Журфакология

Немногие доверят свою жизнь врачу, не учившемуся в медицинском институте. Однако журналист без соответствующего диплома - явление распространенное. Более того, бытует мнение, что студенты и выпускники журфаков вообще профнепригодны. Квинтэссенцией этого умонастроения стала провокационная статья "Факультет ненужных вещей" в журнале "Эксперт", в которой маститый журналист Александр Тимофеевский дал крайне жесткую отповедь журфаку МГУ.

Материал г-на Тимофеевского я читал в понедельник утром по пути на работу. С чем-то согласился, на что-то обозлился, а приехав на службу, обнаружил, что в Интернете уже завязалась оживленная дискуссия. С каждым часов она становилась все интенсивнее: незамысловатая провокация Тимофеевского буквально вывернула журфак наизнанку. Сотни недалеких студентов бросились защищать "родной факультет". Болото "розовых кофточек и гламурных мальчиков" зашевелилось, заговорило; людям вокруг стало страшно и смешно от этого словесного брожения.

Журфак они защитили. Но ошибок (орфографических и грамматических, стилистических, даже фактических) нагородили при этом столько, что лучше бедняге факультету не стало. Толковые выпускники, внятно описавшие свою учебную юность и профессиональные победы, остались в меньшинстве.

И все же изначальный вопрос - правильно ли учат на журфаке - в гвалте и круговороте слов затерялся. Тимофеевский поставил диагноз "не пригоден": выпускник журфака работать на должном уровне не может. Значит, и учат не так, как надо. В целом согласны с этим и герои статьи "Страсти по журфаку" (Алексей Надеждин, "Русский Журнал"). Они, как и Тимофеевский, рассказывают несколько страшных историй, иллюстрирующих фантастическую профессиональную недееспособность студентов с Моховой. Единственным оппонентом сторонников этой точки зрения (и, кстати, самым ярым защитником журфака МГУ в Интернете) стал Александр Смотров, корреспондент РИА "Новости" в Великобритании. "Мне реально были интересны и нужны эти знания", - говорит Смотров, но добавляет, что их все же "для работы недостаточно".

Итак, проблема очевидна. Качество образования на факультете журналистики МГУ (другие журфаки пока даже не обсуждаются) вызывает все больше и больше вопросов.

"Когда я учился (1997-2002), уровень преподавания журналистики как профессии был практически нулевой. Редкая профстудия, поначалу набравшая 30 слушателей, долетала до середины семестра с таким же количеством участников на борту. При этом "филологическая база для журналиста" давалась очень хорошая - слава Н.А.Богомолову и его кафедре. Кстати, есть и другая проблема: большое количество талантливых студентов просто не идет в журналистику. Им хочется творчества, и в конце концов они предпочитают считать за таковое сочинение рекламных роликов или труд в пиар-отделе: полдня на контору, полдня для вечности - быстро скрывая окно с недописанным романом, если кто-то входит в кабинет. Типа работаю я, отвалите", - считает Николай Кононов, корреспондент журнала "Forbes".

Каким же образом строится процесс обучения на журфаке? Стоп, мы торопимся: сначала нужно на него поступить. Вступительные испытания состоят из двух туров: творческого конкурса и двух общеобразовательных экзаменов - сочинения (оценки за грамотность и содержание) и иностранного языка (любой на выбор, одна оценка). В свою очередь, творческий конкурс заключается в предоставлении на суд приемной комиссии пяти заверенных редакцией публикаций вкупе с характеристикой, творческого сочинения (русский язык не проверяется) и собеседования. Пройти творческий конкурс можно либо в апреле, либо в конце июня, перед основными экзаменами.

К сожалению, творческий конкурс на журфаке МГУ - откровенная профанация. На данном этапе, фактически эмулирующем ситуацию приема на работу (резюме - тестовое задание - собеседование), отсеивается лишь 1 (один) процент абитуриентов. Десять человек из тысячи поступающих. Невозможно даже представить, чтобы где-то так брали на работу без риска разрушить бизнес.

Творческий конкурс проверяет не жизненные устремления и отношение к будущей профессии, но сугубо желание поступать именно сюда, на Моховую, дом 9. Бывают анекдотические случаи, описанные в "МК" Марком Дейчем. Таким образом, если школьник не пожалел времени и собрал все необходимые справки/характеристики, да опубликовал хотя бы 5 информашек в районной газете, то первый тур экзаменов на журфак, считай, пройден.

Дальше - сочинение. Самый сложный экзамен. Чтобы претендовать на бюджетное место, нужно получить 4/4. Пятерки ставят крайне редко. Здесь происходит основной отсев страждущих получить высшее журналистское образование.

Иностранный язык сдается в письменной форме, особенных проблем с ним, как правило, не возникает: в моем потоке был только один человек, который умудрился сдать его на 4 после удачного сочинения. Но он действительно совсем не знал английский.

Через несколько дней после последнего экзамена происходит зачисление на факультет журналистики МГУ. В ходе этой торжественной процедуры выделяется большое количество дополнительных платных мест для тех, кто недобрал одного-двух баллов. За счет платников курс раздувается до ирреальных размеров, а на факультет, при конкурсе 3-3,5 человека на бюджетное место, попадают практически все желающие.

При такой системе поступления логично было бы организовать жесткую систему "отсева" нерадивых студентов по ходу обучения, как это часто делается на технических факультетах. Как бы не так: общеизвестно, что с журфака отчисляют только в самых "экстремальных" случаях. А спустя несколько месяцев спокойно дают восстановиться.

Итак, вчерашний абитуриент благополучно стал студентом. Что же он встретит на факультете журналистики? Слово студенту Андрею Баранову, редактору международных новостей телепрограммы "Вести": "Что касается общеобразовательных дисциплин, уровень преподавания на журфаке вполне достоин звания факультета МГУ. Он подразумевает, что к звездам студенты идут через тернии школярства: скрупулезное выполнение домашних работ, реферирование ради реферирования, борьба с методическими планами и титаническими списками литературы и прочие маленькие радости академической жизни. Готовы студенты к этому или нет - вопрос к ним самим. Добавлю, что это происходит в фирменной либеральной атмосфере, что очень помогает тем, кто пытается работать во время обучения (а это единственный способ получить достойную должность к моменту получения диплома)".

Получается филфак с либеральной атмосферой. Маловато для журналиста - необходимо некое "введение в профессию", практические навыки. Но тут начинаются проблемы: "Профессиональное образование на журфаке, на мой взгляд, отсутствует. То, что я видел за пять лет экскурсий и полтора года собственного обучения, невозможно оценить с точки зрения практической пользы. Это бездумное повторение морально и технически устаревших учебных планов. Самое красноречивое свидетельство, конечно, - процент практических журналистских дисциплин в учебном расписании. За это время нельзя никого ничему научить. Единственное, что остается, - закалка боем: в студиях, редакциях, информационных агентствах".

Согласен со Андреем Барановым и его однокурсник Максим Голованов: "Журфаковцу все приходится доставать и понимать самому. На факультете не хватает современной техники. Компьютеры вроде бы есть, но где - никто не знает. Нет цифровых фотоаппаратов (мы до сих пор учимся снимать на "Зенитах", которые не пригодны для репортерской работы), видеокамер, диктофонов. На журфаке нет постоянной еженедельной газеты и радио. Хотя возможностей куча: провели wi-fi интернет, так ведь можно наши выпуски теленовостей в Сети показывать. Но это все мечты. Равно как и хорошее трудоустройство после университета. Поэтому все сейчас и работают, ищут свое место в жизни, набираются опыта".

Насладившись академической жизнью и не найдя хотя бы компьютера, чтобы о ней написать, студент получает счастливую возможность обучиться азам профессии на деле: пройти летнюю практику в интересной ему редакции. И тут выплывает интересный факт: он не хочет практиковаться. Ему не интересно работать по-настоящему. "Зачем я буду стажироваться в известной газете за гроши, если можно получить свои 50 баксов за текстик в глянцевый журнал", - лейтмотив высказываний большинства журфаковцев.

Встают две проблемы: сознательность обитателей здания на Моховой и качество рынка. С одной стороны, на журфаке, как мы уже выяснили, так или иначе занимаются практически все, кто этого хочет. Люди делают по 10-12 орфографических (!) ошибок в не самом сложном диктанте, но бесплатно учатся на дневном отделении. При этом московский рынок СМИ так раздут и на определенном "глянцевом" уровне предлагает новичкам столь неоправданное вознаграждение за труды, что удивляться профессиональным качествам студентов факультета журналистики не стоит. Они знают, что все равно найдут свою нишу, будут востребованы. Но к МГУ это отношения не имеет - скорее, к специфике рыночной экономики и развития массовой культуры в России.

"Корень проблемы журфака кроется в селекции при поступлении. Представляю, что факультет вдруг наполнился ребятами значительно более развитыми интеллектуально, и слюнки текут", - мечтает студент международного отделения Антон Мурад. Перспектива действительно заманчивая - возможно, когда-нибудь это и произойдет. Однако сейчас 4-е и 6-е место в списке самых читаемых на журфаке изданий занимают, соответственно, "Московский Комсомолец" и "Аргументы и Факты"1. При этом тот же "Эксперт", судя по исследованию, регулярно читает 0,5% студентов журфака. Об интеллектуальном развитии говорить, видимо, преждевременно.

"Мой опыт говорит о том, что в практической общественно-политической журналистике конкурентных преимуществ у выпускников журфака МГУ нет. У них есть какие-то специальные навыки, но ими может овладеть и любой человек со стороны. Журфак дает очень хорошую гуманитарную подготовку, но этим отличаются и все приличные факультеты этого профиля, а их немало, - говорит основатель еженедельника "Компания", генеральный директор ИД "Курьер" Андрей Григорьев. - Если взять "Компанию", то за 7 лет в редколлегии журнала был только один выпускник журфака. При этом у нас работали люди с философского, экономического, исторического факультетов. Был даже один выпускник Консерватории".

Журфаком МГУ уже 40 лет руководит Ясен Николаевич Засурский. Вроде бы декан старается не допустить отставания своего факультета от вызовов времени: четвертый год на факультете работает отделение интернет-журналистики, реформируется кафедра теории и экономики СМИ, установлен wi-fi интернет, обустроена современная типография. Но "студенты сами решают, чему и как им учиться, что взять на факультете. Кто-то хочет получить качественное образование, а кто-то нет. Мы просто стараемся дать им все, что в наших силах", - так "на ходу", глубоким пятничным вечером, прокомментировал Засурский шумиху вокруг журфака. Что ж, какие студенты, такой и результат.

Примечания:

1 Исследование проведено газетой "Холмогоры" в ноябре-декабре 2005 года. Подробная раскладка будет опубликована в январском номере издания.

       
Print version Распечатать