Российский президент конкретизировал принципы новой системы европейской безопасности

Президент России Дмитрий Медведев, выступая на Конференции по мировой политике во французском Эвиане, впервые озвучил пять принципов предложенного Москвой нового Договора о европейской безопасности.

Россия предлагает следующее. Первое. В Договоре должно содержаться четкое подтверждение базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений на евроатлаитическом пространстве. Это - приверженность добросовестному выполнению международных обязательств; уважение суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств и всех других принципов, закрепленных в Уставе ООН - этом, без преувеличения, фундаментальном документе.

Второе. Следует ясно подтвердить недопустимость применения силы или угрозы ее применения в международных отношениях. Существенно, что Договор должен дать гарантии единообразной трактовки и соблюдения этих принципов. Закрепить единство подходов к предупреждению и мирному урегулированию конфликтов на евроатлаитическом пространстве. Упор надо сделать на переговорных "развязках" - с учетом мнения сторон и при безусловном уважении к миротворческим механизмам. Может быть, надо закрепить и сами процедуры урегулирования споров.

Третье - это гарантии обеспечения равной безопасности, именно равной безопасности. Здесь надо следовать трем "не". А именно - не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других. Не допускать в рамках любых военных союзов или коалиций действий, которые ослабляют единство общего пространства безопасности. И наконец - не позволять, чтобы развитие военных союзов осуществлялось в ущерб безопасности других участников Договора.

Четвертое. Важно подтвердить в Договоре, что ни одно государство, и ни одна международная организация не могут иметь эксклюзивных прав на поддержание мира и стабильности в Европе. В полной мере относим это и к России.

Пятое. Целесообразно установить базовые параметры контроля над вооружениями и разумной достаточности в военном строительстве. А также - новое качество взаимодействия по таким направлениям как распространение ОМУ, терроризм, наркотрафик.

Медведев считает, что в ходе совместной работы над Договором "следовало бы также оценить, насколько адекватны требованиям времени созданные когда- то структуры".

"Подчеркну: мы не предлагаем ничего разрушать из уже имеющегося, - сказал президент, - Речь идет об их более гармоничной деятельности на основе единых правил".

Кроме того, в своем выступлении российский президент коснулся других важнейших тем:

- Однополярность в системе международной безопасности и экономике несостоятельна и бесперспективна. События 8 августа на Кавказе подтвердили, что в рамках блоковых подходов "умиротворить" или сдержать агрессора оказалось невозможным, и если безответственные, авантюрные действия правящего режима небольшой страны, в данном случае Грузии, способны дестабилизировать ситуацию в мире, это ли не явное свидетельство, что система международной безопасности, основанная на однополярности - несостоятельна.

- Идет накопление конфликтного потенциала в сфере безопасности. Истоки этого надо искать в событиях семилетней давности: тогда, из- за стремления США затвердить своё глобальное доминирование, был упущен исторический шанс на деидеологизацию международной жизни и строительство по-настоящему демократического миропорядка.

- Расширение НАТО осуществляется с каким-то особенным азартом; всерьёз обсуждается прием в НАТО Грузии и Украины. Причем, вопрос ставится таким образом: принять эти страны - значит одержать верх над Россией, а не принять - как чуть ли не "капитулировать" перед ней. Но речь-то идёт совсем о другом - альянс вплотную приближает свою военную инфраструктуру к границам России, проводит новые разделительные линии в Европе.

- Сила в отрыве от права неизбежно порождает непредсказуемость и хаос, когда все начинают воевать против всех, что и случилось в Ираке. А любое избирательное применение основополагающих международно-правовых норм - подрывает международную законность. Поэтому требуется решительный отказ государств - и больших, и малых - от войны как инструмента своей политики.

- Для выхода из финансового кризиса, во-первых, нужно упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования. Во-вторых, избавиться от серьезного дисбаланса между объёмом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ. В-третьих, укрепить систему управления рисками. В-четвертых, способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, усиливать ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний. И, наконец, в-пятых, сделать доступными для всех выгоды от снятия барьеров в международной торговле, от свободы перемещения капиталов.

Источник: ИТАР-ТАСС

       
Print version Распечатать