Жизнь налаживается

Итоги года "по-золотомасочному"

Подводить театральные итоги в декабре - дело какое-то нелепое, ведь театр живет сезонами, и именно внутри сезона развивается особая театральная драматургия со своими пиками и падениями: завязываются и разрешаются конфликты, стреляют висящие ружья и т.д. А потом наступают летние отпуска, и в сентябре обо всем, что казалось важным и возмутительным, мало кто помнит - начинается новый сюжет. Чтобы не идти поперек естественной жизни театра, я подведу итоги так, как это принято в "Золотой маске". К концу декабря она обычно объявляет выработанный экспертным советом список номинантов на главную театральную премию - то есть спектакли, которые будут участвовать в фестивале грядущей весной. Их определяют по итогам прошлого сезона, а лучший зарубежный (гастрольный) спектакль выбирают исходя из событий календарного года. И это правильно: гастроли живут по каким-то своим фестивально-туристическим законам и с событиями отечественной театральной жизни не связаны. Скорее, они влияют на будущее, и через год-два после приезда очередного шедевра, можно увидеть, как много его отражений возникло в столичных спектаклях.

В этом году я сама была членом экспертного совета, так что могу прокомментировать итоговый список, а заодно сказать о спектаклях и именах, тоже достойных быть среди номинантов (в чем, к сожалению, не смогла убедить других). Начну издалека.

Прошлый сезон был как-то необычайно плох. Старожилы, как говорится, не припомнят. Дело не в том, что совсем не было достойных спектаклей - они были. Но ведь уровень сезона определяется не несколькими главными событиями, а рядовыми премьерами, как в архитектуре: город создают именно рядовые постройки, а не центральная площадь с кремлем.

Не буду ритуально хаять антрепризы: признаться, я давно туда не хожу и думаю, что если артистам, режиссерам и продюсерам надо подзаработать, то мои вкусы, как зрителя, они не учитывают. Несчастье в том, что в прошлом сезоне антреприза сама догоняла меня, и не в одном театре, а по всему городу. Приходишь в какое-нибудь солидное государственное учреждение культуры, даже на классическую пьесу, - и на тебе. Поймите меня правильно: я ничего не имею против искусства популярного, ориентированного на коммерческий успех и т.д. Идут же, как раз с прошедшего сезона, в Москве знаменитые "Кошки", и я всякому посоветую сходить на них с ребенком. А как вспомню "Пьесу без слов" Боурна на Чеховском фестивале, так и вовсе дух захватывает. Но отечественные постперестроечные антрепризные традиции - это не суперпрофессионализм в яркой подарочной упаковке, а какой-то дикий, низкопробный дух, который даже самых лучших актеров превращает в участников жэковской самодеятельности с кривляньем и прибаутками. И дух этот нынче витает почти над всеми государственными театрами, регулярно превращая весьма богатые постановки видных режиссеров со знаменитыми артистами в черт знает что.

Я не говорю о неудачах. Неудача - вещь благородная, стыда в ней нет, со всяким может случиться. Я говорю о спектаклях, где пшиковый результат соответствует пшиковому замаху. Где мысль в лучшем случае одна и коротенькая-коротенькая, как у Буратино. Театр наш по качеству постепенно приближается к нашему же телевидению, где все должно быть коротко и понятно, поскольку решено, что зрители, во-первых, глуповаты, во-вторых, они привыкли ежеминутно отвлекаться и совсем не могут сосредоточиться, ну и, наконец, у них просто нет времени. Может быть, кто-нибудь догадывается, что это не так, но ничего не поделаешь - так договорились.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что "коротко и понятно" - требование не зрителя, а театра. Времени думать, разбираться в тонкостях, прежде всего, нет у него. Сегодня в солидных театрах на репетицию, в которой задействован большой актерский состав, артистов собрать невозможно - все на съемках, а те, кто пришел, нервничают, смотрят на часы и посреди монолога отбегают к мобильным телефонам. И если раньше, видя на премьере сыроватый спектакль, критики думали, что через месяц, когда актеры успокоятся и притрутся друг к другу, все станет лучше, то теперь собранные на скорую руку премьеры через месяц разваливаются окончательно.

После такого сезона, начав работать в экспертном совете, я надеялась, что нынешний столичный провал мы сможем скомпенсировать, выбрав для "Золотой маски" хорошие спектакли из Питера и провинции, но оказалось, что там дела были ничуть не лучше. Директор екатеринбургского фестиваля "Реальный театр", куда съезжаются все значимые постановки из Сибири и Дальнего Востока, с изумлением говорил, что такой слабой программы у него еще не было. Питерские спектакли тоже навевали уныние. Так что при всех стараниях экспертов рассчитывать ближайшей весной на ударный фестиваль (он пройдет с 29 марта по 16 апреля) не приходится.

Но хватит ворчать, расскажу о номинантах. Такой рассказ неизбежно предполагает перечисление. Тем, кто ходил в театр, оно поможет вспомнить, что он увидел хорошего, и записать в книжечку, что было пропущено, чтобы наверстать на фестивале.

Среди выдвинутых на премию спектаклей в номинации "Большая форма" (а ее принято считать главной) есть только две московские постановки: "Три сестры" Петра Фоменко ("Мастерская Фоменко") и "Лес" Кирилла Серебренникова (МХТ). Обе - безусловные столичные "первачи", и добавить к ним, по большому счету, нечего. Жаль только, что ни из той, ни из другой не выдвинуто на премию ни одного актера. Вероятно, оттого что в ансамблевом спектакле Фоменко трудно выделить кого-то одного, а "Лес", как считают те, кто видел его недавно, на волне огромного зрительского успеха совсем пошел вразнос и те артисты, которые отлично играли на премьере (а там были очень хороши многие: и Тенякова (Гурмыжская), и Назаров (Несчастливцев), и Леонтьев (Счастливцев), и Добровольская (Улита), и Буланов (Чурсин)), стали, как говорят в театре "наигрывать, как шакалы".

Есть в афише "Маски" и еще один "большой" спектакль - "Последняя жертва" (Малый театр). Впрочем, сама постановка, довольно вялая и архаическая, на премию не выдвинута. В номинантах в виде исключения значится лишь один ее актер - обаятельный и витальный Василий Бочкарев, отлично сыгравший купца Прибыткова. Жаль, исключение бывает только одно: будущий фестиваль лишился Константина Райкина с очень изощренной актерской работой в лихо закрученной и весьма коммерчески успешной "Косметике врага", которая идет поочередно на сцене Пушкинского театра и "Сатирикона".

Из питерских в большой форме выдвинут "Оскар и Розовая дама" (Театр Ленсовета). Это моноспектакль Алисы Фрейндлих (я писала о нем, когда он был в Москве на Чеховском фестивале), и полагаю, что актриса имеет все шансы получить приз за лучшую женскую роль. Среди провинциальных спектаклей сразу два омских: "Вишневый сад" Евгения Марчелли (Театр драмы), довольно энергичное зрелище со стриженой эмансипе Раневской и видео вместо декораций), а еще редко ставящиеся горьковские "Чудаки" ("Пятый театр") в постановке Анатолия Праудина - спектакль основательный, традиционный и добротный. Из "большого" списка новичок на "Золотой маске" только один - театр из Кызыла с "Королем Лиром" на тувинском языке, зрелище не без экзотичности, но в целом вполне традиционное и массивное.

Далее - о "Малой форме". Этот список обычно бывает интереснее. Тут сразу четыре московских спектакля. Во-первых, издевательский "Изображая жертву" того же Кирилла Серебренникова (МХТ). (Надо сказать, в Питере тоже есть вполне достойный спектакль по этой пьесе - он идет на малой сцене "Балтийского дома" в постановке Игоря Коняева). Тут из актеров на премию выдвинута Алла Покровская, играющая ресторанную "японку" с уморительным и абсурдным "серьезом". Еще один серебренниковский спектакль прошедшего сезона - скандальная и имеющая много восторженных почитателей "Голая пионерка" на "Другой сцене" "Современника" - в список номинантов не вошла. Я не поклонник этой постановки, но думаю, что Чулпан Хаматовой, играющей в нем заглавную роль, следовало бы значиться в ряду претенденток на лучшую женскую роль сезона.

Далее - "Шинель" в постановке Валерия Фокина тоже на "Другой сцене" "Современника". Это моноспектакль Марины Нееловой, самоотверженно выходящей на сцену в роли младенческого старичка Акакия Акакиевича. Неелова, я думаю, главный соперник Фрейндлих в номинации "Лучшая женская роль". Хотя роль ее определенно мужская.

Третий московский спектакль - "Сцены из деревенской жизни" по "Дяде Ване", поставленный Юрием Погребничко в своем театре "ОКОЛО" уже после пожара. В этой постановке, сделанной в японском стиле, главный герой не дядя Ваня, а профессор Серебряков, похожий на старого самурая. Его играет Алексей Левинский, который и номинирован на "Маску" за лучшую мужскую роль.

И наконец, четвертый московский спектакль - "Мальчики" Сергея Женовача ("Студия театрального искусства"), сделанный по нескольким главам из "Братьев Карамазовых". Надо сказать, создание этого театра из выпускников курса Женовача в РАТИ - одна из немногих хороших новостей прошедшего сезона. Славная команда молодых актеров и режиссеров с пятью дипломными спектаклями, чистыми, искренними и сделанными на совесть, вызвали такой ажиотаж среди критики и публики, какого в последние годы не удостаивался ни один выпускной курс. Даже курс Фоменко, из которого была создана его "Мастерская", хоть и был актерски явно более "звездным", не был встречен с таким восторгом. Причина одна: все уже так устали от халтуры, что появление команды, относящейся к театру серьезно, воспринимается как чудо. Поэтому впервые за двенадцать лет существования "Золотой маски" в список ее номинантов и внесли студенческий спектакль. (Правда, в этом году в списке есть еще одна студенческая работа, но о ней - позже.)

От Петербурга в "малой" афише "Маски" - "На дне" не так давно существующего Небольшого драматического театра, руководимого Львом Эренбургом. Неровный и очень физиологичный спектакль молодые актеры играют с таким драйвом, что успели завоевать множество поклонников не только у себя в Питере, но и в Москве, где гастролируют довольно часто. К сожалению, в список номинантов не попала яркая и необычная постановка "Александринки" - "Петербург" Андрея Могучего. Фантастический и очень сложно организованный спектакль, который летом играли во дворе Инженерного замка, где разъезжали на колесиках отдельные зрительские ложи, придуманные художником-выдумщиком Александром Шишкиным.

Провинцию в "малой форме" представляет снова Омск и снова Евгений Марчелли со спектаклем Театра драмы (если бы не Кызыл, то казалось бы, что в этом году нигде, кроме Москвы, Питера и Омска, театры не работали). "Фрекен Жюли" - спектакль и правда действующий сильно; такой страстный и чувственный, что со сцены в зрительный зал буквально проскакивают электрические искры. Главным образом это происходит из-за брутального актера Виталия Кищенко, который играет Жана, - он и выдвинут в номинации "Лучшая мужская роль" (на прошлую "Маску" его выдвигали за роль Вершинина в "Трех сестрах").

Теперь о номинации "Новация", тоже очень важной для фестиваля, тем более что в нее принято загонять все не только инновационное, но и вообще находящееся на стыке жанров, что крайне популярно сегодня в театре. Из четырех спектаклей, которые здесь значатся, три московских. Первый из них - "Бытие # 2" Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова. Спектакль странный, парадоксальный, спорный, но так мощно энергетически заряженный, что буквально сбивает зрителей с ног. Затем "Смерть Полифема" театра "Тень" - новый поворот в репертуаре крошечного "Лиликанского королевского театра", на чью сцену теперь выходит живой актер, и не абы какой, а звезда Большого Николай Цискаридзе. И третий - "Недосказки". Тут уж совсем необычная ситуация - это представление, которое художник Дмитрий Крымов поставил со своими студентами-художниками в Школе-студии МХАТ, и главное в нем не сюжет или игра, а именно изобразительность, странные персонажи-монстры, которых студенты выделывают из своих тел, используя тряпки и краски. Самое удивительное, что ни в одном из этих трех спектаклей (а в номинации "новация" авторство особенно важно) на премию не выдвинут режиссер. Лишь в одной "новационной" постановке режиссер отмечен - в питерском спектакле " Между собакой и волком" Андрея Могучего, где роман Саши Соколова превращен в густое и нерасчленимое театральное варево из звуков, картин и людей.

Теперь перейдем к зарубежным гастролерам. Как известно, сильные театральные впечатления от привезенных спектаклей способны удержать на плаву самый тухлый сезон и не позволить искушенным театралам разлюбить театр. Так и получилось: прошлый сезон завершился двухмесячным Чеховским фестивалем, где, может быть, и не было такого количества шедевров, как в его первые годы, но тоже было на что посмотреть. Начиная с полунинского шоу "Урбан Сакс в "Аквариуме" с пятьюдесятью саксофонистами и двух музыкальных спектаклей - " Эраритжаритжака" немца Геббельса (с участием "Мондриан-квартета") и "Шума времени" британца МакБерни (с участием легендарного Эмерсон-квартета). Затем постановки Петра Фоменко с французскими актерами ("Лес" в "Комеди Франсез") и англичанина Деклана Доннеллана с нашими артистами ("Три сестры"). Плюс ко всему блестящий современный драмбалет "Пьеса без слов" Мэтью Боурна из Лондона. Пожалуй, именно Чеховский фестиваль, продливший театральный сезон до самого августа, и сгладил унылые воспоминания о столичных премьерах прошлого года.

Нынешняя осень тоже не обидела нас гастролерами. В программе питерского "Балтийского дома" нам показали спектакль с участием еще не бывавшей в России европейской звезды - Люка Персефаля с вульгаризованным и невероятно сильным "Отелло". В столичную программу "Балтийского дома" в Москве" питерцы включили эффектного "Эдипа-царя" Оскараса Коршуноваса и "Песнь песней" Някрошюса (которая, впрочем, уже один раз была в Москве). А на фестиваль NET, кроме всего прочего, приехала отточенная и лаконичная, как балет, немецкая "Эмилия Галотти" в постановке Михаэля Тальхаймера. Выбирая лучший зарубежный спектакль года, критики, как водится, указали на последний из звездных - так и получилось, что в апреле за премией приедет сорокалетний немец Тальхаймер. Но противников этого выбора, кажется, нет - спектакль и впрямь удался. Да и нынешний сезон, уже дошедший до половины, выглядит бодрее, чем прежний. Так что, похоже, жизнь налаживается.

А о предновогодних премьерах я вам в январе расскажу.

       
Print version Распечатать