антона Федорова. Одновременно с этим открылась выставка в Сергиевом Посаде. Характерно, что это была не выставка, посвященная Флоренскому вообще, а концептуальная подборка экспонатов из Московского музея Флоренского, созданного внуком Флоренского - отцом Андроником. Задачей ее было раскрыть и отразить деятельность Флоренского как преподавателя Московской духовной академии и сотрудника Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, спасшего сокровища лавры от разграбления.

Также из инициатив, так или иначе связанных с МГУ, можно отметить издание до сих пор не видевшего свет труда Флоренского "Священные переименования". Книга была опубликована издательством при храме святой мученицы Татианы при МГУ. Издательство "Мысль", начавшее печатать полное собрание сочинений Флоренского и собиравшееся выпустить еще два тома к 125-летию, увы, куда-то пропало с общественного горизонта - выйти на связь с ним не удалось. А ведь многие из трудов (сложно подобрать верное слово: "сочинения", скорее, относится к литератору, богослову; "трудов" - к ученому, философу, а куда отнести описания тех же изобретений?) Флоренского до сих пор не изданы или же не переиздавались за последние семьдесят-сто лет.

Как писал его внук академик П.В.Флоренский: "Если умозрительно соединить места, где побывал П.А.Флоренский: Германия, куда ездил в детстве, Дальний Восток - начало крестного пути, Закавказье, где родился и обратился к Богу, и, наконец, Соловецкий лагерь особого назначения, то получится крест. И если мысленно поднять его, опирая на основание - Дальний Восток, то как бы обозначится место упокоения христианина, лицом к востоку, чтобы, встав в день Страшного суда, увидеть крест как знак Воскресения и крест - отпечаток земной жизни. А в месте пересечения линий, где сердце, окажется Сергиев Посад - место подвига".

Во всех местах, так или иначе связанных с судьбой Флоренского: в Нижнем Новгороде, куда он был выслан в 1927-м году, в Архангельске, через который он отправлялся отбывать срок в СЛОН, а также в Новосибирске, Костроме и ряде других городов - открылись выставки в научных библиотеках. Хотя удивляет тот факт, что на Соловках о юбилее не вспомнили вообще - ни о 125-летии со дня рождении, ни о 70-летии со дня расстрела. Также до сих пор нет мемориальной доски на доме 10 по Мартыновской улице в Нижнем Новгороде, где Флоренский прожил пять с лишним лет - до ареста в 1933-м.

В октябре 2006 года на конференции "Павел Флоренский: текст и смыслы", проходившей в Костроме, было принято решение об установке в Костромском университете памятника Флоренскому работы Валерия Евдокимова. На итоговом заседании московской конференции "Наследие В.В.Розанова" высказывалось поддержанное московским правительством предложение организовать в бывшей квартире Розанова музей, посвященный религиозным мыслителям начала XX века, среди которых был и Флоренский. Пока эта идея так и осталась на уровне замысла.

В конце октября проходила международная конференция в Нижнем Новгороде "Идея государственности в наследии Л.А.Тихомирова и П.А.Флоренского". Крайне интересна именно тема конференции, поскольку Флоренский в работе "Мысли о будущем государственном устройстве России" высказывал, по сути дела, неприемлемый для современного мировоззрения тезис о том, что выборная власть совершенно не нужна будущей России. Да и не только для современного - эта работа была подшита к делу, заведенному на Флоренского в ГПУ. Пожалуй, это было единственное политическое заявление Флоренского, если не считать того, что после революции он решил для себя: "...Развиваемое мною научно-философское миропонимание не имеет ничего общего с вульгарным толкованием коммунизма".

Пожалуй, единственной государственной инициативой, связанной с юбилеем Флоренского, стал фильм, показанный 17 января на телеканале "Культура" . Фильм знакомил телезрителей с личностью "русского Леонардо" - Флоренского, то есть, проще говоря, был обзорным по содержанию и восторженным по интонации. Нет ничего плохого в том, что человека такого масштаба оценили по достоинству. Беда в том, что одно дело - когда подобного рода фильм создается, например, про Пушкина, с чьим литературным наследием все в порядке, и совсем другое дело - когда есть очевидные проблемы с творческим наследием, которые, по сути дела, игнорируются.

В идеале, конечно же, хотелось бы академического издания собрания сочинений П.А.Флоренского, проведения сообразных мероприятий по сохранению культурного и исторического наследия, создания информативных интернет-ресурсов (на данный момент, к сожалению, самым информативным и доступным ресурсом является пост ЖЖ-юзера labazov в сообществе ru_philosophy, в котором собрано небольшое количество ссылок на биографию и тексты Флоренского, а также на связанные с ним работы других авторов). Однако на данный момент предпосылок к этому не наблюдается, отчетливая государственная политика здесь не просматривается совершенно.

Но, возможно, используя термины Флоренского, наше затянувшееся безжалостное "Возрождение" рано или поздно закончится и наступит светлое и радостное "Средневековье" (именно так, а не наоборот) и к наследию "последнего человека Возрождения и первого человека Средневековья", как Флоренский сам себя называл, отнесутся с большим вниманием и пониманием. Для начала нужно взглянуть на Флоренского так же, как он смотрел на мир - как на цельное явление, а не совокупность отдельных более мелких составляющих.

       
Print version Распечатать