Вертикаль 3

Сила или эффективность?

Давайте еще раз вернемся к истокам и вспомним: что же такое "вертикаль власти"? Все очень просто: строительство вертикали власти - это программа государственного строительства и реформы системы власти, где государство и власть выступают тождественными понятиями. Пишем государство - подразумеваем власть, пишем власть - читаем государство.

Три основных принципа, которые характеризуют реформу власти, - эффективность, сила и управляемость. Из них любимое слово президента - эффективность. О сильной власти Владимир Путин одно время говорил много и с охотой, но потом перестал. Реже всего в его речи встречалось слово управляемость.
Замысел президента заключался в том, чтобы сделать власть сильной и эффективной. На тот случай, если кому-то не понравится слово "сильная", Путин уточнил, что сильное и эффективное государство - одно и то же1. На самом деле это не так. Сильное государство и сильная власть не всегда бывают эффективными. И когда Путин говорил об их тождестве, он лукавил. Разумеется, с благой целью. Проект подразумевал использование силы власти для повышения эффективности работы государственных органов.

Но вся власть, вся совокупность властных институтов по определению не может быть сильной и использовать силу в качестве основного инструмента отправления своих полномочий. Сильной может быть только часть власти, другой ее части, следовательно, необходимо быть эффективной. То есть продуктивной и работоспособной. Связующим звеном вертикали выступает управляемость. Такова, если вспомнить классиков, диалектика вертикали власти.

Спустя некоторое время, президент разводит слова "власть" и "сильная". Всю "силу" решают отдать стране. Ей дают установку быть сильной, выживать в конкурентной борьбе и стать великой державой2. И не только России, а еще и "Единой России". Отказываясь от употребления опасного термина, Путин вместе с ним передает "Единой России" и часть своего рейтинга. Партии он нужен больше, чем президенту, ибо к 2003 году основание вертикали институционально сформировано. Власть накопила достаточно силы, чтобы остались те, кто был способен усомниться в этом. Настал момент, когда необходимость говорить о сильной власти ушла в прошлое. Да и выбираться "Единой России" предстояло раньше, чем президенту.

На публике про управляемость Путин говорил всего пару раз. Говорил он про управляемость, пожалуй, в один из самых ответственных дней своей жизни - в пятницу 24 марта 2000 года, накануне своих первых выборов3.

У управляемости есть одна существенная особенность. Не бывает управляемости просто так, самой по себе. Для управляемости в ее вертикальном варианте требуются субъект и объект управления. Повышение управляемости, соответственно, состоит в том, что управляющий начинает больше и лучше управлять, а управляемый легче и с большей охотой подчиняться. Не сложно догадаться, что успех процесса обеспечивается обоюдным согласием второй стороны. Схема стара как мир: постановка задачи - ее выполнение - контроль - поощрение или наказание. Суть же процесса повышения управляемости сводится к последовательному устранению разного рода помех на всем пути следования властного сигнала: сомнений, излишних политических амбиций, возражений третьих лиц, поступления сигналов из альтернативных центров власти и т.д.

Надо признать, что одной из поставленных целей Владимир Путин достиг: люди, которые сегодня находятся во власти, стали гораздо более управляемыми. И не только они. А вот с эффективностью все оказалось несколько сложнее. И, судя по всему, за оставшееся до 2008 года время изменить ситуацию уже не получится.

Повысить эффективность работы властных органов, по замыслу президента, предстояло с помощью проведения административной и муниципальной реформ. И на волне успеха укрепления вертикали власти казалось, что ничто не способно помешать реализации замыслов президента. Но эти реформы, как назло, оказались "заколдованными", словно лежит на них некое древнее, исконно русское заклятье. Все благие намерения увязли в бюрократическом болоте. Муниципальная реформа отложена до 2008 года. Запустить административную реформу не удалось, и, судя по всему, вряд ли ей дадут старт в ближайшее время. Вариант, совместно разрабатываемый Минэкономразвития и Высшей школой экономики, не выдерживает никакой критики. Да и какую перетряску власти можно планировать накануне 2008 года?

Путин начал понимать всю тяжесть ситуации еще в 2003 году и заговорил о тяжелейшем кадровом голоде и нехватке современных управленцев4. Концепция поменялась. Теперь эффективность перестала быть свойством государственной системы управления, став врожденной способностью отдельных людей. Согласно новой формуле, эффективность - это, прежде всего, эффективные управленцы. Снова вернулись к проверенной советской формуле: кадры решают все. Талантливых и современных управленцев нужно выращивать. Но как это сделать в условиях тотальной управляемости системы власти? Способна ли вертикаль взращивать эффективных (а не управляемых) управленцев? Исключения, к счастью, имеются, но только формула эффективности из них не складывается. Наконец, в распоряжении Путина не было и такого количества времени.

После этого с принципом "эффективности" случилась та же история, что и с принципом "силы". Его отдали, если можно так выразиться, в семантический лизинг. На этот раз отдали экономике. Именно тогда и родилась концепция удвоения ВВП. Снова не вышло, после чего перешли от концепции тотальной экономической эффективности к концепции выборочной эффективности. Когда нельзя сделать эффективным все и всех, уж лучше вкладывать средства в те направления, чья эффективность не вызывает сомнений. Так родилась концепция национальных проектов. Но их эффективность также ограничена. Ограничена отнюдь не перспективами стратегического развития экономики, а рамками истории. Нужно, чтобы запомнили не только по отстроенной вертикали, взлетевшим ценам на нефть и возросшему уровню потребления. Нужно, чтобы что-то осталось на века, нечто материальное, на что через 50 лет будут указывать и говорить: "Путин построил". Будут строить. Это как своеобразная форма прощания.

Проект "вертикали власти" как программа государственного строительства остался незаконченным. Сила доказала свою ограниченную эффективность, а эффективность не смогла конкурировать с силой. Результат банален: власть стала сильной, но эффективности ей явно не хватает. Когда дело касается внутренних проблем власти, их удается решить. Но при взаимодействии с другими субъектами общественно-политической жизни (кроме крупного бизнеса, его все-таки удалось встроить в вертикаль) - населением, СМИ, "матерями Беслана", наконец, - возникают проблемы. Силой с ними не получается, а как по-другому - непонятно. Остается только одно: укреплять, укреплять и еще раз укреплять:

Примечания:

1Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2000 г.

2Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2003 г.

3 Сообщение пресс-службы Президента России. 24 марта 2000 // Официальный сайт Президента РФ

4Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2003 г.

       
Print version Распечатать